Инфоцыганство

Когда я впервые услышала такое понятие, у меня это вызвало недоумение. Под инфоцыганами принято сейчас понимать людей, которые торгуют эфемерной, "пустой" информацией и курсами успешного успеха. Дескать, такие знания ничего не значат, ничего не стоят и не дают никакой гарантии, что человек чему-то научится или изменит свою жизнь.

Но давайте подумаем. Разве репетитор по английскому языку даст мне гарантию, что я буду свободно говорить по-английски? Что я вообще выучу язык? Нет!
Разве заштатный психолог даст мне гарантию, что я избавлюсь от проблем в отношениях или комплексов? Нет!
Разве дипломированный врач даст мне гарантию, что я вылечу хроническую болезнь? Нет!

Получается, что всех вышеперечисленных специалистов можно смело причислить к инфоцыганам. Ведь они торгуют неизвестно чем без всяких гарантий.

А старина Дейл Карнеги? Фрейд? Наполеон Хилл? Фильм "Секрет"? Не что иное, как инфоцыганство, но никому из умников, придумавших понятие "инфоцыгане", это в голову не приходит. Они с видом экспертов ругают эзотериков и советуют обращаться к психологу. К какому, правда, не говорят. Поможет ли это, тоже не говорят. Они с умным видом ругают нетрадиционную медицину и советуют обращаться к обычному врачу. К какому - не говорят. Поможет ли обычный врач, тоже гарантий умники не дают. Они ругают коучей и рекомендуют идти учиться. Куда, вашу мать?! В ВУЗ? В какой и как это поможет? Умники тушуются и хлопают глазами. Высмеивают шаманов или тарологов, а сами при этом носят крестик. Но вот инфоцыгане - это зло.

Кстати, Роберт Кийосаки - тоже коуч. Расскажите ему про инфоцыган.
По большому счёту любой, кто торгует информацией без гарантии, что клиенту она поможет, является инфоцыганом. А это все репетиторы, все психологи и весь консалтинг, то есть, добрая половина земного шара.

Есть, правда, среди всего этого контингента люди, которые доверия у меня действительно не вызывают. Это те, кто торгуют знаниями в промышленных масштабах. Ну то есть не работают с вами индивидуально, а устраивают какие-то марафоны на 10, 50, 1000 человек, продают готовые и подходящие для всех курсы. То есть собирают за деньги группу и начинают эту группу учить жить, лить там воду водную, подходящую якобы для всех.
Причём не просто рассказывают там базовые принципы или помогают по-другому взглянуть на мир и своё место в нём, а именно заявляют, что вы чему-то научитесь/сможете/сделаете. Вот такой простой критерий.

Потому что одной, помогающей всем таблетки, не существует.
Кому-то поможет банан, а кому-то брусника. Кто-то хорошо учится в действии, а кто-то по книгам. Кому-то поможет вегетарианство, а кому-то нет.

Так что если вы видите рекламу, мол, "приходите все ко мне на марафон и я вас научу...", можете смело перешагивать эту замануху, ну или рассматривать её как цирковое представление, не более того.

Ещё один критерий, помогающий вычислить шарлатана - это зомбированное преклонение перед ним его аудитории. Читаешь комментарии, а там сплошное "вы великий!", "наш всемогущий" и "только вы!" Такое отношение стоит отделять от обычной благодарности, когда человек доволен и ему помогли. Это бывает непросто, но это чувствуется. У шарлатанов - зомби со стеклянными глазами, а у нормальных людей - просто уважение и благодарность.

Лично я бы очень испугалась, если бы увидела у себя толпу зомбированных. Это означало бы, что я делаю что-то не то или пишу не те книги.


Рецензии