Хочешь, я расскажу тебе о Марсе?

       Я стою на балконе, и тёплый ветерок треплет мои длинные тёмные волосы. Летний вечер на планете Земля... Как не похож здешний заход солнца на призрачно-синий марсианский закат! Сейчас земное небо над городом пылает изумительными цветами королевского пурпура и золота, а небосвод далёкого Марса выглядит в эти же часы холодным и неприветливым.
       ...Вот и погасла над горизонтом последняя закатная полоса, похожая на пунцовую шёлковую ленту. Я поворачиваюсь к своей довольно высокой, зеленоглазой дочери-подростку, которая стоит со мной рядом, тоже любуясь закатом:

     — Какая ясная сегодня погода, Марси! Взгляни, вот зажглась над нами в тёмной вышине яркая точка — это Марс. Он краснеет живым огоньком, словно уголёк среди золы. Как далеко эта звёздочка от нас находится — и всё же мы так отчётливо её видим, да? И сама она как будто смотрит на нас, словно немигающий глаз. Порой, когда все спят, я выхожу одна на балкон и смотрю, смотрю на Красную планету, предаваясь воспоминаниям. Иногда я могу простоять здесь всю ночь напролёт, и встречаю затем рассвет, столь непохожий на голубой, а иногда и фиолетовый рассвет Марса...

        Наверно, ты уже кое о чём догадываешься, дочь? Да, теперь, когда ты подросла, я могу открыть тебе свою тайну: не Земля, а именно эта планета — моя настоящая родина. Я — марсианка!
        Хочешь, я расскажу тебе о Марсе и о том, как оказалась здесь? Теперь ты, конечно, поймёшь мой рассказ... Так вот, слушай. Только не перебивай, пожалуйста, эти воспоминания местами тяжелы для меня...

     ...В такие часы меня охватывает порой тоска по родине, но я знаю, что незачем возвращаться мне в прежний мир. Так не хотела я проживать всю жизнь под бесплодной поверхностью Красной планеты, в убежище, где была рождена! Земная жизнь очень похожа на марсианскую, процветавшую миллиарды лет назад на поверхности Марса. Из поколения в поколение передавали марсиане друг другу рассказы о том, что их родина была когда-то подобна цветущему саду. Картины прежнего Марса наблюдала я с помощью особых устройств, показывающих события древних времён. Да-да, ты удивлена, но на моей планете есть и такое! А ещё раньше я узнала разные подробности о тех временах в детстве, от моей мамы, которой, в свою очередь, поведала об этом её мама, то есть моя бабушка...

       Прежде на Марсе всегда было очень тепло, и пышные джунгли занимали всю планету! А какие огромные цветы распускались среди зелени, радуя глаз яркой окраской и разливая в воздухе приятнейшие ароматы!.. Воды было столько, что никто и подумать не мог, что наша планета превратится однажды в безжизненную пустыню! По голубому небу, похожему на земное, плыли облака, всегда вовремя посылая дождь на всё живое. И, конечно, в те незапамятные времена Марс населяло изобилие всевозможных зверей, птиц, рыб, насекомых... Животный мир моей планеты был намного богаче земного!

       Ты слышала, дочка, что земные учёные не нашли на Марсе жизни, а если живые существа там и были, то давно уже вымерли – полностью, как полагают здесь. О том, что эта планета была когда-то обитаема, говорят землянам лишь пересохшие русла рек да руины пирамид и некоторых других построек. Марсоходы обшаривают сухую красно-коричневую поверхность, но никого не замечают. А между тем, жизнь на Марсе не совсем исчезла... Но могут ли люди представить себе, что таится под его каменной оболочкой?

     Впрочем, всему своё время. Пусть человечество сначала наведёт порядок на своей планете, а там и придёт ему пора встретиться с внеземными цивилизациями. И не только с марсианской... Зачастую земляне не видят своих братьев по разуму потому, что те находятся очень далеко, а многие — вообще в иных измерениях Вселенной. А инопланетяне, которых всё же можно было бы обнаружить, намеренно до поры до времени скрываются от глаз людей и от их исследовательских аппаратов, которые к тому же не так уж совершенны. Между тем, на всех планетах течёт своя жизнь. И на таких, как Земля, и на гигантах, что почти полностью состоят из газа (вроде Юпитера). Но жизнь эта совсем необязательно такая, как на Земле.

