51 Бековский Краеведческий музей
В музее 3 зала.
Первый зал – зал древней истории. Здесь представлены экспонаты, найденные на территории нашего края. Это палеонтологические и археологические находки, части интерьера крестьянской избы, предметы быта XVIII–XIX веков, домашняя утварь, орудия сельскохозяйственного труда.
Второй зал охватывает период с 1930 и по настоящее время. История народного образования и здравоохранения, история создания предприятий и организаций, информация о людях района. На Бековской земле жили и живут талантливые люди. Это деятели науки, искусства, литературы и культуры.
Третий зал, зал Воинской Славы, посвящен бековчанам - участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России, труженикам тыла и воинам-интернационалистам. В музее проводятся тематические и обзорные экскурсии, различные мероприятия, встречи, в школах – уроки с применением краеведческого материала, выездные мероприятия.
Человеческая память несовершенна. Здесь, в Бековском краеведческом музее, бережно хранят историю родного края. Именно здесь собраны уникальные экспонаты, документы, предметы, рассказывающие об истории Бековского края, о людях, много сделавших для увековечивания своей Родины. Здесь веет духом истории и тайны. Впервые задумал основать в поселке Беково краеведческий музей работник Дома пионеров Александр Лапин. Он преподавал историю в школе рабочего и заочно учился в Пензенском педагогическом институте. Александр вместе с молодыми энтузиастами собирает старые фотографии, документы, предметы старины… Появился первый стенд. Именно он и стал прообразом будущего музея. В Бековском музее есть предметы, повествующие о том, что много миллионов лет назад место, где раскинулся Бековский район (как, впрочем, и вся западная часть Пензенской области), было морем, а в ледниковый период, 250 тыс. лет назад, оно было погребено под двухкилометровой толщей льда. На бековской земле были сделаны многие интересные находки.
В 1925 году на берегу реки Миткирей около села Власовка найден корень зуба взрослого мамонта, длина зуба 18 сантиметров. Недалеко от села Вертуновка в 1924 году были найдены кости и бивни мамонта. Все эти находки были направлены в Сердобск, потом в Москву.
В 1972 году в районе села Затолокино Бековского района были найдены отпечатки на камне древнего животного. При исследовании оказалось, что это плиозавр. Отпечатки – его череп, позвонок, 7 шейных позвонков, ласты. Эти древние животные жили в открытом море. Они достигали в длину десяти метров, имели четыре конечности, преобразованные в ласты, и бочкообразное тело. Исчезли вместе с динозаврами 65 млн. лет назад. Сейчас эти находки, отпечатки плиозавра, можно увидеть в Пензенском краеведческом музее. В музее также есть отпечаток на камне головоногого моллюска аммонита, найденный на территории села Яковлевка Бековского района в 1980 году. Довольно близкими родственниками аммонитов являются белемниты. Белемниты жили в палеозойскую и мезозойскую эры.
Белемниты – окаменевшие остатки вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков Не каждый музей может похвастаться наличием скифского оружия. Здесь есть кинжалы и меч-акинак – холодное оружие скифов. Они найдены на территории Бековского района. Может быть, это трофеи, добытые в сражениях, или холодное оружие поступало в виде товарообмена.
В русле Хопра люди появились во времена каменного века, 15–40 тысяч лет назад (Полубояров М. С., Бульин И. П.). Их было немного, и потому следов обитания
почти не сохранилось. В музее хранится каменный топор первобытного человека.
Методист музея Елена Валентиновна Паршина увлеченно рассказывает об истории Бековского края, перенося слушателей в далекое прошлое. В Краеведческом музее есть много старинных, необычных предметов. Они удивительны по мастерству и изготовлению. Каждый предмет в музее таинственный и неповторимый. Изучение особенности жизни наших предков помогает почувствовать себя частью огромного временного потока.
Коллекция Бековского историко-краеведческого музея богата предметами старины и
народного промысла. Предметы быта дают нам полное представление о том, как жили наши предки 200–300 лет назад.
В «крестьянской избе» много домашней утвари: глиняная посуда, угольный утюг, самовар, ступа, деревянное корыто. Стол всегда имел постоянное место, самое почетное – в красном углу, над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними – врезанные в стены полки. Лавки служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных предметов. Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половины избы, середина избы – рабочим местом. В доме висела зыбка (люлька) – приспособление для сна и укачивания ребенка. Для защиты от мух, комаров и света на люльку вешали полог.
