Мечтанья прах! Им места в мире нет. Комментарий

Мечтанья — прах! Им места в мире нет.
А если б даже сбылся юный бред?
Что, если б выпал снег в пустыне знойной?
Час или два лучей, и снега – нет.

Ведические писания сравнивают поиск мирского, материального счастья с поиском воды в пустыне. Материальное счастье подобно миражу в пустыне, мы ищем в пустыне этот оазис счастья, но его там нет, есть только иллюзия, мираж. Или сравнивают это мирское счастье с каплей воды в пустыне, разве может эта капля утолить жажду изнемогающего путника в пустыне?
Здесь Омар Хайям даёт другой хороший пример, показывающий временность мирского счастья: подобно снегу в пустыне, оно, это счастье, тает на глазах.
Мы попали в этот материальный мир из-за того, что стали мечтать о счастье, отдельном от Бога. Мы захотели наслаждаться сами без Бога. Как рука, которая захотела сама есть пищу и отказалась отдавать её желудку. Но рука не умеет наслаждаться пищей сама, она может наслаждаться только через желудок. Но под влиянием майи, иллюзии, нам кажется, что мы наслаждаемся, но это счастье временное, иллюзорное. Мы можем быть счастливы лишь сотрудничая с Богом, служа Ему, стараясь всё делать для удовлетворения Бога, а не своего собственного. Тогда мы действительно становимся счастливы.
Это счастье имеет совсем другую, духовную природу. Наше тело, грубое и тонкое, физическое тело и тонкое тело (ум, разум и ложное эго) подобно клетке. А наша душа — подобна птице в клетке. Поиск мирского материального счастья подобен заботе лишь о клетке, когда мы моем, красим, чистим клетку, но птица, душа, остаётся голодной. Нужно кормить саму птицу, а не только заботиться о клетке. Душе, птице, нужна духовная пища, ей не нужна краска, как для клетки, ей нужны зёрна. Этой духовной пищей для птицы является общение с Богом и служение Богу. Когда душа, человек, совершает поступок, которым доволен Бог, то и сама душа, сам человек, начинает испытывать необыкновенное счастье.
Иногда духовную пищу, пищу для души, путают с пищей для нашего ума, для нашего тонкого тела, которое является всё той же клеткой. Различные мирские заведения: театр, кино, литература, искусство и другие, которые мирские люди считают духовной пищей, могут быть духовной пищей, а могут и не быть. Если они повествуют о Боге и прославляют Господа, то это всё — духовная пища, это способствует духовному развитию человека. Но если театр, кино, искусство, литература не прославляют Бога и Его преданных слуг, то они не являются духовной пищей для души, а являются лишь заботой о клетке, душа остаётся голодной.
Юноша мечтает о любви, о чувственном счастье, строит себе розовые мечты, но взрослый или старый человек уже свободен от этих иллюзий. Так и духовное развитие человека бывает на разном уровне. Тот, кто находится на уровне юноши, стремится лишь к мирскому, личному счастью, к наслаждению ума и чувств. Тот, кто духовно находится на уровне более опытного человека, более старого, видевшего жизнь, не предаётся юношеским мечтам о чувственном счастье, а видит всё реально. Такой человек понимает, что истинное счастье происходит от духовной деятельности, связанной со служением Богу. Хайям в этом стихе от лица такого человека разбивает иллюзорные мечты людей, духовно находящихся на уровне юноши.
Кришна в Бхагавад Гите говорит (2.70.): «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».
Душа по своей природе всегда ищет счастья, всегда полна желаний. Но она ищет счастья не там, где нужно, она ищет его в удовлетворении личных эгоистических желаний, а надо искать его в удовлетворении Бога. Когда доволен Господь, то душа, будучи частичкой Его, автоматически становится счастлива, как когда доволен желудок, все части тела получают пищу и удовлетворение.
Поэтому писания учат, что нужно направить все свои желания на служение Господу, и когда доволен Господь, то душа тоже становится довольной. Отказ от желаний – это не прекращение деятельности, это перенаправление деятельности со своих желаний на выполнение желаний Бога.
Если мы хотим истинного не иллюзорного счастья, то должны направить свои желания на выполнение воли Бога. Этому учит Бхагавад Гита, поведанная Самим Господом.

Мечтанья — прах! Им места в мире нет.
А если б даже сбылся юный бред?
Что, если б выпал снег в пустыне знойной?
Час или два лучей, и снега – нет.


Рецензии