     В наши дни обитателям планеты Марс на её поверхности делать нечего — по ней гуляет солнечный ветер, и высокая радиация губительна для них. Если и выйдет иногда кто-нибудь из марсиан наверх, то ненадолго и в защитном костюме. И то лишь затем, чтобы полюбоваться фантастическим зрелищем восхода или заката солнца, кажущегося в марсианском небе голубовато-белым. Или его затмением... А иной раз — понаблюдать метеоры, что льются дождём с ночного неба, сгорая в атмосфере. Звёзды там светят безо всякого мерцания, как сияет сам Марс на небосводе Земли... Изредка выпадает ещё обитателям Марса радость увидеть в небесах тонкие облака, переливающиеся перламутровым блеском — это завораживающее зрелище! В нижнем мире у марсиан над головой — искусственная подсветка, напоминающая небосвод прежнего Марса... Но, конечно, настоящее небо несравнимо прекраснее! Иногда случается им, осторожно выглянув наружу, увидеть и земной марсоход или зонд... И тогда марсиане следят за ним тайком, с некоторой опаской.

    Много лет прожила я в одном из городов, расположенных в недрах планеты. Жители Марса выстроили эти города заранее – некоторые из них, обладая пророческим даром, предсказывали бедствие, погубившее вскоре жизнь на его поверхности. А случилось это из-за тех марсиан, что не внимали доводам других, более разумных. Они небрежно относились к природе и загрязняли её, а различные их группы со временем стали всё чаще воевать между собой. Не зря моя планета носит имя бога войны. Много было причин для столкновений... С давних времён на Марсе поселялись и смешивались различные цивилизации из других звёздных миров, и всем этим переселенцам нужно было место на нём. У некоторых из них родная планета разрушалась, поэтому они и перебрались на нашу, которая подходила им для жизни. Другие прибыли туда, расселяясь по космосу, поскольку в их родных мирах не оставалось больше места. А иные колонизировали Марс для добычи его несметных природных богатств: золота, платины, железа, вольфрама, алюминия и многих других металлов, а также драгоценных камней... К слову, ржавая железная пыль и придаёт моей планете рыжевато-красный цвет. Трудно было порой ужиться пришельцам из разных миров и местным жителям... Но самое главное — многие марсиане и те, кто ими стал, слишком увлекались научными изобретениями, вместо того, чтобы развиваться духовно и любить друг друга. Марсианская цивилизация была очень высокоразвитой! Но технологии развивались, а вот доброта и любовь в марсианах постепенно гасли, уступая место властолюбию и корыстности... В итоге самые технически продвинутые марсиане изобрели оружие страшной разрушительной силы. И несколько мощных взрывов в конце концов лишили Марс густых лесов, полноводных рек, многочисленных озёр и глубоких океанов... Вот так некогда голубая планета стала красной!

        Да, дочка, марсиане сами погубили свой мир! Если бы жители Марса тогда больше любили друг друга... Ведь только с помощью любви можно по-настоящему развиваться. К сожалению, я вижу, что люди на Земле порой тоже очень жестоки друг к другу. Но я верю, что земляне вовремя возьмутся за ум, перестанут ссориться, и тогда Земля ещё долго будет живой и цветущей. А марсиане давно уже поняли свои ошибки.

     Итак, часть мирного населения спаслась, улетев на Землю и другие планеты на пассажирских космических кораблях. Те же, что остались и выжили после катастрофы, приспособились к жизни под марсианской поверхностью. В недрах моей планеты осталась пресная вода. Жители Марса в своё время разработали искусственные удобрения и освещение и успели перенести часть растений в нижний мир. С тех пор марсиане выращивают их и питаются фруктами и овощами, как прежде. Создают они и искусственную пищу, в виде сладких галет розового цвета. А травяные марсианские напитки по вкусу похожи на земной чай.

     Население Марса отныне уже не так многочисленно, но по-прежнему разнообразно. Марсианские народы отличаются по цвету кожи, волос и глаз, как и земные. Но марсиане бывают не только с белой, желтоватой или бронзово-смуглой кожей. Она может быть также тёмно-зелёного, нежно-голубого или серого цветов, что на марсианский взгляд вполне обычно. Рост жителей планеты тоже весьма различен — от великанов до карликов. Не все разумные обитатели Марса похожи на людей. Например, там есть цивилизации гигантских насекомоподобных существ. К слову, на Земле, как и на Марсе, издавна поселяются и живут различные пришельцы с просторов бескрайнего космоса. Но в основном эти инопланетяне неотличимы по виду от землян. Как, например, я – дочь одного из исконных народов Марса.

