Работа наркомов при Сталине

Сегодня, особенно в свете всего происходящего в мире, в нашей стране остро встает вопрос компетенции и профессионализма в работе ответственных лиц - министров и т.п.
Наверно, есть смысл обратиться к совсем не такому и далекому прошлому, к тому периоду, когда страна решала весьма похожие задачи и проблемы.

Как и сегодня, в те годы коллективный Запад был настроен резко негативно к нашей стране. Со всем отсюда вытекающим. И, как и тогда, много было проблем внутри страны, нехватка порой самого элементарного. Но проблемы решались. Очень оперативно при этом.
Даже критики признают высокие организаторские способности Сталина. Мнение отдельных явных не адекватов, принимать в расчет не стоит от слова СОВСЕМ.

Сталин сумел создать эффективный аппарат управления. Это были те самые "Сталинские наркомы" - управленцы и государственные деятели довоенного, военного и послевоенного времени.

Конечно, совсем идеализировать не стоит - и во времена Сталина был и бюрократизм, проявления очковтирательства, коррупция. Было такое, было, хотя и крайне редко.
Вполне вероятно, что искоренить такие проявления полностью не выйдет никогда. И ни в какие времена.
А вот очень сильно снизить такие проявления и весьма жестко наказывать за такое - возможно. И именно Сталину это удалось!

Тогда боялись брать взятки из-за страха - могут и к стенке поставить, заслуженно при этом. Да, были случаи - брали, но % был крайне мизерным. Это не сегодня - когда приходиться то тут, то там читать про миллиарды, которые находят в "закромах" у отдельных "героев" и т.п., про даже условный приговор (!!) за очень серьезные финансовые преступления! Или, когда прямо напоказ, идет выставление просто невероятной роскоши у отдельных чиновников, при условии их далеко не самой высокой заработной платы. Откуда средства на такое? И тишина в ответ ...

А во времена Сталина, помимо соответствующих органов, весьма эффективно работала и такая структура, как Госконтроль.
С 1946 года существовал Наркомат госконтроля СССР, преобразованный затем в Министерство госконтроля. Госконтроль проводил ревизии и проверки.
Руководить в те годы был поставлен Л.З.Мехлис.

Стоит сказать, что был очень непростой человек, противоречивый, много и негативных отзывов о нем. Но одно абсолютно точно - это был совершенно неподкупный руководитель, сам, как говорится "бессеребренник", чуждый к накопительству и роскоши.
К слову - при Хрущеве, в 1957 году Министерство госконтроля было ликвидировано, на его месте создана Комиссия советского контроля Совета Министров СССР...

За нарушения строго спрашивали в том числе и с заслуженных людей, поблажек не было никому. Порой чиновники получали срок заключения, который отбывали в лагерях за дела, что по нынешним временам кажутся сущим пустяком!

Подбирая исполнителей Сталин считал, что недостаточно только выбрать руководителя, перед ним надо четко и правильно сформулировать цели и задачи, решения которых от него ждут!
Была выстроена система, заставлявшая руководителей вникать в суть дела, а не просто, как написано в известном лозунге времен позднего СССР - "проводить в жизнь генеральную линию партии".

Из воспоминаний известно - наркомы Сталина работали сутками, вникая в мелочи, добиваясь в кратчайшие сроки необходимых результатов.
К примеру, знаменитую Магнитку построили всего за 2 года - начали в 1930, а в 1932 году комбинат дал уже первый метал! Вот такие были темпы!

При этом наркомы не окружали себя огромным количеством советников ... помощников ... референтов и т.п. Время эффективно тратилось на дело, а не на разного рода презентации, круглые столы, длительное обсуждение концепции и т. п.

Важнейшие стройки страны курировались наркомами лично. Да, они имели большие полномочия, им выделялись для выполнения поставленной задачи все возможные ресурсы, но за конечный результат каждый нарком на своем участке отвечал головой. И необходимо учитывать - в самом прямом смысле этого слова!

Тогдашних сталинских управленцев поставили в такие условия, при которых по-другому они работать не могли.
А условия были жесткие. Взвалил на свои плечи весь груз проблем - тащи! Бездельничаешь, не выполняешь намеченное? Уволить! А если по твоей вине срываются намеченные сроки, да еще, к примеру, замечен в воровстве или взятки берешь - однозначно, под суд! Со всем отсюда вытекающим. И никаких поблажек! Вот такими были условия.

