Макаровы отец и сын...
СТАТЬЯ «МАКАРОВЫ: ОТЕЦ И СЫН… ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПИСАТЕЛЯ-РЯЗАНЦА ИВАНА МАКАРОВА
(«ИВАНА БУЙНОГО»)«ОСТРОВ», «КРЕСТОМ ГАПОНА», «СВОБОДА», «КАЗАЧИЙ ХУТОР», «ДЕЛО
№ 471», «МИША КУРБАТОВ».
Не так часто у отца и сына полностью совпадают фамилия, имя, отчество... Сейчас много говорится об энергии имени, его тайных связях с человеком, с его судьбою. У Макарова - отца и Макарова – сына они полностью совпадают: оба – Иваны Ивановичи!В своей ранней автобиографии будущий писатель, но пока «активработник» КСМ(РКСМ, напишет: «Материальное положение было плохое, в силу чего отец большую часть времени был на заработках в Москве и других городах кирпичником, банщиком и сапожником. Детство провел в семье, где пережил и репрессии, применяемые к отцу за принадлежность к партии социал-демократов, а потом РСДРП, в которую перешёл в 16 -17гг., был свидетелем обысков, арестов как отца, так и других революционеров, скрывающихся частенько у нас, и, в силу вышеуказанного, я узнавал о революции и ее цели в раннем возрасте…» Но читатель, это – официальная, партийная автобиография будущего писателя!
Влияние Макарова-отца на Макарова-сына – бесспорно… Об этом свидетельствуют многие книги Ивана Макарова! Тему взаимоотношений отца и сына писатель поднимает и в первых, и в самых последних своих литературных произведениях. Например, в романе «Миша Курбатов» (1934, 1936 гг.), вышедшем в центральном издательстве страны за три месяца до его ареста и за полгода до расстрела!Или в незаконченных «Голубых полях» (1936 – 1937гг.). Но начнём с первых...
Рассказ «Крестом Гапона» – не самый известный: Иван Макаров редко включал его в свои сборники. Или его не пропускала советская цензура? Сильнейший по эмоциональному восприятию, он помогает понять истоки будущего «макаровского» романа «Стальные рёбра». «Крестом Гапона» печатался последовательно в пяти номерах губернской рязанской газеты «Рабочий клич» в июне 1928 года. Рассказ написан целиком на «рязанском», а точнее - на «салтыковском» материале (писатель родился в селе Салтыки Раненбургского уезда Рязанской губернии 30 октября 1900 года(по метрическим данным 31 октября), и основан на событиях первой русской революции 1905 года. Двадцативосьмилетний Иван Макаров посвятил его своему «земляку Василию Ерёмину» – крестьянину села Салтыки! В нём, практически напрямую, главной линией проходит единство поступков отца и сына - Игната Разлатого и Семёна. О чём же этот рассказ?
Семён - сын салтыковского крестьянина Игната Разлатого, «в женихи поспел»... Но у жениха нет хорошей, без заплат рубахи. Его отец решает отвезти в город, к мяснику двух своих овец и «ярочку» – «молоденькую, пушистую, как верба в апреле», чтобы выручить деньги на новую одежду сыну. Но смерть «ярочки» во дворе мясника, с покорными, но умоляющимиглазами, смотревшими на хозяинатак расстроила Игната Разлатого, что он был «как в тумане». На базаре у него украли деньги, вырученные за овец.Дома, салтыковский волостной старшина Михайло Кузьмич с урядником и понятыми практически даром, отнимают за долги «тёлушку»... После этих идущих чередою трагических событий Игнат Разлатый не может распутать «мучительный узел душевной сумятицы».