          Чтобы представить примерно, как выглядит мой народ, тебе достаточно взглянуть на меня. Кожа у этих марсиан светлая, как и у нас с тобой. Их глаза зелёные, как наши, а у некоторых бывают даже ярко-зелёные, словно хризолиты. А густые тёмно-русые волосы отливают красноватым оттенком, подобно самому Марсу.

          Ростом, как ты видишь, я невысока и потому не выделяюсь среди земных людей. А вот мои уши — заострённые, точно у эльфа из земной мифологии. С тех пор как я поселилась на Земле, мне всякий раз приходится прятать их под волосами. Хотя такие уши редко, но бывают и у некоторых землян. Между прочим, легендарный народец эльфов тоже, насколько мне известно, в своё время прибыл на Землю из космоса. А ты, дочка, считала, что они попросту вымысел? Задумайся, ведь не бывает дыма без огня...

       Каждый из марсиан живёт больше сотни лет и обладает способностями, до которых землянам далеко. Но у людей всё впереди – со временем они их обретут... Я, например, на расстоянии в несколько метров легко могу слышать мысли людей и читать в их сердцах. Иногда здесь, на Земле, мне так хочется помочь каждому... Однако это свыше моих сил. Да и поводы для беспокойства и слёз у землян порой надуманные... Но некоторым я всё-таки помогла. Так, однажды я помирила двух влюблённых, предвидя, что из-за этой ссоры они расстанутся навек и будут несчастны. Теперь у них всё благополучно, они поженились. Я знаю это, потому что иногда встречаюсь с ними.

        Но продолжу мой рассказ... Помнишь, я упоминала про марсианских животных? Наземные и водные животные обитают с марсианами в недрах планеты с тех пор, как те перевели их туда незадолго до катастрофы. До сих пор живут там такие существа, подобные которым на Земле давно вымерли: например, динозавры и небольшие полуящеры-полуптицы, а ещё — звери, напоминающие земных доисторических слонов. А некоторые растения и животные по-прежнему встречаются порой на марсианской поверхности, приспособившись к новым условиям. Но если и заметят иногда земные астрономы что-то подобное на Марсе, то склоняются к мысли, что это лишь обман зрения, камни необычной формы или игра света и тени.

         Марсианские звери так умны, что легко понимают речь разумных существ, и с ними можно договориться: марсиане заботятся о них, а они выполняют для них всякую полезную работу — к примеру, перевозят груз. На низкорослых синих лошадках, добродушных и резвых, с удовольствием катаются дети марсиан. Обитатели планеты любят наблюдать за ловкими существами, похожими на ящериц, и за большими и маленькими птицами. Некоторые пернатые выглядят как земные колибри, попугаи... Оперение многих птичек очень красочное и переливается подобно самоцветам, а хвосты их — словно шлейфы. По вечерам марсиане наслаждаются красивым птичьим пением. А рыбу, с широкими плавниками в форме крыльев, которая плещется в озёрах, прудах и реках, временами выныривая и паря над водой фиолетовых или сине-розовых оттенков, у нас ловят и едят, совсем как люди на Земле. Из разноцветной от природы, яркой шерсти прирученных животных — например, однорогих козочек, — они изготавливают тонкие ткани для одежды, наподобие хитонов и платьев. Такие платья, с нарисованными на них узорами, носила там и я, — а на ногах были сандалии, как и у большинства местных жителей. Зверей и птиц на моей планете осталось не так уж много, поэтому марсиане не едят никого из них. А зверьков, похожих на земных кошек, они часто держат как домашних питомцев. У меня были такие любимицы — крупные, желтоглазые, игривые и очень умные. Мне нравилось гладить их и играть с ними... И существа, похожие на собак, на моей планете тоже есть. Только они — как и марсианские кошки — умнее, развитее земных. Их даже можно обучить письму.

