Ав. дализе и диал. далда в монг. яз

Ав. ДАЛИЗЕ и диал. ДАЛДА в монг. яз.


1. Халха-монг. ДАЛБАА "парус"; "флаг"; ДАЛБАГАНАХ "мотаться,болтаться, колыхаться (о широком и плоском предмете)"; ДАЛБИЙХ "свисать, быть отвислым", ДАЛБАЛЗАХ "мотаться,болтаться, колыхаться".

Ав. ДАЛИЗЕ "виснуть, провиснуть". К сожалению, автор словаря Саидова П.А. (ДНЦ РАН) далее предоставляет ложную информацию о значении, приписывая аварской основе фантастические значения типа "цепляться, зацепиться; вешаться, повеситься". Есть, кроме нами перечисленных значений, лишь "висеть, виснуть" и никакого "повешения, цепляния" нет. Тот же самый вздор внесён и в предыдушее издание. Это - домыслы. Монг. словарь в отличии от сотрудников ДНЦ РАН, гораздо точнее характеризуют значение аварского "дализе". Или сотрудники ДНЦ РАН не владеют русским на должном уровне или не понимают сути аварской лексики.

В тюрк. языках представлено ДАЛ "ветка" без того разнообразия значений, что мы видим в халха-монгольском. По смыслу монг. основа ближе аварской лексеме, чем тюрк. ДАЛ "ветка", которое не исключено явл. заимствованием из монг. ДАЛДУУ "липа".

2. Ав. диал. ДАЛДА "коридор": халха-монг. ДАЛД "тайный, скрытый, нелегальный; секретно",ДАЛДЛАХ "скрывать, прятать, укрывать, маскировать". Судя по сементике монг. ДАЛД продолжает ту же тему: "парус, болтаться, мотаться" и т.п., ср. ДАЛИЙХ "делаться кривым, клониться; быть несимметричным".

В кавказской мифологии есть грузинское божество охоты Дали. Она в образе женщины может отклонить от цели стрелу охотника, кроме того у неё длинные ниспадающие на землю волосы. Специалисты предпологают заимствование этого образа из Финикии. Мы не понимаем, почему ДНЦ РАН до сих пор не внесло соответствующие коррективы, указав на аварскую лексику, которая как мы видим совпадает и с монгольской. Чем ещё может другим заниматься ведомство ДНЦ РАН кроме как пролития света во мрак невежества? Если, конечно, оно само не является мраком.Зачем нужны тогда все их научные регалии, конференц-залы и сборища непонятно кого и зачем? Где, в каком научном издании можно прочесть, напр., что вовсе не нужно в поисках истоков охотничьего божества Дали отправляться в Финикию, - это же слово представлено в аварском и они его не заимствовали от грузин.

Откройте Мифы Народов Мира и найдите там Дали- "из грузинского языческого пантеона", только ничего собственно грузинского в этом образе нет. И этот сюжет, вряд ли мог придти из Финикии, тогда как его разгадка исчерпывающе представлена в соседнем от грузин аварском, да ещё и в монг. языках.

Считается, что это языческое божество фигурирует в нахско-дагестанской мифологии как божество охоты АВДАЛ (первый компонент означает "тур, охота"), т.е. как бы дагестанцы "вытащили" это сюжет из картвельского языческого пантеона и переиначили, во что нам не верится. Тем не менее, именно так указано в Мифах Народов Мира, в статьях посвящённым ДАЛИ, АВДАЛ.

Обр. внимание однако на халха-монг. ДОЛУУЛ "все семеро, семером", ДОЛООТОЙ "семилетний", ДОЛОО(Н) "семь", ДОЛДУГААР "седьмой". У нас нет желания заново перечитывать низкопробную языческую мишуру, но мы уверены, что цифра "семь" обязательно в этих мифах о Дали и Авдале где-то "выстреливает".

Кроме того, мы предпологаем связь этой основы с монг. ДОЛГИО(Н) "волна", ср. общетюрк. ДАЛГА "волна", по очень простой причине- ШЕРСТЬ/ВОЛОС/КУДРИ в разных языках очень часто совпадают со словами означающими ВОЛНЫ, ср., напр., нем. WELLE "волна" и WOLLE "шерсть", др.-греч. KOAS (ав. квас "шерсть, вата", афг. КОСЫЙ "бурка") "шерсть, руно" и КАСПИЙ.

ШЕРСТЬ/БОГАТСТВО имеют отношение нередко к ХОЗЯИНУ/ХОЗЯЙКЕ ЗАГРОБНОГО МИРА и в данном случае мы можем подтвердить, что китайском "семь" связано с "обителью/царством мёртвых" и вообще негативом.