Его близкий друг – учитель Ионыч (!) тайком передаёт ему некую бумажку, присланную «братом из Питера»: это петиция к царю-батюшке священника Гапона. Крестьянин Игнат Разлатый возмущается, что такую хорошую и важную бумагу «прячут» от царя, и вдвоём с сыном Семёном они начинают мирную борьбу с местной властью: требуют собрать сельский сход. Им хочется найти выход из своего тяжелейшего, но временного положения, тем более, что односельчане им сочувствуют! Но местным властям это не нравится. Местные власти призывают на помощь городские. Прибывшие «городские» власти: «урядник» со «стражниками» и расправляются с отцом и сыном, не дающими себя арестовать.
В заключительном эпизоде рассказа Ивана Макарова «Крестом Гапона» следующее: утром, не сдавшихся властям – едва живого, с помутившимся разумом Игната Разлатого, изодранного крючьями багора во время «поимки» в собственной избе, и его мёртвого сына Семёна везут на санях в город...
«Крестом Гапона» – один из сильнейших рассказов Макарова-писателя!Начинающий писатель мастерски закольцовывает его начало и конец мотивами ветра:
«С свирепым визгом мечется в степи буран. Остервенело вздымает рыхлую, снежную пыль, мчит её, будто ловит кого-то в тёмном, безлюдном поле, а поймав, вдруг свёртывает снег огромным жгутом, точно пойманного обернёт в длинный саван и швыряет ввысь.
Налетает свирепый на Салтыки, свистит в трубах, сученкой скулит за дверью, седыми космами позёмки ощупывает из-под двери сенцы. Страшно подумать, что где-то в сугробах Манчжурии, кутаясь в обрывки жиденького башлыка, скорчился часовой и уже не видит, как впереди маячут приземистые фигурки и, тоже едва перемогая лютую стужу, крадутся к нему.
По России, во мгле, бродит кто-то страшный, высматривая жертву.»
А вот самый конец рассказа «Крестом Гапона»:
«Ветер неистово мотал клочьями рубахи Игната, обнажая страшное, изодранное тело. Семён лежал головой у него на коленях, накрытый дерюгой.На ухабах прыгали сани. Игнат в такт им кивал головой и, нагибаясь к сыну, шептал:
– Сёма, потерпи братец… В городе чай фельшара дадут…»
В отличие от «Крестом Гапона», тема взаимоотношений отца и сына – не главная в рассказе И. Макарова «Остров». И этот рассказ двадцатидевятилетнего писателя не может оставить читателя равнодушным!Он создан, также, целиком на родном «салтыковском» материале: по словам Н.Н. Крыловой, живущей в современных Салтыках,в этих местах ещё сохранился данный «остров»... Сам И.И. Макаров датирует написание «Острова» - «Москва, 1929 г.»; то есть этот рассказ создавался уже в Москве, а не в Рязани, которую писатель покинет в самом конце 1929 года. Судя по дате, это первое «московское» произведение писателя-рязанца, и одно из самых эмоционально тяжелых... Это и немудрено: «Остров» создавался сразу же после того, как И.И. Макаров не только лишился места основной работы (заведующего Рязанским землеустроительным техникумом), но и, видимо, был исключён из рядов партии РКП(б). Причина? За бытовое разложение и пьянство. Сам Иван Иванович напишет: «за мелкобуржуазные настроения»... К концу 1929-го у писателя-рязанца есть жена, сын с редким именем Январь. Но, вероятно, он уже знаком со своей последней (неофициальной)женой – Верой Валентиновной Вонлярлярской, живущей в Москве.
То, что последние «рязанские» месяцы партслужащего и пока ещё заведующего Рязанским землеустроительным техникумом были не простыми, свидетельствуют и партийные документы. В 1928-1929 годах активно продолжается не только «проверка и чистка» губернских коммунистов, но и «проверка» принимаемой в средние профессиональные учебные заведения молодёжи. Молодые люди должны быть строго подходящи по социальному происхождению, ведь они – будущие строители социализма! Дети дворян, священнослужителей, торговцев и даже части служащих, не входили в их число. Архивные документы тех лет свидетельствуют, что Иван Иванович Макаров мог выбрать новое место службы в Московском округе (на короткое время рязанские земли вошли в состав Московской области). Своё окончательное решение начинающий писатель, уже опубликовавший «Стальные рёбра» в журнале «Молодая гвардия», должен сообщить руководству губернского народного образования. Иван Иванович даже успевает в сентябре 1929-го принять активное участие в организации и проведении первой Рязанской окружной конференции РАПП, объединившей всех пишущих на тот момент рязанцев, в том числе и журналистов, независимо от их членства в творческих Союзах. Сохранился широко известный и не раз публиковавшийся фотоснимок участников этой конференции РАПП: среди них есть писатель Иван Макаров!