       Похолодало! Пойдём обратно в дом, Марси. Ложись, я подоткну тебе одеяло... Вижу по твоим горящим глазам, что тебя увлёк мой рассказ! Хорошо, я продолжаю.
       Да, в очень далёкие времена Марс был почти таким же, как Земля! Правда, он вдвое меньше и гораздо старше – а значит, и жизнь на нём возникла раньше, чем здесь. Но над нашей голубой планетой сияет одна Луна, и некоторые земные учёные думают, что она — искусственный спутник Земли, сотворённый высокоразвитыми цивилизациями. А у Красной планеты две небольших, больше похожих на астероиды, луны — Фобос и Деймос. Мы, марсиане, считаем, что первая из них – она крупнее – тоже создана искусственно. К слову, особенно развитые обитатели Вселенной даже звёзды научились создавать! Но, как и всё остальное, делать это надо с умом. Да и не всегда надо...

        На Марсе есть гора Олимп, названная так земными исследователями в честь горного массива в Греции, почитавшегося в древности как обитель богов. Древние греки называли мою планету по-своему, в честь одного из этих божеств — Арес. Марсианский Олимп выше всех остальных гор на планетах Солнечной системы, так же, как земной — выше прочих греческих гор. Поднявшись, бывало, на поверхность планеты и пройдя несколько миль, я восходила на склон этого потухшего вулкана и окидывала взглядом местность внизу. Глазам моим открывался тогда обширный, безжизненный пейзаж, с очень высокими скалами и многочисленными оспинами кратеров на равнинах. Эти кратеры возникают из-за падений туда метеоритов, от чего не спасает разрежённая марсианская атмосфера. Солнечный ветер постепенно уносит её остатки... А ведь когда-то она была достаточно плотной — как многослойное воздушное одеяние Земли. В воздухе Марса стоит густая пыль, придающая охристый, а временами – красновато-розовый оттенок его небу. Холодно на поверхности, особенно ужасны морозы по ночам. Да, без защитного костюма, наподобие земного скафандра или, скорее, комбинезона, — не выйдешь даже днём... Я выходила наверх в закрытом комбинезоне из зелёной блестящей материи, без всяких швов. Этот костюм удобно облегал мою фигуру, плавно переходя в сапоги и перчатки. Он отменно согревал меня, при том, что был не толще моей собственной кожи: наши «скафандры» и «комбинезоны» гораздо совершеннее земных и намного легче! Благодаря нему я совсем не чувствовала холода. А мою голову оберегал металлический термошлем в форме конуса, со стеклянным иллюминатором.

      В мире под поверхностью планеты — тепло и довольно уютно: переселенцы из верхнего мира неплохо обустроили место, ставшее их новым домом, и привыкли к нему. Но ресурс воды постепенно подходит к концу. Возможно, со временем и остальные мои соотечественники покинут Марс, улетев на более гостеприимные планеты.
        С тех пор, как, будучи подростком, узнала я про внешний мир от своего отца и в первый раз поднялась  с ним на поверхность, вернувшись обратно, я временами чувствовала себя словно в заключении.

        В тот раз мы вместе дошли до окраины нашего подземного города и сели в дискообразный летательный аппарат, стоявший на площадке космодрома. Любому марсианину, знакомому с техникой, можно было использовать эти корабли в случае надобности. Аппарат быстро понёс нас к поверхности — мы словно поднимались в лифте. С удивлением наблюдала я, глядя в иллюминатор, как быстро уменьшается внизу наш город, и все строения становятся похожи на игрушечный конструктор. А потом он и вовсе стал неразличим... До этого я и подумать не могла, что город находится так глубоко!

        Но вот в тёмном своде, появившемся над нами, я увидела полоску света. Наш корабль вышел из этого разлома в марсианской коре и взмыл в настоящее небо — оно было жёлто-оранжевое! Я была в изумлении и восторге! Мы должны были направиться к научной базе, где работал отец, но он не остановил корабль, а продолжал управлять им, всё поднимая его и направляя к одной из гор, вызвышавшихся вдали. То был Олимп! Аппарат поднялся на головокружительную высоту, так высоко, как я и представить не могла, и завис чуть ли не на уровне вершины этой огромной горы... «Посмотри вниз, — сказал мне отец, — вот настоящая поверхность нашей планеты! Здесь теперь почти ничего нет, но раньше на ней всюду была жизнь!»

