И вечный бой, покой мне только снится

«…И вечный бой, покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль.». - Александр Блок «На поле Куликовом».

Эти строки я помню с глубокой юности. Как-то, классе в седьмом, купила в книжном магазине сборник Александра Блока и увлеклась чтением. Тогда мне едва исполнилось четырнадцать, но именно эти строки накрепко запали в душу на всю последующую жизнь. Пришлись по сердцу, срослись с мыслями, действиями и повели по жизни. С той поры воспринимала их, как свою жизнь, где приходилось извечно бороться со своими страхами, с плохими мыслями, с невзгодами; непрерывно преодолевать физическую и земную людскую слабость. Я занималась спортивной гимнастикой, училась плавать, нырять, карабкаться по горным кручам, спускалась в пещеры, занимала призовые места на соревнованиях по скалолазанию, обучала себя не бояться ночи, холода, мистических сказок, училась обороняться от реальных маньяков, штудировала толмуты по физике, математике, стреляла на школьной военке; осваивала приёмы перевязки ран, заставляла своё нутро не бояться своей и чужой крови, вида боли. – Так готовилась к взрослой жизни, к избранной профессии геолога- полевика, готовилась при необходимости защищать и себя, и своих близких и Родину.

И так – всегда. С годами даже как-то забыла, кто автор этих строк, - так с ними слилась; забыла даже название произведения, поразившего меня в подростковом бытие - «На поле Куликовом». Но тяга к степи, к ковыльным далям, к развевающимся гривам кобылиц, подвиги моих предков – степняков, казаков, генетически заложены в теле и разуме. Артемизия, емшан трава – степная полынь, и сейчас ароматом возвращает на родину. Однажды привезла семена с горной вершины Южного Урала на Крайний север в Приполярье, и теперь выращиваю в огороде. В летний полярный зной иногда опускаюсь на колени и вдыхаю аромат полынных трав, а перед глазами распахивает дали степь – Оренбургская, Крымская, и поднимается с трелью в небесную синь жаворонок, а мимо мчатся, распустив гривы, дикие кони – духи степи – Тулпары.

В старших классах работали в Крымской степи на колхозных полях. Впечатление от встречи со звёздами, касающимися земли, запахи полынных степных трав, зной Сиваша оставили неизгладимый след. Волею судьбы на производственную геологическую практику попала в степи Гая Оренбургской области, - на генетическую землю предков степняков и уральского, оренбургского казачества. – Степи, горы, степные цветы - сиреневая сон трава, как на моей родине с клочком лесостепи, Предуральская степь… - лошади, ветра, запах ковыля. Лишь гляну на фотоснимок, или напишу слово, как ощущаю сразу крик сокола в выси сини раскалённого неба; слышу шелест шёлка ковыля, вздыхаю и не могу надышаться запахом емшан травы – артемизии - полыни и кружится голова от видений прошлого, видимого века ранее моими предками. Хочется туда! Хочется лечь в травы на спину и смотреть в звонкое небо. Ветром наносит запах лошади, запах мазанки. Наверное, - это мои генетические корни - не горы севера, а степь. Обожаю цветы: рябчик, хохлатка, фиалка, прострел – первоцвет, земляника, горноколосник, тюльпаны, лилия, ветреница лютиковая-жёлтая, незабудка попова, горноколосник колючий, папоротник. Они - аналог южноуральским горным. А коровяк фиолетовый – степная трава. – то мои любимые цветы степей.

На геологической практике меня поселили в брошенном доме возле Блявинского карьера. Жила там одна в заброшенном горном селении неделю, когда мои руководители –геологи уезжали в посёлок – домой. Ничего и никого не боялась! Мылась и стиралась в ручье, что протекал рядом. Вечерами сидела на деревянном крыльце, слушая и вдыхая степь. Днями солнце поднималось и пекло. А я ползала рядом с карьером, рассматривая травы, камни. То рядом с городом Медногорском Оренбургской области на Южном Урале. Блявинское медно-колчеданное месторождение разрабатывалось с 1934 года. Основными рудными минералами являлись халькопирит, пирит, марказит, ковеллин – руды меди, цинка, серы. Разрабатывалось рдопроявление карьерным и подземным способом до глубины полкилометра до 1971 года. Когда подходила к краю искусственной воронки, подступала жуть: яма диаметром в километр ступенями отвесными уходила на глубину в пятьсот метров. Страшно поскользнуться и упасть туда. А ещё страшнее: глубоко, далеко внизу – зелёное озеро временами бурлило. Необычное ощущение! Отходила от края и уходила в зной колючей степи, где в ковылях грелись крупные змеи, трещали сверчки, а моя степная кобылица уводила вдаль взросления, навсегда завладев сердцем и душой. И вечная борьба... А в голове звучит и сейчас:

 - И вечный бой!
Покой мне только снится!
Сквозь сны и явь летит,
летит из детства в явь
степная кобылица
и мнёт копытами ковыль.

 Анонс: Строки Блока «На поле Куликовым», степи и жизнь в вечном преодолении себя.

Фото автора. Примерно 1978 год. Выполнено фотоаппаратом «Зенит», в чёрно-белом тогдашнем варианте. На фотоснимке Гайская Оренбургская ковыльная степь. На геологической практике. Степная кобылица. Ковыли.

Ключевые слова: Александр Блок, На поле Куликовом, вечный бой, кобылица, степь, Оренбургская степь, ковыль, артемизия, полынь, емшан трава, жаворонок, Блявинское месторождение, южный Урал, юность, детство. Медноколчеданное месторождение, карьер, зной, предки, казачество, степняки, ковыль, тюльпаны. Ковыльная степь, Крымская степь, тулпар, конь, тулпаремшан, Медногорск, конь, кобыла, лошадь.


И вечный бой, покой мне только снится.


Рецензии
У вас есть дар слова! И вечный бой!..
Я рад вашему возвращению, Тулпар!

Рябцев Валерий   02.05.2023 23:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий!
Рада встрече взаимно.
Никогда не думала, что стану писать. После смерти отца десять лет не могла писать, не публиковалась. Поняла тогда одно: если душа пуста, то и слов не рождает. Отошла только через десять лет. Увидев вновь красоту. А тут опять трагедия - гибель мужа. И опять красота природы померкла. Но писать не прекратила, только редко рождается солнечное, как правило всё в метелях и тучах. Порой пишу махом, особо в тайге, без редакции, без правки, даже не перечитывая. Главное, еле успеваю за ручкой. Спустя время поражаюсь написанному, будто не мое вовсе. А без писания просто не могу, это потребность уже на физическом уровне. Только постоянно беспокойство от понимания, что словом впускаю людей в свои глубины.
С уважением!

Татьяна Немшанова   03.05.2023 10:28   Заявить о нарушении
У вас обострённое мировосприятие, Татьяна! Но я, честно говоря, не представляю пишущего человека со слоновьей кожей. Когда-то мне попалось и запомнилось такое выражение: Поэзия – это мировоззрение на грани самоотречения. Ваша проза полна поэзии - этим мне и запомнилась.
С уважением,

Рябцев Валерий   04.05.2023 00:19   Заявить о нарушении
Спасибо! Честно! Никогда не планировала писать. В школе обожала физику, терпеть не могла географию!!! Хотя планово шла в геологию. Литературу органически не переваривала. Шла на уроки, как на гильотину. Русский кое -как вытягивала на четверку. А сочинения неизменно заставляли читать перед классом, как пример лучшего. При том будучи подростком, геологию реальную уже описывала профессионально на уровне профи геолога.
С уважением и благодарностью!

Татьяна Немшанова   04.05.2023 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.