На первую Рязанскую окружную конференцию РАПП приглашались и московские писатели – поэт Алексей Сурков, прозаик Александр Исбах, вероятно, как представители московской организации. По словам исследователя Ю. Веденина, конференция проходила «при помощи окружкома партии»: то есть на конец сентября 1929-го Иван Иванович Макаров ещё коммунист – член РКП(б)! Один из вариантов места проведения этой объединяющей окружной конференции РАПП– здание бывшей Рязанской 1-й гимназии, ныне – Политехнического института.
Но в жизни чёрные полосы обычно сменяются белыми... В творческом плане, именно 1929-й- последний «рязанский» год И.И. Макарова, особенно продуктивный. У начинающего писателя очень много публикаций, причём, в центральных газетах и журналах! Так, в самом начале 1929-го, в первом номере журнала «Октябрь» публикуется его рассказ «Смерть» (основан на реальных, рязанских событиях – авт.). Написаны и частью опубликованы, рассказы: «На повороте», «В чужом вагоне», «Фортель - Мортель» («Фортель - Мортель» напечатан в том же журнале «Октябрь», в № 9, 1929 г. – авт.) Кроме этого, на страницах центральной «Литературной газеты» молодой двадцатидевятилетний рязанец ввязывается в острую полемику с признанным советским поэтом Александром Безыменским!Что же не понравилось Ивану Макарову?
Статья А. Безыменского называлась «В атаку на психологический реализм». В ней известный всей советской стране поэт требовал от писателей «изображение не личности, а коллектива». Молодой двадцатидевятилетний рязанец пишет и «Литературная газета» публикует (!) «Открытое письмо Ив. Макарова тов. Безыменскому». В нём «очень молодой писатель» или «слабый начинающий писатель», (так называет себя сам Макаров), пишет: «Ужель мне теперь изорвать мою рукопись, раз она написана методом психологического реализма, методом, вредном для сегодняшнего дня, да к тому же написана о будущем?» «Прошёлся» «молодой писатель», правда, в постскриптуме, и по пьесе Александра Безыменского «Выстрел»: слышал вашу пьесу «в вашем же чтении», но не запомнил ни одного персонажа. И самое главное: в 1929 году публикуется журнальный вариант первого романа Ивана Макарова («Ивана Буйного») «Стальные рёбра». Очень скоро роман выйдет отдельной книгой в Гослитиздате РСФСР (в издательстве «Московский рабочий»). Вероятно, именно эта книга, изданная в самом начале 1930 года, стоимостью в 2 рубля 40 копеек и попадёт в книжные магазины Рязани. Увидев её,комсомольские и литературные знакомые Ивана Макарова искренне удивятся: это «наш» Иван написал?
Но вернёмся к рассказу «Остров»…О чём же рассказ уже уехавшего из Рязани двадцатидевятилетнего Ивана Макарова? Крестьянин-единоличник Фёдор Михайлович и его сын Володяшка подтверждают через суд (!) законное владение ими «острова», который жители «посёлка» хотят сделать своим. Но крестьяне - посельчане продолжают безнаказанно вырубать на «острове» лес, принадлежащий Фёдору Михайловичу с сыном Володяшкой, таскают из поставленных ими силков уток и т.д.:
«Вскоре у него сложилось понятие, будто не он выиграл трёхлетнюю тяжбу, а посёлок. И странно, это чувство укрепилось, хотя Фёдор Михайлович хорошо помнил, что выиграл в тяжбе не посёлок, а он сам.