Писатель Александр Бек написал в свое время роман "Новое назначение". Сегодня роман практически не помнят. Бек в лице героя романа Александра Леонтьевича Онисимова написал о наркоме металлургической промышленности СССР Иване Тевадросовиче Тевосяне

Вот так описано в романе типовое утро сталинского наркома (впоследствии - министра) : "...ровно в девять утра входил в свой кабинет на втором этаже здания Совета Министров в Охотном ряду. К приходу Александра Леонтьевича на его письменном столе лежали, как обычно, суточные сводки о работе заводов черной и цветной металлургии, о добыче нефти и угля.
Опустившись в дубовое кресло с жестковатым, крытым искусственной кожей сиденьем (сотрудникам Онисимова давно известны его вкусы, нелюбовь к дорогой мебели), он надевал очки, — с некоторых пор они уже требовались ему при чтении. Стеклами и массивной оправой скрадывались темные полукружия под глазами — след многолетнего недосыпания …

.... Верный своему стилю — стилю управления, что отшлифован десятилетиями, — Александр Леонтьевич отнюдь не ограничивается изучением бумаг. Знакомясь со сводками, он то и дело поворачивается к телефонному столику, звонит по вертушке, — этим словечком именуются телефоны особой правительственной сети, — соединяется с министрами, с начальниками главков, требует ответа: почему снизилась выплавка на таком-то заводе, почему не изготовлен в срок заказ номер такой-то, из-за чего продолжается «непопадание в анализ» новой марки стали?
Не довольствуясь объяснениями из министерских кабинетов, следуя правилу ничего не брать на веру, он нетерпеливо нажимает кнопку звонка, приказывает явившемуся мгновенно секретарю связать его, Онисимова, с заводом, вызвать к телефону директора или начальника цеха, а порой даже и мастера. У них, заводских людей, Онисимов перепроверяет услышанные по вертушке объяснения..."

Вот так проводилась работа. И, надо полагать, не один нарком Тевосян так работал. Система жесткого отбора действительно поднимала на самый верх лучших.

А вот дальнейшая история страны как раз и показала, что при попустительстве высшей государственной власти, ослабления контроля, расстановки на различные начальствующие места "своих", чиновник, с большой долей вероятности, бывало становился и взяточником, и бездельником, не выполняя намеченных задач, что в целом отражалось и на выполнении поставленных планов и решений.

В то время боролись за хорошо работающий управленческий аппарат. Регулярно проводились аттестации руководителей, по итогам которой принимались кадровые решения - выгоняли бездарных, бездеятельных, выдвигая "снизу" тех, кто уже показал свою эффективность и добился результата.
Для примера, об эффективности работы управленческого аппарата, стоит привести воспоминания, направленного в конце 1940-х годов в загранкомандировку Владимира Васильевича Струминского, ученого в области аэродинамики и основ самолетостроения, будущего Академика АН СССР: "...Незадолго до зарубежной командировки, я занимался примерно тем же в нашей стране. Появилась хорошая возможность сравнить работу чиновничьего аппарата за границей и в СССР. Результат был совершенно неожиданным - наши аппаратчики на две головы оказались выше своих западных коллег! То, что в Великобритании или Франции занимало две недели, требовало множества разных согласований, у нас решалось за 3-4 часа... Советские управленцы по сравнению со своими западными коллегами были намного подготовленнее - быстрее соображали, не боялись брать на себя ответственность, работали четко, грамотно, профессионально..."

С этими словами перекликаются и воспоминания бывшего наркома земледелия, а затем министра сельского хозяйства СССР Ивана Александровича Бенедиктова, руководившего сельским хозяйством в период с 1937 по 1959 годы :  "...При Сталине продвижение в высшие эшелоны управления осуществлялось не только по политическим, сколько по деловым качествам... Главным критерием являлось умение человека на деле в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему!"

Управленцы Сталина были разными по возрасту, по характеру, по национальности. Они занимались разными отраслями народного хозяйства. Но у всех было одно общее, отличавшее и от предшественников, и от последователей в будущем - это были настоящие ПРОФЕССИОНАЛЫ! В кратчайшие сроки они решали труднейшие задачи.

Следует сказать, что при Сталине работала эффективная система мотивации для руководящего звена. Да, руководящие работники были обеспечены значительно лучше, чем остальное население по стране. У них были спецпайки, спецбольницы, курорты и т.п. Это все было.
Зарплата, естественно, была очень высокая, в наличии имелся закрепленный автотранспорт. Да и много еще, что могло тогда позволить в отношении своих наркомов государство.

