Иди на запах

— Проходите, новопреставленные, не толпитесь! — Борис умело руководил вновь прибывшими, задавая привычные вопросы. – С Новодевичьего кто?
К нему подтянулись трое мужчин в дорогих костюмах и молодая женщина. За женщиной волочился шлейф бархатного платья, грудь украшали три нитки жемчуга. Она шла в тапках, а туфли на высоком каблуке несла в руках.
— Ох, женщины! – ворчливо, но уважительно произнес Борис. – С Ваганьковского есть? Сюда подходите. С Калитниковского? Нет никого? С Даниловского?..
Набралось двенадцать кучек похоже одетых мужчин и женщин в длинных нарядных одеждах, в основном преклонного возраста. Борис каждой группе указал рукой, куда идти, и заверил, что там их встретят. Все прошло быстро и без суеты, толпы растворились каждый в своем направлении, как будто никого и не было. Борис уселся на облачке, как на кресле, и только подумал, какой он умелый разводящий, как вдруг увидел отставшего от группы. Тот двигался медленно, с трудом переставляя ноги. Он озирался по сторонам, в глазах читались страх и любопытство.
— Эй! Ты с какого кладбища? — крикнул Борис.
— Не знаю.
— Иди сюда, поговорим. Ты отстал, я тебя сам провожу.
Новенький подошел. Он был лет тридцати, одет в джинсы, синюю футболку и светлую ветровку.
— Что же тебя в дальнюю дорогу так скромно собрали?
— Нормально собрали, — дерзко ответил парень.
— Да не ершись, — Борис подтянул ближе такое же уютное облачко.
— Как зовут?
— Валерка.
— Садись, Валерка, а меня Борис.
— А куда все делись, я же видел впереди толпу?
— Тебе что, про все небесное устройство рассказать? Рано тебе еще, осмотрись прежде. – Борис обвел вокруг руками, помолчал, а потом неспешно продолжил.  – Нравится? Красота и покой, лишь облака друг с другом спорят. Вот на земле православные говорят «загробный мир», они знают, что прежде надо умереть, в гробу полежать, затем быть похороненным, и лишь потом сюда попасть – в загробный мир. Я вот сразу понял, что ты, Валера, в гробу не лежал и похоронен не был. А здесь все продолжают жить своими кладбищами. А я служу разводящим. Встречаю новопреставленных и отправляю в соответствии с местами их захоронения. Во всем должен быть порядок, и я его добиваюсь.
— Так это ты отправляешь кого в рай, а кого в ад?
— Нет, Валера, это не мои обязанности, слава Богу! Моя должность маленькая, встретить и проводить дальше. Да рано тебе это знать, ты мне лучше расскажи про людскую жизнь, кем в миру работал?
— Ресторатор я…, ну, почти.
— А кто это?
— Тот, кто людей кормит вкусно.
— Повар, что ли?
— Да типа того, только кухня сложней и дороже.
— Ну и чем ты народ кормил? Расскажи про блюда, из чего они, чем пахли?
— Про какую тебе кухню, европейскую, японскую, русскую?
— Про русскую давай, про щи томленые из печи, да со сметаной. Помню, в детстве бабушка готовила. Вкус вот забыл, я ведь десять лет, как в облаках обитаю. – Борис развернул свое кресло—облачко так, чтобы быть напротив Валеры.
 — Ты заметил, что здесь запаха никакого нет? Ведь я уже и не человек, а так, оболочка бесчувственная, зачем мне помнить вкус и запах блюд, если ничего не ем! – Интонация Бориса менялась, делалась громче, — это я еще говорить могу, по работе требуется, а выше в небо поднимешься – одни пузыри летают, видоизменение происходит. В небе народу намного больше, чем на земле, всем поместиться надо. На земле люди временно, а здесь вечно, Валер! – Совсем торжественно произнес Борис, затем, понизив голос, продолжил:
— Но мы отвлеклись, давай хоть мысленно на землю опустимся. Люблю я поговорить, особенно с такими, как ты, заблудшими. Расскажи мне, почему в повара пошел?
— Так я родился в девяностом, голодно было. Мама работала на заводе, где пылесосы делают, и зарплату иногда пылесосами выдавали, а их еще надо было суметь продать. Ловкие люди скупали у кого можно по дешевке, у мамы моей, например. Я же вечно голодный, радовался даже куску хлеба с маслом подсолнечным и солью. А еще мой прадед поваром был, в «Астории» работал, по-французски говорил. Зов предков, наверное, решил, что пойду на повара учиться, чтобы быть ближе к продуктам. И не прогадал, теперь ресторанов тьма, все поесть любят, да и продуктов завались, только фантазируй, чтобы других перещеголять. И я придумал такую фишку – заказать свой фирменный запах флейвористу, это такой специалист, который составляет новые вкусовые ароматы, ну как духи сочиняют парфюмеры. Он согласился, еще пошутил, мол, «добавлю две капли Шанели к твоим щам». И, надо сказать, так умело добавил! Он смешал запахи только вынутого из печи пшеничного хлеба и печеных яблок антоновки, которые прежде полежали на подсушенном сене из луговых цветов, а среди них выделялся легкий аромат ромашки. А еще добавил немного сливочного вкуса, ну и те самые «две капли». Я открою свой ресторан и буду приманивать посетителей этим ароматом. Ресторан назову «Иди на запах!» И ты знаешь, Борис, ко мне пойдут!
— Красиво говоришь, Валер, жаль, не могу почувствовать, обоняния нет.
— А у меня аж нос чешется, так живо это представляю.
— Ну и чего ждешь, Валера, иди на запах! — Борис вытянул облако из-под парня и сильно надавил ему на плечи. – Рано пришел сюда, дела земные не закончил, лети обратно вниз…
Борис удовлетворенно посмотрел вслед исчезающему среди облаков парню и снова подумал, какая нужная у него работа, не только разводить новеньких, но и отправлять обратно на землю случайно попавших. Потом вспомнил про женщину с Новодевичьего и стал размышлять:
— Уверен, что от нее французскими духами несло на полнеба, жаль, что я запахи уже не чувствую, да и остальные скоро забудут, это быстро проходит. За сорок дней человек забывает все земное, и тосковать перестает.