        Поражённая, я рассматривала её с борта нашего корабля и видела холмы, русла пересохших рек, кратеры... И, признАюсь, меня завораживали пейзажи верхнего мира! При всей своей пустынности и неприветливости до сих пор сохраняют они часть былой, чарующей красоты... Горы и долины Марса покрыты не только красноватыми и оранжевыми, но и коричневыми, жёлто-серыми, золотистыми, фиолетовыми, зеленоватыми, ярко-голубыми и чёрными песчаными дюнами, пятнами и разводами... Столь красочной делают поверхность планеты разные минералы, к примеру, залежи оливина — это такой зелёный камень, он есть и на Земле, — и опала. Это мне тоже объяснил отец. И здесь, во внешнем мире, чувствовалась настоящая свобода...

     С тех пор я поднималась наверх при любой возможности – сначала с родителями, потом с группой других марсиан, а затем и совсем одна. Отец научил меня управлять кораблём, и, когда возникало желание, в любое время суток я могла вновь оказаться наверху, поборов некоторый страх высоты.
     Выбравшись на поверхность Марса и гуляя по окрестностям, я иногда заходила на расположенную там базу учёных, надёжно скрытую от посторонних глаз... От отца и других учёных я слышала, что Марс, быть может, всё же удастся однажды возродить к жизни. На это у меня с тех пор всегда остаётся надежда...

          Но не раз, выйдя наружу ночью, обращала я взор в небо и смотрела сквозь марсианскую пыль на одну звёздочку — таинственную планету, которая, как я знала, изобилует жизнью. Она казалась мне драгоценным камнем, сияющим в глубинах космоса! Ещё в детстве рассказы о жизни на ней покорили меня. И мне всё больше хотелось попасть туда и увидеть собственными глазами эту красоту! Я страстно желала ходить по зелёным равнинам и полям, залитым настоящим, живительным светом Солнца, которое к Земле ближе, чем к Марсу. А ночами любоваться на Луну, выходящую то полностью, то наполовину, то в виде серпа... И открывать для себя в новом мире ещё много такого, чего на Марсе не найдёшь.

       Близкие отговаривали меня от полёта на Землю: неизвестно было, что могло там со мной случиться! Да и сама я временами сомневалась, действительно ли стоит лететь? Жаль было покидать мир, где всё так знакомо, понятно и близко. Но когда родители мои умерли, я, оставшись одна, задумалась о том, чтобы создать свою семью. Никто из окружающих не привлекал меня, ни к кому я не испытывала романтических чувств... И я подумала о то, что, возможно, найду себе пару на Земле! К тому же мне уже многое известно было об этой планете, которую жители Марса посещали ещё во времена Атлантиды. Я знала, что в браках между марсианами и землянами рождались дети, которые всегда были удивительно красивы, умны не по годам и бесконечно талантливы.

      И вот однажды я взяла запас еды и питья на первые несколько дней в новом мире, — я ещё не знала точно, чем буду питаться на Земле, надела комбинезон и шлем... Выйдя на окраину родного города, всё ещё колеблясь, я окинула прощальным взором его дома в форме пирамид и куполов и стоящие кое-где огромные статуи... Но затем решительно села в корабль. И направила его в невидимый для землян, — а для марсианских глаз – белый и потому хорошо различимый в черноте космоса, — пространственный туннель, соединяющий мою планету с Землёй. С помощью таких туннелей — «кротовых нор», как их ещё называют некоторые земные учёные и фантасты, уже догадывающиеся об их существовании, — можно стремительно перемещаться по Вселенной, от звезды к звезде, от планеты к планете...

       На корабле я безопасно прошла весь путь. В туннельных стенах аппарат был совершенно невидим в космосе для человеческих глаз, как и сам туннель. И всего за два с небольшим часа я достигла Земли, оставив свой мир. Да, марсианские корабли далеко превосходят земные, летящие сквозь видимое пространство! Земной ракете понадобилось бы несколько месяцев, чтобы перелететь от Земли до Красной планеты.
       И вот, я прибыла на Землю! Я выбрала, осматривая с высоты её поверхность, город, показавшийся мне особенно красивым — там были дома с разноцветными крышами, окружённые деревьями — сверху виднелись их пёстрые кроны. Он был довольно маленький, и это тоже понравилось мне. Здесь началась моя новая жизнь...