Монгольский след в этой мифологии проходит вдоль и поперёк, то и дело "выплескиваясь" в нахско-дагестанской лексике, типа ав. диал. ДОЛОГО "быстро" с халха-монгольским соответствием в виде ДОЛГИН "ретивый, неспокойный", ДОЛГИО "волна, вал". Родственная лексема t'algha "волна" (тур. заимствование?) имеется и в грузинском, но нет указаний ни на длинные волосы, ветки и самое главное - число "семь".

Вернёмся к истокам этой лексемы в монг. языках:

1. ЛОПАТКА, СЕМЬ, СЕМЬДЕСЯТ

Дагур. ДАЛ "лопатка", ДАЛ "семьдесят", ДОЛОО "семь", ДОЛООН "седьмой"

Халха-монг. ДАЛ "лопатка", ДАЛ МОЬР "плечо", ДАЛ(АН) "семьдесят, большое множество", ДАЛЬ "самые длинные перья крыла птицы".

Значение "свисание, ниспадание" (ав. дализе) в монг. языках исходит из значения "широкий, плоский": ДАЛБАА "флаг, парус", ДАЛБАГАР "широкий, плоский".

2. ВОЛНА, МОРЕ

Дагур. ДАЛИЙ "море",ДОЛГЕЕН "волна"; халха-монг. ДАЛАЙ "океан, море; много, обильный, бесчисленный, богатый", ДОЛГИО(Н) "волна, водяной вал".

ВЫВОДЫ

То что можно фиксировать в монг. языках-это связь понятия "лопатка, лопата" с числительным "семь" и "волной". Попытаемся испробовать эту монг. схему  на аварской лексике:

Ав. АНКЬ [ANTL'] "семь", где 4 латерал (скрипучая аффриката с твёрдонёбным корональным упором): цезское (в двух бежтинских яз.) АЬнКОЬ, гунзебское ЭнГУ "лопатка". В этих же цезских языках эта основа обслуживает значение "лопата, совок". Далее неожиданно обнаруживается формальное совпадение с осет. АЕВГАЕНАЕН, азерб. ХАЕКАЕНДАЗ, кум. ГЬАКЕНЕЗ "лопатка, совок". Все недагестанские формы нуждаются в дополнительное перепроверке, но внешне они выглядят схожими. И осетинская и тюркские формы исходят из какого-то одного источника.

Пытаться вытянуть какую-л. дополнительную информацию из аварской скрипучей аффрикаты сложно, это же TL' присутствует в ав. "кость" (ракьа), "земля" (ракь) и "предплечье, ярмо" (рукь). Если попытаться заглянуть максимально глубже и выявить общие элементы с монг. "лопатка", "море", "волна", то общее с ав. числительным "семь" всё же имеется: монг. DL  (ДаЛ, ДаЛий, ДоЛгеен и пр.) соответствует ав. TL' (анкь). Для закрепления подобного отражения нужны однако дополнительные примеры, мы знаем лишь то, что на индоевропейском материале аварский 4 латерал обычно отражается как DR/TR.

К рассматриваемой нами основе имеет отношение то, что мы рассматривали в одной из предыдущих статей:

Монг. догол и чеч. дукъ

Чеч. ДУКЪ "горный хребет", ав. РЕКЪ "криво" (рекъа-б "кривой"), годоб. РЕКЪА "холм, бугор".

В специализированной литературе связывается с древнегреч. RAXIA/RAXE "скалистый берег, каменное взморье, прибрежный прибой, бурун, морские волны", RAXIS "позвоночный, спинной". Со своей стороны мы можем ещё добавить др.-греч. ROIKOS "искривлённый, кривой", ROIKON "кривоногость, косолапость".

В халха-монг. практически нет собственных лексем, начинающихся на r-, поэтому мы обращаем внимание на чеченскую форму, как имеющую все шансы на совпадение с монг.

Халха-монг. ДОГОЛ 1. "угол, тупик", ДОГОЛ 2. "хромота (название болезни ног у домашних животных)", ДОГОЛДОХ "иметь форму угла", "нарушаться (о ритме чего-л.)", хромать", ДОГОЛОН "хромой, прихрамывающий", ДОГОНЦОХ "прыгать, скакать на одной ноге".

Приведённые в данном случае соответствия явно выходят в конечном счёте на аварский 4 латерал: ср. ав. РЕКЪ "криво" и ав. РАКЬА "кость" при др.-греч. RAXIS "позвоночный, спинной",RAXIA/RAXE "скалистый берег, каменное взморье, прибрежный прибой, бурун, морские волны". Здесь представлено всё- и "море", и "морские волны" и что-то вроде "спинного хребта, кости" тоже.

В нахско-дагестанских яхыках распространённое обозначение лопатки БЕЛ соответствует монг. и тюрк. обозначениям "поясницы, талии", а монг. предплечье ШУУ совпадает с ав. числительным "пять".  Также это обозначение "руки" и в шумерском.


Рецензии