Развесистая Пальма

Развитие вымысла в кино описать просто: чем дальше в лес, тем больше дров.

Но в этой истории меня ещё сама тема задела. Читаю в телеграме канал "Киноняня", из какого-то православного канала попала в него, хотя не раз убеждалась, что никакой гарантии название канала и самоопределение администратора  православным не даёт.

Прочла в "Киноняне" про российскую "Пальму" 2020, дескать, душевное семейное кино про собаку на основе реальной истории, и посмотрела.

Потом посмотрела советское кино (Киевнаучфильм) 1988-го года "На привязи у взлетной полосы" про эту же собаку.

А уж потом саму статью 1976-го года Юрия Роста из "КП" нашла. Хозяин за собакой не вернулся, из Внуково её забрала в Киев одна добросердечная женщина, и Пальма не сразу, но привыкла к новой семье.

Теперь следите за руками.

Юрию Росту рассказал про собаку на взлетной полосе пилот, бывший узник немецкого концлагеря. Про советский лагерь после немецкого в 76-м не писали в газетах.

В фильме 88-го года вместо пилота девушка - дежурная, которая не пустила собаку в самолёт из-за отсутствия справки. Девушка мается, жалеет, что не нарушила инструкции, помогает собаке выжить до поры-до времени, в частности, спасает от отстрела, сама попадает в переплёт (увольняют), но в итоге выходит замуж, а собака остаётся в аэропорту на попечении добрых технарей - строителей, хозяин присылает записку, что не вернётся за ней (как и было). Финал печальный, но не безпросветный. И, главное, реалии соответствуют: отстрел бездомных собак и в целом "производственные отношения" на фоне обычных человеческих.

В "Пальме" РФ-2020 советское прошлое мифологизируется на 99%. Соцреализм в обратной перспективе, тот изображал жизнь, какой она должна была быть в будущем, а теперь изображают советское прошлое, каким оно должно было быть в идеале.

1% реализма - это немецкая овчарка в кадре, порода та же, что и была в реальности. Всё остальное так цветисто раскрашено знакомыми мотивами семейного кино про собак от Хатико до Бетховена и прочих, что поначалу подумала, что и Синий крест оттуда же, ну не было его в СССР, отловом и уничтожением бездомных животных шариковы из очистки занимались.

Причем особенно меня поразило то, что "списали" (уничтожили) после войны ставшими ненужными служебных собак, спасших множество жизней в качестве санитаров и минёров.

Но оказалось, что Синий крест есть и в фильме 1988-го года, не поняла, тогда ещё придумали и перекочевал из старого фильма в новый или и в самом деле был хотя бы в Москве. В провинции стопудово не было, я давно живу и в советское время уже спасала собак из отлова.

Так вот в "Пальме" вместо пилота уже мальчик, сын пилота, а  киноистория про этого мальчика, потерявшего мать и с трудом принимающего отца, который их бросил и только теперь забрал сына.

Мальчик всех взрослых заставит по его детскому сценарию действовать, спасёт собаку,  заодно подружиться с отцом и найдёт ему невесту, а себе мачеху.

Младший Добронравов в роли пилота - отца мальчика и старый добрый Ильин в роли авиатехника - отца невесты(будущей мачехи), то есть в роли дедушки, как всегда, обаятельны и привлекательны, настолько хорошо сыграли, что переиграли ребёнка и собаку!

Но как-то меня это не обрадовало.

Мифология - дело такое, гони её в дверь - она в окно.  Но мифологизация недавнего прошлого, которое ещё отлично помню не только я, 60-летняя, но и родители мои ещё живы, несусветной наглостью мне кажется.

Амнезия с деменцией в старших поколениях, видимо, не так быстро действуют, как хотелось бы кому-то, поэтому исправлять и разукрашивать недавнее прошлое приходится не дожидаясь их действия, на живую нитку. И сколько настрогали фильмов про идеальное советское время за последние лет 10-15, я даже не возьмусь перечислить.

Что люди поплачут над судьбой брошенной собаки и порадуются хэппи-энду вроде бы неплохо, но и пользы, по-моему, мало. То есть смотря какой пользы и кому. Создателям и прокатчикам польза была, если отбили вложения. А вот собакам? Незаметно что-то пока.

Хотя вопрос открытый, я не специалист по воздействию мифологии на массы, вижу только, что как бросали и выгоняли, как выкидывали ненужных щенят и взрослых, так и бросают хозяева собак, закон за это не наказывает, ну и всё, не пойман - не вор.

Вижу также, что чем страшнее реалии, тем оптимистичнее кино, это-то понятно и закономерно, спрос на сказки растёт и можно на них заработать.

И толку бурчать нет, но не выдержала.


Рецензии