      Никто не видел моего прилёта и приземления, зато сама я могла наблюдать людей очень близко от себя. Как мне удавалось быть такой незаметной для них? Я замаскировала свой летательный аппарат, нажав на нужную кнопку на корпусе, и он окутался туманной оболочкой из особого газа. Мы, инопланетяне, зачастую так и прилетаем на Землю. Ни один человек не увидел бы моего корабля, даже глядя на него в упор и зная, куда смотреть – он мог бы заметить разве что лёгкое облачко. К слову, первое время, пока у меня не было дома, я возвращалась в свой корабль ночами и спала там. Сама я тоже сделалась невидимкой — это ещё одна способность марсианского тела: мы можем становиться невидимыми при желании.

        Я долго любовалась городом, гуляя по его улицам. Меня окружали высокие и не очень дома, в окнах которых ярким золотом отражалось предвечернее солнце. В некоторые из этих зданий земляне заходили с почти пустыми руками, а выходили обратно с коробками и пакетами, полными разных вещей... Позднее я узнала, что это магазины. Мне было трудновато это понять: деньги и торговля незнакомы марсианам.

       Везде порхали, щебеча, птички. Листья деревьев и кустов были различных оттенков — от лимонного до оранжевого и бордового, а иногда и фиолетового. Это меня очаровало – я почувствовала себя как дома: там, где я прежде жила, хотя и стоял постоянно ровный летний климат – почти такой же, как в незапамятные времена на поверхности планеты, — но листва на всех деревьях была не зелёная, а красная, жёлтая, пурпурная или лиловая. Когда я прилетела, здесь стоял сентябрь; сухие листья, ковром устилавшие землю, приятно шуршали под ногами. Некоторые деревья все были словно облачены в золото, и листочки их светились, когда сквозь них проходил свет солнца... А кое-где они были слегка пунцовыми, совсем как румянец на твоих щёчках, Марси!

         Маленькие земляне водили цветными кусочками по асфальту, оживляя его рисунками и надписями. На газонах пестрели ковры нарядных цветов. В парке неподалёку блестела и искрилась гладь пруда. Проходя по мостику, я заглянула в воду: там сновали рыбки. «Ой, карасики!» — закричала маленькая девочка рядом. Я невольно вздрогнула с непривычки: все марсиане разговаривают негромко и никогда не кричат... На поверхность воды медленно слетали с деревьев разноцветные сухие листья. Казалось, они падают с самого неба – такого яркого, лазурного.

        Я подняла стекло шлема и вдохнула свежий воздух. От этой непривычной свежести у меня даже закружилась голова. Я оперлась рукой о дерево и постояла так немного, приходя в себя. Мимо проходили праздные люди, и я стала внимательно рассматривать их одежду, причёски и украшения и вслушиваться в разговоры – важно было понять, как мне самой надо будет выглядеть, одеваться и говорить.
       …Полмесяца спустя я уже как следует изучила здешнюю жизнь и сделала себя видимой. И взяла себе земное имя, созвучное с названием моей планеты, которое дали ей земляне — Марсиана. А моё настоящее имя даже тебе, дочка, трудно будет произнести.

         Перед тем как лететь сюда, я выучила здешний язык. Но всё же нелегко давалось мне общение с людьми. Тяжело, когда не понимаешь толком, о чём с тобой говорят, и отвечаешь невпопад... И переживаешь, осознав иной раз после разговора, что собеседники тоже не вполне тебя поняли — трудно бывает донести до них свою мысль... Я старалась говорить пореже, чаще просто молчала. Вдобавок у меня на первых порах была привычка как бы «смаковать», повторять зацепившую чем-то фразу или слово несколько раз, как мантру. Впрочем, привычка эта и сейчас со мной, только теперь я повторяю такие слова мысленно. А моё лицо, как ты знаешь, почти невыразительно, поэтому иногда я чувствую: людям кажется, будто я холодна ко всему. Но моя душа жадно вбирает в себя впечатления от всего, что происходит вокруг... Когда мне не очень смешно, а все вокруг смеются, я не смеюсь как они, чтобы поддержать веселье: фальшивый смех не терплю, как и вообще всякую неискренность, и не позволяю себе. Только улыбаюсь, если мне тоже немножко забавно.

           Да, притворство и ложь я не люблю. Мир, где мы сейчас живём, запутался во лжи. Я думаю иной раз — насколько больше правды узнали бы люди и как было бы нам всем от этого легче, если б никто никогда не лгал. Обитатели Марса, например, все честны друг с другом. К сожалению, на Земле мне часто приходилось говорить о себе неправду. Но в моём случае это была жизненная необходимость.