Не осилив душевной смуты, он разбудил сына и велел снять уток. Но когда сын оделся, Фёдор Михайлович растерянно покликал его:
– Володяшка, погоди … До утра постоят.
Изумлённый сын молча разделся и лёг, и, приоткрыв угол дерюги, украдкой всматривался в отца. Через десять минут Фёдор Михайлович опять одиноко окликнул:
– Володяшка, не спишь?..
Сын натянул дерюгу на голову и согнулся, касаясь подбородком своих колен. Потом тихо ответил:
– Спать уж некуда больше.
И опять очень долго молчали оба. Казалось, Фёдор Михайлович спит, сидя на приступке.
– Чего ж спать?.. Выспался уж … – громко повторил сын. Фёдор Михайлович вскинулся и взволнованно спросил:
– Володяшка, нам ведь определили?.. Да?.. Там… в губернии?..
– А я знаю? – Раздражённо откинув дерюгу, спросил сын.
– Ай, Володяшка, не в том речь … Укрепу в душе нет, бестолочь ты, душевного укрепу нет! – воскликнул Фёдор Михайлович и поник снова…»
Каков же почти самый конец рассказа И. Макарова «Остров»?
«Когда Фёдор Михайлович возвращался, прижимая к груди ржавый вагонный буфер, на пороге с ним встретился сын. Он был одет по-дорожному: с большой тяжбинной котомкой, из которой выпирали носками кожаные сапоги. Отец сразу понял, что сума эта сготовлена сыном не теперь, а раньше: так обдуманно и способно пришиты к ней сплетённые, как девичьи косы, верёвки. И сам-то Фёдор Михайлович внезапно почувствовал, что будто известно было ему про этот уход. И даже совершенно изумительное, непостижимое облегчение нашёл он в этом решении сына.
– Идёшь, Володяшка?.. – слабо улыбаясь, спросил он и прибавил: – Ну, с господом, Володяшка, с господом…
Не дойдя до леска, сын повернулся, постоял минуту и, глядя на всё ещё улыбающегося отца, исступлённо взвизгнул:
– Жизнь… Осело, а не жизнь! Сгинешь в молодых летах, – и быстро скрылся в деревьях.
Фёдор Михайлович подождал минуту и суровым, размашистым крестом осенил путь сына».
Рассказ «Остров» И.И. Макарова, уже покинувшего Рязань, был опубликован в первом номере журнала «Новый мир» за 1930 год. На фоне политической жизни того времени факт сам по себе – удивительный! Но что же литературные крестьяне - «поселковцы» сделают на бывшем «острове» Фёдора Михайловича и его сына Володяшки? Они построят колхозную мельницу и просорушку…
Тема «отца и сына» – одна из главнейших и в рассказе Ив. Макарова «СВОБОДА». Место его действия относится к «сибирскому» или «красноярскому» периоду жизни начинающего писателя: к недолгому его отсутствию в Рязани. По свидетельству архивных документов, партслужащий И.И. Макаров поедет в «Сибкрай» в служебную командировку или в длительный «отпуск». Он временно покинет свою должность в системе рязанского ГубОНО и объявится уже в «Сибкрае», на такой же работе. В городе Красноярске Иван Иванович значится заведующим Красноярским Губпрофобром: также в системе ГубОНО, а далее – в системе краевого Сибирского ОНО.Зафиксированы две кратковременные (по 4 и 8 месяцев – авт.) командировки-отпуска в Сибирский край. Из последней он вернётся весной 1927 годаи уже летом того же 1927-го, назначается заведующим Рязанским землеустроительным техникумом, правда, пока исполняющим обязанности...