Один из старинных и удивительных предметов в музее – ткацкий стан, использовавшийся в крестьянском хозяйстве с XVII века. Из истории можно узнать, что существовали вертикальные и горизонтальные ткацкие станы. Горизонтальные, по мнению ученых, появились у наших предков славян позже, в Х веке. Ткацкий стан изготавливался из дерева и состоял из множества деталей. Мастера умело подбирали для каждой детали наиболее подходящую породу дерева. Использовали дуб, ясень, клен, сосну, ольху. Ни одной металлической детали нет в станке. Ткацкий стан был в каждом крестьянском доме.
Ткачество – это нелегкий женский труд. К работе приступали осенью, после уборки
урожая, и старались завершить к весне (к Пасхе). За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. Все ходили в одежде, сшитой своими руками. Наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины. За ткацким станком они проводили по 10–12 часов в день. Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, и шерсть.
Сначала надо лен и шерсть спрясть – превратить в нити. Лен мяли, трепали (разделяли стебель на тонкие волокна), чесали (выравнивали льняные «пряди»). В каждой деревне, в каждой семье сажали коноплю, небольшие наделы, чаще всего сеяли ближе к реке. Конопля – травянистое растение, стебли которого идут на изготовление пеньки, а семена – на масло. Пенька – грубое прядильное волокно. Пензенская губерния по площади конопли занимала 3-е место в России (1913– 1920). Когда конопля созревала, ее выдергивали с корнем, убирали в снопы. Обмолачивали или обрывали семена, из семян выбивали масло. Обработанную коноплю мочили, опускали связками в речку, пруд на несколько дней. Затем сушили, раскладывали на берегу, на лугу. После просушивания коноплю мяли, отделяли волокно от «кострики» – посторонних, грубых тканей стебля.
В музее сохранился мяльник, которым дробили, разминал стебли. Потом еще дополнительно толкли в ступе, чтобы окончательно вышелушить кострику, мяли, били, чтобы волокно было мягкое – это будущая нить.
Мялка (Мяльник) – разминающее устройство для льна. С помощью этого инструмента удаляли твердую оболочку стебля конопли или льна. Затем коноплю чесали, расчесывали, чтобы отделить тонкие волокна от более жестких, делали это с помощью больших и малых гребней. Расчесывали – выравнивали пряди.
Готовые волокна, кудель – привязывали к прялке, и начинался процесс прядения нити. Из тонких нитей ткали полотно и шили одежду. Толстыми нитями – дратвой – зашивали обувь, подшивали валенки, а также использовали для других хозяйственных нужд. Коноплю использовали для изготовления веревок. Сотканную ткань или отбеливали, или окрашивали. Мастерицы для окрашивания использовали растения, ягоды, кору деревьев. Из готового полотна шили одежду.
В Бековском краеведческом музее хранятся прялки. «Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялка – верная спутница крестьянки с детства и до глубокой старости. Первую прялку девочка получала в подарок от отца к 7 годам. На свадьбу лучшим подарком для невесты считалась прялка, подаренная женихом. Прялка служила для ручного изготовления нитей из кудели – шерсти или льна. И состояла из вертикального стояка, к которому привязывалась кудель для прядения, и донце сиденье для пряхи. Прялки с любовью хранились и передавались женщинами друг другу по наследству. Прялка – гордость хозяйки. Для домашнего прядения использовали самопрялки, веретено. Самопрялка – «стояк» для изготовления шерстяной или конопляной пряжи. Держится прялка на четырех ножках. К двум из них прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение весь этот несложный механизм через соединение с колесом. Само колесо должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма – катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой или суровой нитью, которая опоясывает колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки, и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку. Умение прясть считалось достоинством мастерицы, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины. Сколько нужно было усидчивости, ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной!
Прялки изготавливали местные кустари по заказу и для продажи. Каждый мастер старался приложить все свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. Ее украшали резьбой. Ни одна прялка не повторяет другую, у каждой есть своя особенность. На Руси прялки делали из клёна, осины, березы и липы.
Здесь же хранится мужская рубаха конца XIX века ручной работы. Рубахи, сарафаны и юбки украшались вышивкой. Орнамент вышивки, украшения одежды имели глубокий смысл, превращающий украшение в оберег, талисман, предохраняли носителя одежды от бед. На Руси распространенная обувь – лапти. Лапти плелись из древесного лыка, и для плетения использовали инструмент – кочедык, внешне напоминающий кривое шило.