           Так долго чувствовала я себя одинокой в чуждом мне мире, пока не встретила высокого белокурого юношу с внимательными глазами и мягкой улыбкой, который принял меня такой, какая я есть. К тому времени моё поведение уже мало отличалось от поведения большинства окружающих меня землян. Мой друг был терпелив, заботлив ко мне и старался проводить со мной как можно больше времени. И вскоре я ощутила любовь к этому человеку. А он — твой будущий отец — ответил мне взаимностью! Какое это было счастье! И я почти забыла про неудобства, которые всё ещё испытывала из-за непривычной жизни на Земле.

        И постепенно моя душа раскрылась ему навстречу, как раскрывается бутон цветка, согреваемого солнцем. До этого мы словно бы стояли на двух противоположных берегах... Но нас тянуло друг к другу, и расстояние между нами сокращалось. Долго опасалась я открыть ему свою тайну. Однако вскоре мы так полюбили друг друга и между нами воцарилось такое доверие, что это помогло мне решиться. И вот, наконец, незадолго до свадьбы, о которой мы уже всерьёз беседовали, я рассказала ему о себе всё. Конечно, он был поражён тем, что узнал... Но это знание внушило моему возлюбленному почтение ко мне — а ведь могло случиться и так, что он не поверил бы, посмеялся или счёл бы меня сумасшедшей. Как я была рада, что не осталось больше у меня от него тайн! Но, разумеется, посвящены в это были только мы двое... Ты, конечно, тоже никому не расскажешь — да и кто поверит?

       С того времени я всё больше и быстрее стала постигать этот загадочный земной мир. Как будто лёгкий туман, полупрозрачной дымкой скрывавший от меня понимание многих здешних явлений, рассеялся и позволил мне их осмыслить... К примеру, теперь я и мимику людей понимаю хорошо, и их юмор. Хотя до сих пор ещё не всегда могу понять какую-нибудь шутку или даже то, что это вообще была шутка, ведь в моём прежнем мире такого не было.

        Любимое моё время здесь, как и у тебя, — когда наступают Рождество и Новый год. Все распри между людьми тогда забыты, город и комнаты в домах украшены всевозможными гирляндами; везде загораются созвездия огоньков разноцветных лампочек и свечей, а в вечернем небе расцветают пышные цветы фейерверков... И отовсюду слышатся весёлые песни, музыка и смех. Так волшебно всё преображается вдруг... И кажется тогда, что уже наступила на Земле эпоха всеобщего счастья, любви и взаимопонимания.

       А ещё я люблю земную весну, когда воздух наполняется ароматами земли и всё вокруг расцветает... Вернувшиеся из тёплых краёв птицы и глубокой ночью, и ранним утром выводят тогда мелодичные трели. Листва кругом ярко-зелёная, ещё без пыли, и сверкает на солнце глянцевым блеском; и земля покрыта блестящими ленточками травы. А бабочки, пробудившись от зимнего сна, кружатся в воздухе парами, словно танцуя вальс!

        Но всё же часто ночами вижу я во сне мою родину... И мне снится, что в моём прежнем мире всё хорошо: все, кого я знала, здоровы и живут в согласии. А поутру, проснувшись, я ощущаю грусть. Но здесь, на Земле, ко мне вдруг пришло желание писать картины, на которые я выливаю с тех пор все свои сны, воспоминания и чувства. Цвета для моих работ подбираются словно сами собой. И я увидела, что землянам мои картины очень нравятся, и стала дарить их, счастливая тем, что моё дело приносит радость другим. Я словно бы одновременно пребываю в двух реальностях: в своих снах я всё ещё живу на Марсе, а проснувшись, живу вполне земной жизнью...

       Ты уже почти уснула... Спи, дитя моё! Пусть и тебе приснится мой мир и его обитатели. И удивительный, красивый марсианский город, с фонтанами и садами, где растут фруктовые деревья и цветы. Быть может, и я сегодня вновь увижу, хотя бы во сне, свой родной дом в этом городе, сокрытом глубоко в недрах Марса...


2022 – 2023 гг.

*Иллюстрацией к этому рассказу послужила авторская керамическая плакетка моей работы.


Рецензии