В это время заведующий «РязЗемТехникумом» И. И. Макаров указывает адрес своего местожительства – улица Ленина, дом 32. Это новый,найденный автором адрес, в дополнение к уже известному дому № 38 по той же улице Ленина (Астраханской), ныне там установлена мемориальная доска. В доме же № 32 по улице Ленина (Астраханской) и сейчас (на 2021 год) размещается Рязанское художественное училище; в «макаровские» годы – «Художественно - Музыкальный техникум». В 1927-1928 и 1928-1929 учебных годах, на короткий срок, в двух зданиях художественно-музыкального техникума временно размещался и Рязанский землеустроительный техникум, возглавляемый заведующим И. И. Макаровым.
Рассказ «СВОБОДА» написан Макаровым-писателем не в Рязани, не на «рязанском», а на «красноярском» материале, и написан уже в Москве!Его действие происходит на знаменитых красноярских «Столбах» в 1905-х годах. В этом литературном произведении читатель найдёт много, по всей вероятности, семейных «макаровских» черт: самого писателя, его матери, отца … Так, литературный отец пятнадцатилетнего парнишки Лёни также, как и отец писателя – крестьянин, но «сапожник по профессии»:
«…Это ваш сын? – спросил он.
– Да, мой, – едва пересиливая себя от волнения, ответил сапожник.
– Испугались?
Сапожник долго молчал, а потом, как бы обдумав, произнес:
– Велик страх… жизнь, она тоже не ахти у нас…»
Эти фразы литературный отец, «сапожник по профессии», произнесёт после спонтанного поступка сына, вздумавшего покачаться на одинокой березе, растущей на самом краю скалы. Именно этот поступок сподвигнет постороннего мужчину попросить бесстрашного парнишку Лёньку написать на скале слово «СВОБОДА». Но его отец-сапожник, конечно же, догадался, кто написал слово «СВОБОДА»:
«Дома он хрипло спросил сына:
– Ты? – и, не дожидаясь ответа, схватил его за волосы и с какой-то свирепой нещадностью долго таскал по полу. И всякий раз, когда его рука, вместе с волосами сына, срывалась, он подскакивал к нему и без разбору бил его короткими ударами, потом снова схватывал за волосы и волочил по полу. Потом он скрылся и два дня подряд пил, совсем не являясь домой. Странно, что Лёнька не издал ни одного звука при этих страшных побоях. К вечеру голова у него распухла, кожа отстала и надулась, как прозрачный резиновый шар. Несколько дней он пролежал в постели. Маленькая, сухощавая мать украдкой от отца вызволяла его, растирая водкой покрытое сплошными синяками тело. Через неделю Лёнька встал и скрылся из дому».
Но Лёнька «скрылся» в «Столбах» … Он пришёл к той скале, где его отец, по приказу властей, смог замазать только первую букву «С». Дописывая первую букву «С» в слове «СВОБОДА» и погиб бесстрашный пятнадцатилетний паренёк Лёнька. Впервые этот рассказ был опубликован в 1930-м, в журнале «30 дней» и вплоть до октября 1967-го, вероятно, не переиздавался. В октябре 1967 года (6 октября, 1967г., № 41 (249)этот рассказ опубликует «Литературная Россия». И уже в современное читателям время рассказ «СВОБОДА» будет напечатан в хрестоматии «Литература Рязанского края».