В XIX – начале ХХ века в селе Беково были сапожные мастерские, где мастерили и ремонтировали обувь. Обувь шили вручную с помощью иглы и шила. Обувь делали добротную, крепкую, и она служила долгие годы. Обувь берегли, передавали от отца к сыну, а дочь донашивала туфли своей матери.
В XIX веке появились швейные машинки. Были открыты обувные фабрики. Но были и ателье-мастерские, где можно заказать обувь по своему фасону. Среди сапожников были большие мастера своего дела. Они шили удобную, прочную и красивую обувь. В Беково тоже было ателье-мастерская, мастер – Михаил Иванович Киселев. Приведем несколько интересных фактов из истории обуви. Древние римляне разделяли обувь по цвету: женщинам – белую, мужчинам – черную. Цветом торжества был пурпур. Многие думают, что обувь на каблуках изначально задумывалась как женская. Отнюдь нет! Такие модели были придуманы еще в древние времена для всадников: каблуки помогали ногам удерживаться в стремени. Самыми первыми, кто начал носить каблуки, являются монгольские мужчины.
Для тепла в доме, уюта и красоты женщиныма-стерицы ткали теплые и нарядные половички. Мы называем их «дорожки». Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую, поношенную одежду, занавески, скатерть. Она разрежет на длинные ленточки, разберет все по цвету и смотает в клубок. Когда накопится много разноцветных клубков, мастерица сядет за ткацкий станок и начнет ткать половички и коврики.
В Бековском крае жили мастеровые люди, занимавшиеся изготовлением разнообразных
предметов. Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари – предметов, необходимых человеку в его обиходе. Самым древним на земле является гончарное ремесло.
Гончарное ремесло на Руси широко было распространено в городах, уездах, сёлах, в том числе и Сердобский уезде (Беково входило в Сердобский уезд Саратовской губернии). В хозяйстве глиняная посуда очень ценилась. Она использовалась для приготовления пищи в печи, для засолки овощей, квашения.
Близ села Соколки были обнаружены залежи гончарной и огнеупорной глины. Крестьяне этого села занимались производством гончарной посуды. Гончарное ремесло также было развито в селах Нарышкино, Пяша, Дубасово. Гончары сначала мнут глину, затем лепят на гончарном круге из мягкой глины посуду. Делают горшки, кувшины, миски. Вылепили, затем посуда должна 2 дня сохнуть, а уж потом обжигают её в печи. После обжига посуда становилась прочнее. Обожженную посуду украшали росписью, узорами. Купить изделия местных мастеров можно было на ярмарке.
В давние времена, когда утюга еще не было, на Руси женщины гладили удивительным способом, с помощью необычного инструмента. Рубель. Он представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скруглённые зарубки, а верхняя, лицевая сторона оставалась гладкой, а иногда, украшалась резьбой. А как же гладили?
Свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на круглый деревянный валик, скалку, на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз, и прокатывали им несколько раз по скалке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец. Катали очень-очень долго, укатывая, утрамбовывая рубелем. Первые цельнолитые утюги были сделаны из металла или чугуна. Их нагревали на огне. Самым популярным был утюг с горящими углями, который пришел на смену цельнолитому. Он походил на небольшую печку, внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия (для вентиляции, чтобы угли лучше грели). Чтобы сновать разжечь простывшие угли, размахивали утюгом из стороны в сторону. Первые утюги были очень тяжелые, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Утюги были дорогой вещью. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев.
В Краеведческом музее большая коллекция чайной посуды, которой пользовались наши предки.
Чаепитие и самовар – понятие неразделимое. Предшественником самовара на Руси был сбитенник – чайник, в нем готовили сбитень – старинный русский напиток. Русский самовар – оригинальное изобретение, краса и гордость русского чайного стола – появился в середине XVIII века. Изготавливать самовары начали в городе Туле. Тула стала главным самоварным центром. Первая тульская самоварная фабрика основана в 1778 году. В XVIII–XIX веках изготовляли самовары из сплавов меди, латуни. Также делали из серебра, бронзы, стали, чугуна, железа. Сколько любви и выдумки вкладывали русские мастера в свое изделие! Потому что знали: станет их самовар не красивой игрушкой, а душой любого общества, внесет мир и лад в любой дом.
Самовар стал предметом семейной гордости. Он занял почетное место среди других предметов домашней утвари. Благодаря обычаю отведать чаю на Руси закрепилась бережно хранимая веками традиция хлебосольного гостеприимства. Первый заварочный чайник китайская хозяйка поставила на стол в середине XII века.
