30 апреля. Уступи место завтрашнему дню
Но - обо всём порядку. В 1934 году в США вышел в свет роман американской писательницы Жозефин Лоуренс "Годы такие длинные". Успех этого романа побудил семейную пару драматургов Хелен и Нолана Лири преобразовать его в пьесу. Трудно сказать, какая судьба ждала бы эту пьесу, но вмешался почти несчастный случай. У довольно известного в те годы 40-летнего кинорежиссёра Лео МакКери, у которого на счету был не один десяток фильмов, немых, звуковых, короткометражных, полнометражных, умер отец. И надо же было такому случиться, это печальное событие едва не совпало с другим, не менее печальным: МакКери отравился. Случайно, не намеренно. То ли молоком, то ли ещё чем... И последствия были весьма тяжёлыми: режиссёр едва не отдал Богу душу. И даже не смог присутствовать на похоронах своего любимого отца. Совпадение по времени этих двух печальных событий буквально подтолкнуло Лео МакКери к мысли об экранизации романа "Годы такие длинные". Создание сценария было поручено Виньи Дельмар, которая одновременно работала над созданием сценария к другому фильму Лео МакКери "Ужасная правда". Именно имя Виньи Дельмар указывалось как имя драматурга, по сценарию которого был поставлен спектакль "Дальше - тишина..."
Картина Лео МакКери "Уступи место завтрашнему дню" вышла в ограниченный прокат в США 30 апреля 1937 года. И провалилась в прокате, собрав чуть более 6 тысяч долларов. Трудно сказать, что явилось причиной, что следствием: ограниченный прокат или чутье дистрибуторов. Фильм не участвовал в международных кинофестивалях, не номинировался на премию Оскар. Возможно, потому, что в том же 1937 году 6 номинаций на Оскар получил другой фильм Лео МакКери - "Ужасная правда". И за эту "Ужасную правду" Лео МакКери получил Оскара как лучший режиссёр. А возможно, что сказались происки руководителя кинокомпании Paramount Адольфа Зукора, который из себя выходил, настаивая на обязательном для американских фильмов хэппи-энде. Но Лео МакКери устоял и сохранил концовку, прописанную в литературном источнике. Устоял - и его контракт со студией был расторгнут.
Но сам Лео МакКери был абсолютно убеждён, что более правильным было бы номинирование и награждение именно фильма "Уступи место завтрашнему дню", о чём, как впоследствии вспоминал Питер Богданович ("Бумажная луна"), он открыто заявил на церемонии награждения: "Вы мне дали Оскара не за ту картину". Наверное, такой же точки зрения придерживался и великий Орсон Уэллс, который сказал, что этот фильм Лео МакКери "заставит плакать даже камень". И это, как оказалось, не фигура речи. Жена известного французского режиссёра Бертрана Тавернье - Коло (или Клодин) - как-то признавалась, что получила в свое время задание сделать перевод фильма "Уступи место завтрашнему дню" на французский язык и написать субтитры. Она с трудом смогла выполнить это задание. И главное препятствие создавали слёзы, буквально заливавшие листок бумаги с текстом.
Свое восхищение фильмом выразили Бернард Шоу, Жан Ренуар, Джон Форд, Фрэнк Капра и многие другие. А ведь восхищение режиссёра произведением другого режиссёра очень дорогого стоит! Да и с кинокритиками Американская киноакадемия разошлась во мнениях. Так, гуру американской кинокритики Роджер Эберт в 2010 году поставил фильму "Уступи место завтрашнему дню" 4 звезды из четырёх возможных и включил в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии на картину он отметил, что она вовсе "не мелодраматическая слезовыжималка". Что, наоборот, "фильм отличает ровный, почти бесстрастный взгляд на ситуацию и на то, как она разыгрывается. Нет никакого надрыва. И это - то самое, что отличает великие фильмы. Самые сильные фильмы часто просто показывают вам события, не объясняя вам, как к ним относиться. Примечательно, что такой правдивый и безжалостный фильм был снят Голливудом в 1937 году." (1) Иными словами, Эберт подчеркнул, что появление правдивого фильма стало, скорее, исключением для Голливуда, чем правилом.
С мнением Лео МакКери и вышеупомянутых мастеров кинематографа фактически солидаризировались современные кинозрители по всему миру. 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценку 8 и более. Благодаря этому показателю фильм Лео МакКери "Уступи место завтрашнему дню" имеет рейтинг (см. Предисловие) 8,107 и занимает 579-е место в Золотой Тысяче.
__________________________________________________
Свидетельство о публикации №223043000750