В сильнейшей повести Макарова-писателя «Казачий хутор» также, два литературных отца и сына: Егор Жинжин и его сын Мишка, по прозвищу Мишка Скворец! На примере взаимоотношений двух Жинжиных Макаров-писатель показывает и отцовскую любовь к сыну, и их обоюдное непонимание... Мишка Скворец приветствует новую советскую жизнь: он спасает колхозные поля, придумав и соорудив вместе с «кузнецом Петраном» водополивную машину, похожую «на небольшую ветряную мельницу». Мишка задумывает «главное» своё изобретение – «построить по всему Советскому Союзу сеть особых магнитных громоотводов и всю неисчислимую по силе электроэнергию улавливать в соответствующие аккумуляторы. И уж из них пользоваться электричеством». И ещё он очень хочет, чтобы его отец вступил в колхоз! Именно на этой почве между ними происходит серьёзный разговор, в результате которого Жинжин-отец разбивает сыновьи приборы:
«Запал Егора уже прошёл. После встречи с кузнецом он чувствовал себя столь пристыженным, что мимо окна, за которым спал Мишка, пройти почему-то не осмелился и обошёл избу с другого, более далёкого угла. А войдя в избу, он знаком приказал жене молчать и кивнул на чулан, где лежал сын. После завтрака он ласково позвал сына в огород копать ямы под яблони, которые Егор собирался посадить осенью. Мишка заявил, что он поедет в город, но в ожидании приятеля пошёл с отцом и, громко сопя, принялся рыть, поспешно вышвыривая лопату за лопатой. Отец сказал:
– Устал, Скворец, отдохнём, – и присел тут же на землю, спустив ноги в свежую яму. Сын продолжал работать. Опять заговорил отец:
– Отдохни, говорю Миша, чего сопеть?
– Отдыхай, – сухо отозвался сын, не переставая копать. Но сопеть он всё ж перестал.
Отцу хотелось поговорить с сыном, высказать что-то заветное, но Мишка был суров и не располагал отца к откровенности» … Думая, что сын смягчится за разговором, Егор Жинжин высказывает ему сокровенные мысли:
«– Они ведь не чухают: сваливай всё в одну кучу. А душа? Ей и удовольствия не надо? – грозно спросил он.
Мишка заулыбался, глядя вдаль, в поле, где густой, похожий на море утренний накал воздуха миражил над бесконечным, волнующимся простором хлебов».
Но в отличие от своего отца, мечтающего посадить свой собственный сад, сын-комсомолец Мишка Скворец мечтает засадить садом заросшие ивняком земли для всех людей:
«Вот расцветёт-то! Гулянье там всеобщее устраивать если. А если ночью в дождик, его разноцветным электричеством зажечь. Рай, тять! Осенью намечают начать в колхозе.
Такое противоречие сына сразило отца. Егор встал и, прямым ударом всадив в грунт лопату, горько охнул. До приезда молодого Пустынкина, Мишкиного приятеля, он работал без передышки, молча и злобно, точно бы в руках у него не заступ, а штык».
В 1934 году в тверской (бывшей калининской) деревне Новое Лукино, уже известный всей советской стране писатель Иван Иванович Макаров, пишет рассказ-повесть «Дело № 471», основанный на реальных событиях: сохранён даже номер «дела». Этот рассказ Иван Иванович подпишет - «Новое Лукино, 1934г.» Известный всей стране советский писатель Иван Макаров, которого литературные критики ещё пытаются «подправить» идеологически, три года жил и творчески работал в Тверской области, в деревне Новое Лукино. Там и происходит несчастье с его девятилетним сыном Январём. Московский литературовед и журналист Маргарита Смирнова в предисловии к книге писателя «Чёрная шаль» напишет об этом так:
«Однажды Иван Иванович вместе с женой зашёл к колхознику Василию Резцову, доброму своему приятелю. Сынишка Январь остался на улице и играл с ребятишками. Взрослые пили чай и безмятежно беседовали, когда из-под окон раздался отчаянный детский вопль. Все кинулись туда: через зелёную деревенскую улицу полз ребёнок; одной рукой он держался за ягодичку, из-под смуглой, пыльной ладошки сочилась кровь. Это был Январь. Мальчишку внесли в дом. Отец тотчас же запряг лошадь и отвёз сына в больницу. К счастью, нож миновал почку. История эта воспроизведена в рассказе-повести «Дело № 471»; Иван Иванович написал его по горячим следам событий. И даже сохранил подлинное имя одного из главных героев – Василия Резцова, назвав его Василием Королёвым».
Любопытно, и в романе «Чёрная шаль», законченным Макаровым-писателем годом ранее «Дела № 471», есть литературный герой Василий Резцов! То есть Макаров-писатель дважды обдуманно выводит хорошо знакомого ему человека в двух своих крупных литературных произведениях!