В Европе заварочные чайники появились благодаря португальским мореплавателям в начале XVI века. Вместе с чаем был привезен маленький горшочек – коричневый сосуд, рассчитанный на одну порцию чая, и стал прообразом современного заварочного чайника.
В музее есть один необыкновенный таинственный экспонат – жестяная коробка, на ней надпись: Романовская Паровая Фабрика Конфет и Шоколада Е.И.В. Принцессы Е.М. Ольденбургской. Рамонь, Воронежская губерния.
Захотелось узнать, что же это за паровая фабрика. Фабрика конфет и шоколада принадлежала принцессе. Евгения Максимилиановна Романовская родилась 20 марта 1845 года. В замужестве принцессы Ольденбургская – дама из императорской семьи.
Отец Евгении Максимилиановны, герцог Лейхтенбергский, в 1837 году посетил Россию, был принят при дворе, где познакомился с великой княгиней Марией Николаевной, дочерью Николая I. Молодые люди понравились друг другу, заключили брак, и Максимилиан Лейхтенбергский навсегда остался в России, став князем Романовским. В браке появилось семеро детей. В 1878 году, Евгения Максимилиановна приобрела имение в селе Рамонь. Деловая, энергичная, широко образованная, в своем рамонском имении она развернула активную хозяйственную деятельность.
Основала передовой для своего времени сахарный завод, а чуть позже пристроила к нему рафинадный и кондитерский цех. Евгения Максимилиановна построила первую в России конфетную фабрику, и там, впервые в подобном производстве, использовали паровые машины. Предприятие стало называться «Паровой фабрикой конфет и шоколада» (1900 год). Уже через несколько лет здесь вырабатывалось до 400 наименований конфет и шоколада. Каждая конфета делалась вручную и была уникальной. Продукция приобрела мировую известность, на международных выставках в европейских столицах завод не раз награждали медалями. Высокохудожественным и ярким было оформление – эскизы оберток и жестяных коробок выполняли ученики художественных школ под руководством известных художников России…
Имеется пенсне (и футляр), принадлежащее Алексею Львовичу Шпунгину. В 1935 году он приехал в Бековский район и работал по специальности «районный техникстроитель». С 1961 года – на должности районного архитектора при Бековском райисполкоме.
Русские календари начинают свою историю с XIV века. Они были рукописными и в основном носили чисто религиозный характер. С развитием массового книгопечатания на Руси печатаются первые типографские календари. Они были более разнообразны и интересны. С тех пор прошло много времени, сейчас календари представляют собой красочные полиграфические издания. Существует великое множество типов календарей – настенные, настольные, отрывные, карманные, табель-календари.
Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создававшего ее, и хозяина, пользовавшийся ею, а значит, отпечаток душ людей. Это часть духовного наследия прошлого. Предки оставили на земле «след» своей жизни, и если мы его отыщем и сохраним, значит, мы его достойные наследники.
ЗАЛ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
В зале Воинской Славы можно узнать о героическом прошлом военных лет. Советские воины мужественно сражались с врагом, проявляя стойкость и героизм. Здесь представлены документы, фотографии и вещи бековчан, участников Великой Отечественной войны. Это является данью глубокого уважения и благодарности землякам, которые защищали страну и вместе со всем народом одержали Победу.
В историко-краеведческом музее хранятся письма-треугольники, опаленные войной. Такая форма письма никого не удивляла – именно они тогда были самыми ценными, что мог принести почтальон, ведь «треугольники» являлись весточкой от родного человека с фронта. Почтальоны работали ответственно, понимая, что весточку от солдата ждут родные. Большая радость была для матери или для любимой жены получить такой треугольник из бумаги. С трепетом в душе читали эти порой неразборчивые строки от своих близких. А письма берегли, хранили и перечитывали много-много раз. Раньше в каждом доме было радио. Слушали новости, музыку, песни и конечно вести с фронта.
Пусть музей всегда остается источником света знаний, тропинкой к мудрости, путеводителем по истории, лучиком просвещения в жизни! И каждый поход в это удивительное место дарит массу впечатлений, положительных эмоций, увлекательных приключений и важных открытий.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры. Академик АН СССР. Герой Социалистического Труда. Он сказал очень мудрые слова: «Сохранение культуры своей малой родины – это сохранение памяти о своём народе. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в бесконечной цепи поколений, и он обязан передать свои культурные ценности потомкам. Поэтому нужно беречь традиции, которые сохранились от наших предков, и сохранять их».
Свидетельство о публикации №223043000715