— Он глаза открыл, смотрите! — Над Валерой нависло несколько человек: девушка с букетом луговых цветов, женщина с двумя багетами под мышками, маленькая девочка, грызущая яблоко и во все глаза смотрящая на парня. Донесся рев сирены. К нему подошли двое в белых халатах и попросили остальных отойти подальше. Его щупали, пристально глядели в глаза, что-то спрашивали, а потом положили на носилки и понесли в «Скорую помощь». Валера успел заметить две машины: в кювете стоял пикап с открытыми дверцами, а вокруг валялась гора молочных продуктов, перемешанных с землей, невдалеке лежал на боку его Рено Дастер. Двое гаишников что-то замеряли, возле них бегал какой-то мужчина. Валеру стал снова затягивать сон, к тому же тянуло вернуться к Борису.

Прошел месяц, Валерий стал понемногу вставать, по очереди его навещали родные.
— Сынок, ты, когда бредил, про ресторан говорил. Мечтаешь свой открыть?
— Да есть, мам, кое-какие идеи.
— Надо же, ты как мой дед, к нему пол-Москвы на его солянку ходило.
 — Мама, а на каком кладбище он похоронен? Помню, меня возили туда маленьким, а что за кладбище, не знаю.
— Ну как же, на Борисовском! Это наше семейное кладбище, и мы там лежать будем, когда время придет.
Парень заулыбался.
— Э, ты чего про кладбище заговорил? Ты «в рубашке» у меня родился — в такой аварии побывал! Твои дед с бабушкой еще живы, мы долгожители, помни об этом.
— Да все нормально, мам, название красивое — Борисовское. А чем это пахнет таким вкусным?
— Так обед развозят для лежачих, аромат стоит, будто сами хлеб пекут.
— Я встану, пожалуй, хватит валяться, а столовую найду — пойду на запах.
— Иди, Валера! – женщина вслед перекрестила спину сына.


На Литресе вышли мои книги. Не поздравляйте, просто скачивайте и читайте!
Электронная версия:"Ветка полыни"     https://www.litres.ru/zoya-belova/vetka-polyni/
аудиоверсия    "Через призму цвета"   https://www.litres.ru/zoya-belova/cherez-prizmu-cveta/


Рецензии
Замечательный рассказ.

Теплова Елена   27.09.2023 15:26     Заявить о нарушении
Елена! Тронута! С уважением!

Зоя Белова   28.09.2023 08:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.