Дела давно минувших дней Глава 4 Награда жреца

Глава 4
Награда жреца

Пока взрослые собирали все, что потребуется в дороге, Светозар со своим новым другом Антонием осматривали 12-ти весельную ладью Добрыни, стоящую у Днепровского причала. Кормчий охотно показывал мальчикам, как пользоваться рулем, поднимать парус и ставить ладью на якорь. Прощаясь, мальчики обнялись.
  – Я тоже хочу увидеть новые края, – сказал Антоний, – может, Бог даст свидеться.
Второй день ушел на сборы, прощания, а на третий день на ладье подняли якорь, и ее приняли воды Днепра. Прощай, Любеч.
Светозар соскучился по отцу и пользовался любой возможностью побыть возле него.
– Отец, ты никогда мне не рассказывал о своем детстве. Ведь ты когда-то тоже был маленьким?
– Мое детство окончилось, когда мне исполнилось пять лет. У нас, древлян, было свое правительство и средства, но не было сильной армии, потому мы были обязаны покоряться полянам и платить им дань. А когда мы отказались, поляне пошли на нас войной. Меня и мою сестру Малушу, твою тетю, взяли в плен. Нас разлучили с отцом, привезли в Вышеград, летнее имение княгини Ольги, и поселили вместе с дворней, а ведь мы – княжеского рода.
– Отец, почему я никогда не видел бабушки?
– Твоя бабушка была чешская принцесса. Она умерла от потери крови, когда родилась Малуша. Теперь о нас – горе побежденным. Я должен был вести войну даже за пищу, которую у нас старалась отобрать более сильная и старшая прислуга и защищать сестру. За мельчайшую провинность нас били.
Когда я подрос, мне поручили уход за лошадьми и стоять у ворот, а Малушу заставили работать на кухне и прислуживать в горнице.
– А где был дед? Почему он вас не защитил?
– Дед был далеко. При расставании он подарил мне деревянный меч и сказал, не падай духом, еще не вечер. Так что в свободное время я учился владеть мечом и сидеть верхом. Я полюбил лошадей. Они никогда тебя не обманут, ничего у тебя не отнимут. Я подарю тебе хорошего коня, и он и в трудную минуту придет тебе на помощь.
Прошли годы, Малуша подросла, стала настоящей красавицей, и в нее влюбился сын Ольги Святослав. Ольга к тому времени уже помирилась с твоим дедом, вспомнила, что Малуша княжеского рода и позволила им пожениться, тем более, что брак полянина Святослава и древлянки Малуши символизировал соединение двух славянских народов. Когда я показал умение владеть мечом и обращение с лошадью, меня зачислили в боевую дружину, где я быстро выдвинулся и стал воеводой. Так закончилась моя юность.
С течением времени, прислушиваясь к разговорам бояр, я понял, что словом можно ранить человека не хуже чем мечом, когда ты подрастешь, ты должен это узнать сам и научиться этим владеть. Я стал советником Святослава и воспитателем Владимира, сына Святослава и Малуши. Я участвовал в сражениях с врагами, выполнял самые опасные и сложные поручения, помогал в крещении Руси, и однажды даже победил в шахматной игре самого татарского хана, считавшегося непобедимым. Он подарил мне шахматы и предложил сыграть с условием, если он выиграет, мы платим дань, а если выиграю я – платит дань он. И я выиграл! Так что сегодня ты можешь  гордиться своим отцом!
– Отец, ты ведь научишь меня играть в шахматы? Что это за игра?
– Непременно научу. Шахматы к нам пришли из Индии. На доске с шестьюдесятью четырьмя черными и белыми клетками по определенным правилам сражаются две равные армии. И побеждает не самый сильный, а самый умный! Эту игру придумал индийский жрец, и она так понравилась царю, что он спросил жреца, какую он хочет получить награду.
– Я хотел бы получить награду пшеничными зернами, – сказал жрец. – Пусть ваши слуги откроют закрома, а математики подсчитают, сколько всего будет зерен, если положить на первую клетку шахматной доски одно зерно, на вторую – два, на третью – четыре, на четвертую – восемь и так удваивать число зерен до последней шестьдесят четвертой клетки.
– Так мало? – удивился Светозар.
– Царь тоже удивился, как мало просит жрец.
– Я ожидал, что ты попросишь больше, – сказал он, – я велю моему математику сделать расчет. Завтра приходи за своим мешком зерна.
– На следующий день жрец пришел к царю, но математик еще не закончил расчеты. На третий день он доложил царю, что столько зерна нет в его закромах. «Если ты хочешь непременно выдать жрецу требуемое число зерен, сказал математик, прикажи осушить на земле все моря и океаны, выровнять все горы и вырубить леса, и засей всю землю пшеницей».
– Так что играть в шахматы я тебя научу, но сначала я научу тебя владеть копьем и мечом и скакать на коне. Это всегда пригодится.


Рецензии