Но другая сторона этой медали несла высочайшую личную ответственность за порученное дело, за итоговый результат. И ответственность заключалась не столько в возможном увольнении или в перемещении по горизонтали на какое-нибудь "теплое место", если вдруг не справился, а вплоть до высшей меры наказания. И это заставляло работать на совесть, не щадя своих сил! Очень сильно мотивировало!

Это уже после Сталина директор завода, доведший его, как говорится - до ручки, или чиновник высокого ранга, заваливший порученное дело, лично практически не рисковали. Ну, снимут с должности, раз не справился. Но не пропадешь - на другое руководящее место передвинут! Партийная номенклатура вообще перешла в разряд неприкасаемых.

Наркомов, директоров заводов и фабрик сама жизнь заставляла разрабатывать новые технологии, уменьшать затраты, хозяйствовать очень рачительно.
На заставке: Правительство СССР при Сталине.

Был очень четкий и ясный принцип - чем больше была квалификация работника, тем выше был его заработок. У работника был стимул учиться! На руководящие посты выдвигались молодые, энергичные - работали те самые социальные лифты, о которых так любят сегодня говорить.

Эффективным примером работы "сталинских наркомов" (точнее уже министров) стало восстановление Советского Союза после страшных последствий Великой Отечественной. По ее результатам в СССР были колоссальные разрушения и потери - уничтожено 30% национального богатства. Но самое тяжелое - чудовищные людские потери.

На Западе рисовали очень мрачные, пессимистические картины будущего Советского Союза. Прогнозы были однозначные - СССР сможет достигнуть довоенного уровня только к 1965 году. И только лишь в том случае, если будет брать кредиты на Западе.

Советский Союз вышел на указанный уровень уже в 1948 году, совершенно без чужой помощи, благодаря государственному регулированию экономики, умелому руководству и, естественно, небывалой самоотверженности советских людей.

Работа по восстановлению велась по плану развития народного хозяйства (1946-1950 годы), который был утвержден Верховным Советом СССР в начале 1946 года.

Этим планом предусматривалось восстановление разрушенных войной регионов страны, значительное превышение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, рост благосостояния советского народа.

Было развернуто Всесоюзное социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение четвертого пятилетнего плана. Началось рабочее движение за скоростные методы работы, инициаторами выступили токарь из Москвы Павел Борисович Быков и ленинградский токарь Генрих Станиславович Борткевич.

ВЛКСМ объявил шефство по восстановлению 15 старейших и сильно пострадавших во время войны городов страны. Кроме того, шла работа по восстановлению разрушенных крупнейших строек первых пятилеток, а также шахт Донбасса.

Известный публицист и спонсор публицистических передач Пименов высказал свое мнение о том, почему так быстро было восстановленное утраченное в годы войны народное хозяйство. Еще к этому он напомнил, что в 1946 году ко всем напастям была страшная засуха во многих земледельческих регионах СССР.  Он сказал, что это произошло потому, что люди, сделавшие все это, были высочайшей закалки и сознательности.  Они, родившиеся в начале 20-х годов, уже прошли воспитание и обучение в советской школе. Они призванные в армию, победили фашистов. И они же стали побеждать и разруху в нашей обескровленной войной стране.
Образно говоря - работа кипела по всей стране, в итоге пятилетний план был выполнен за 4 года и 3 месяца.

Огромную роль сыграл переход значительной части оборонного промышленного комплекса на производство продукции мирного назначения. Уже в 1946 году заводы, ранее задействованные на выпуск различных виды военной продукции - вооружения и боеприпасов, оперативно, в кратчайшие сроки, были переведены на выпуск мирной продукции.

Были резко сокращены военные расходы и за счет этого были значительно увеличены капитальные вложения. За пять лет были восстановлены или построены заново более 6 тысяч промышленных предприятий - почти столько же, сколько за первые две пятилетки!

С 1946 года были развернуты работы, связанные с атомной энергетикой и ядерным оружием. Всего через год после окончания войны произошел пуск первого в Европе атомного реактора для научных целей, а в 1949 году - первое испытание советской атомной бомбы РДС-1.

За 1946-1950 годы был введен 201 миллион квадратных метров жилья - почти столько же, сколько за все довоенные пятилетки. Была проведена денежная реформа.

Таким образом, СССР всего за одну послевоенную пятилетку, в условиях жесточайшего политического противостояния с богатейшими капиталистическими державами мира - с тем самым пресловутым Западом, без какой-либо внешней помощи, практически решил социально-экономические задачи восстановления разрушенного войной народного хозяйства.

Осталось последнее - вспомнить, кто руководил в те годы страной и работой тех самых министров, в прошлом "наркомов"...


Рецензии