Имя Михаил, Миша – одно из самых любимых литературных имён Ивана Макарова!И название его детского рассказа, опубликованного в 1928 году в рязанской пионерской газете «Ленинские внучата», также, «Мишкина контрабанда»! В повести «Казачий хутор» по крайней мере два (!) литературных «Мишки»: Мишка Скворец и Миша Пустынкин, оба – члены первой молодёжной коммунистической ячейки села. И свой последний законченный роман Макаров-писатель назовёт – «Миша Курбатов»! Экземпляр этой книги 1936 года выпуска подарит Рязанскому краеведческому музею в 70-е годы двадцатого века московская жена писателя - Вера Валентиновна Вонлярлярская. Книга хранится в научной библиотеке Рязанского Кремля.
Но откуда у писателя любовь к имени Миша, Михаил? У Ивана Ивановича было два младших брата: Михаил и Григорий. Возможно, первый из них был ему ближе?
Можно удивляться трудолюбию И.И. Макарова, его способности плодотворно и быстро работать. Так, роман «Чёрная шаль» пишется в 1933-м… Рассказ-повесть - «Дело № 471» - в 1934-м. Одновременно с ними создаётся писателем и публикуется в семи номерах журнала «Новый мир» (с № 4-го по № 10-й - авт.) роман «Миша Курбатов» или «Бельё»… «Миша Курбатов», по первому названию - «Бельё», посвящён строительству Магнитогорского металлургического комбината на Урале – первенца советской индустрии, успешно работающего до сих пор!А первым директором Магнитки (с 1933г.) был, наверняка хорошо знакомый Ивану Ивановичу, Авраамий Павлович Завенягин – один из первых активных комсомольцев Рязанской губернии. Позднее, закончив Горную Академию, Авраамий Павлович внёс весомый вклад не только в отечественную металлургию, но и в отечественную атомную промышленность. В 1956-м, - в год посмертной реабилитации И.И. Макарова, он скончался, и в числе немногих выдающихся советских людей, похоронен в Кремлевской стене города Москвы!
В центре «макаровского» романа «Миша Курбатов» - последнего законченного произведения писателя-рязанца также, отец и сын! Егор Иванович Курбатов – новый директор строящегося близ уральского села Знаменска металлургического комбината, и его сын-комсомолец, инженер Миша Курбатов. Их семейная история не простая…
Литературный герой романа - рязанец (!) Егор Иванович Курбатов, после событий первой русской революции 1905-1906гг.отправлен в пожизненную ссылку в уральское село Знаменск… Через какое-то время он вынужден бежать из Знаменска для нелегальной партийной работы. В Знаменске он оставляет невенчанную жену Машу и их общего сына Михаила. Спустя какое-то время Маша сближается со знакомым Егора Ивановича – Иваном Фёдоровичем Ерёминым, который на короткий срок заменит его сыну отца. Двое любимых мужчин Маши и сын одного из них неожиданно встретятся на строительстве «металло-комбината» близ того же уральского села Знаменска… Судя по страницам «Миши Курбатова», литературный отец – Егор Иванович Курбатов, нежно любит своего сына:
«Егор Иванович, не вставая, выпрямился, опираясь о стенку обрубком своей руки (он полулежал во время непрошенного визита так, что левое плечо его, лишённое руки, Семён Григорьевич не заметил, что впоследствии выяснилось). Обняв правой рукой голову сына, он молча ворошил его волосы, внимательно следя за каждым выражением его лица.
Потом, выпустив сына, проговорил тихо:
– Мишук, слышишь, хлынул какой?.. Закрой окошко … Но не совсем. Пускай и поплещет и сюда … Капельки. Ты, Мишук, любишь, когда брызгушки через окно попадают прямо в лицо?
Миша приподнял раму, оставив щель вверху, и Егор Иванович подставил лицо поближе к окну. Мелкая и ласковая водяная пыль брызнула и заплясала на крошечном столике вагона.
– Какое добро, Мишук, какое добро! – воскликнул Егор Иванович».
Но литературному герою - Егору Ивановичу Курбатову – новому директору строящегося уральского «металло-гиганта», суждено будет потерять в романе своего единственного сына. Комсомолец, инженер Миша Курбатов погибнет во время диверсии на «металло-гиганте».
Символично, что в том же 1936 году, при новой публикации «Миши Курбатова» в журнале «Новое время», роман помещён вслед за большой статьёй по поводу неожиданной смерти Максима Горького… Статья «Великий трибун пролетарского искусства» подписана многими известными писателями того времени: Ф. Гладковым и Л. Леоновым, А. Малышкиным и Вс. Ивановым, А. Новиковым - Прибоем и Б. Пильняком, И. Макаровым (!) и Н. Асеевым, Б. Пастернаком и А. Платоновым, П. Васильевым (!) и Б. Корниловым... В первой трети названного списка, частично перечисленного, между писателем Борисом Пильняком и поэтом Николаем Асеевым стоит фамилия «И. Макаров». Среди подписавшихся – и поэт Павел Васильев…
Через очень короткое время и Иван Макаров, и Павел Васильев будут арестованы, ложно обвинены в подготовке покушения на «т. Сталина». Оба погибнут в июле 1937-го…
Иван Иванович Макаров – отец писателя Ивана Макарова, переживёт своего сына-первенца! Он живо интересовался его книгами... Знал не только их названия: ему было важно и отношение к ним читателей... Он гордился своим сыном! А что же Январь Макаров - единственный сын Макарова-писателя? Январь Иванович Макаров родился в Рязани, в декабре 1925-го… В Рязани он проведёт первые четыре года жизни… В 1937-м, на момент ареста своего отца, ему исполнилось одиннадцать лет: Январь был пионером… В Великую Отечественную войну, он также, как когда-то его отец, добровольно, пойдёт защищать советскую страну. Станет снайпером, артиллеристом… Январь Иванович Макаров погибнет 7 мая 1945-го в немецком городе-крепости Кёнигсберг (нынешний г. Калининград), в возрасте девятнадцати лет…
О.Сидорова (Ершова)
ЛИТЕРАТУРА:
1. И. Макаров. Крестом Гапона. – Газета Рабочий клич, Рязань, 1928, № № 139,
140, 141, 142, 143
2. И. Макаров. Казачий хутор. – Рязанское книжное изд-во, 1962.
3. Личный фонд Н.В. Орлова: ГАРО, ф. Р. – 5039, оп. 1, д. 26
4. Ю. Веденин. Его псевдоним – Иван Буйный. – Рязань. Узорочье, 2007, с. 110
5. На одной из фотографий, хранящейся в Ряжском краеведческом музее и подписанной рукою Евдокии Ивановны Лавровой (в девичестве Макаровой), изображено здание бывшей Рязанской 1-й мужской гимназии. Фотография имеет подпись, что именно в нём проходила первая окружная рязанская конференция РАПП
6. Н. Плиско. Журнал Октябрь, № 4.
7. И. Макаров. Чёрная шаль. – М. Московский рабочий, 1970, с. 344
8. О.В. Сидорова (Ершова). О возможной встрече в Рязани Есенина и писателя Ивана
Макарова (по архивным данным). Сборник научных трудов. Сергей Есенин:
Творчество. Личность. Эпоха. - Москва – Константиново – Рязань, 2018
9. И. Макаров. Свобода. – Р. Русское слово, 2004, с. 161.
10. И. Макаров. Чёрная шаль. – М. Московский рабочий, 1970, с. 295, 296
11. И. Макаров. Чёрная шаль. – М. Московский рабочий, 1970, с. 24
12. И. Макаров. Миша Курбатов. - Журнал Новое время, 1936, с. 13, 14
13. Там же, с. 7.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №223043001457