Ч. 388 Не попасть под статью о пиратстве
В секретной инструкции, которую Лесовский передал капитану 2 ранга Кроуну, начальник эскадры сообщал ему, куда необходимо прислать судно с припасами в том случае, если обстановка в Нью-Йорке не позволит запастись всем необходимым.
Он указал и сроки присылки судна: к острову Екатерины с 1 по 20 ноября 1863 года и 15 марта 1864 года - в залив Лобито в королевстве Бенгуэка (указаны широта и долгота). Сейчас это государство Ангола.
Последним сборным пунктом Лесовский назначил порт Сан-Антонио в заливе Сан-Матиас на восточном берегу Южной Америки.
Заканчивалась инструкция словами: «Для взаимного узнания нами посланного от Вас судна, примем следующее условие: по открытии одного из наших судов пусть судно поднимет белый флаг с красным кругом в середине, на одной из своих брам-стенег.
Ответ наш будет подъём того же флага на той же брам-стеньге. Затем пусть судно поднимет тот же флаг на другой брам-стеньге и, если наше судно сделает то же, то всякое сомнение рассеяно, и суда могут сходиться.
Все прочие инструкции Вы получите от морского министерства.
Контр-адмирал Лесовский».
Не могу себе представить, чтобы в наше время такое поручение давалось бы одному офицеру, а тогда ничего, справлялись.
14 июля командиров кораблей вызвали в Петербург. Часовой у входа в инспекторский департамент в Адмиралтействе сверился со списком и, отдав им честь, пропустил в помещение.
Там их уже ожидали директор инспекторского департамента контр-адмирал Михаил Павлович Голицын и Лесовский.
После устного инструктажа каждый из командиров кораблей расписался за получение инструкции следующего содержания:
«Весьма секретно.
В исполнение известных Вам видов правительства касательно действий вверенного мне отряда прошу ваше высокоблагородие принять к сведению и исполнению следующее:
По получении запаса угля на известных Вам пунктах сборным местом всего отряда назначается Малый Бельт.
Из Малого Бельта отряд направляется в полном составе через Большой Бельт в Немецкое море, а из Немецкого моря, обогнув Англию с севера, направится в Нью-Йорк в полном же составе.
В Нью-Йорке последует от меня дальнейшее распоряжение.
Ожидается, что этот путь совершится до объявления войны. Не менее того, предусмотрительность заставляет меня указать на следующие, могущие быть случайности:
с выходом нашим из Бельта мы можем встретить английскую или французскую эскадру сильнейшую себя, которая с нашим появлением переменит курс и будет следовать за нами, явно, что намерение её будет атаковать нас при первом известии о разрыве,
тогда я сделаю сигнал расстаться при первых благоприятных к тому обстоятельствах, как например, наступление тумана, расставшимся судам должно иметь рандеву Нью-Йорк.
Буде обстоятельства позволят, то фрегату «Ал. Невский», корвету «Варяг» взять право от курса, а остальным трём влево; при рассеянии вступать под пары».
Далее в инструкции были расписаны различные варианты действий и соответствующие сигналы с флагманского корабля:
«Государю императору угодно, чтобы в затруднительных обстоятельствах первый выстрел последовал не с нашей стороны, поэтому, следуя по назначению, нашим судам вступать в бой не иначе, как по моему сигналу, воспоследует по первой пушке новых неприятелей….
Если на пути к Нью-Йорку получится мною известие о разрыве, то вместо следования в Нью-Йорк, эскадра по моему сигналу разойдётся по предназначенным каждому из судов станциям, а именно:
фрегат «Ал. Невский» - на пути английских судов, направляющихся из Ливерпуля в Нассау с разными военными припасами для южных американских штатов; фрегат «Пересвет» – на путь судов, идущих из Англии в Ост-Индию между параллелями 15 градусов 30 минут северной широты и 15 градусов 30 минут западной долготы,
корвет «Варяг» – на пути судов, идущих из Англии в Южную Америку, начиная крейсерство на юг от экватора, корвет Витязь на пути Ост-Индских судов, идущих с мыса Доброй надежды к острову св. Елены.
Клипер «Алмаз» - в полосу пересечения экватора судами, идущими из Европы, между экватором и 5 градусами северной широты 20 градусов 30 минут западной долготы….
К сведению объявляется, что фрегату «Ослябя» назначено место крейсерства на параллели 30 градусов северной широты в соседстве меридиана Азорских островов».
В инструкции также определялись действия командира корабля, если он разлучится с эскадрой, объяснялось, как связаться с капитаном 2 ранга Кроуном, чтобы пополнить запасы. Сообщалось место сбора эскадры 15 октября.
В инструкции также говорилось: «Если бы по непредвиденным обстоятельствам, Вы не могли достичь вышеозначенного места сбора отряда к 25 октября, то идите прямо на остров св. Екатерины,
равномерно, если до 25 октября меня не будет на сборном пункте, то старший из г.г. командиров должен принять начальство над отрядом и привести его к острову св. Екатерины».
В случае невозможности исполнять свои обязанности Лесовским в командование эскадрой должен был вступить старший из командиров кораблей.
Каждого командира корабля предупредили, что «план компании, расположение и численность наших судов должны быть известны Вашему старшему офицеру, как равно секретные сигналы с шифром и прочее. Для прочих офицеров всё должно быть тайной».
Инструкция предусматривала, чтобы действия российских кораблей не попали под статью международных соглашений о пиратстве: «Во всём, что касается до остановки судов, осмотра их, приговор законности груза, истребление его и раздачи приобретённого имущества, Вы имеете принять в руководство установление о морских призах и репризах.
Присуждение судна законным призом я бы полагал представить комиссии из всех наличных офицеров, а для устранения замедления ея действий, поручить одному из Ваших офицеров ознакомиться особенно с условиями, указанными в этом положении,
таковыми распоряжениями устранится от комиссии необходимость самой рыться в положениях, ибо они будут ей представлены заранее подготовленным офицером, присуждённого приза законным все судовые бумаги должны быть сохранены».
Не обошёл Лесовский и вопрос здоровья команд: «Если бы для поддержания здоровья команды Вы сочли полезным, что-либо изменить в установленной порции или добавить к ней, то это Вам разрешается на основании параграфа 263 морского устава, не выходя в издержках за пределы благоразумия.
Равным образом разрешается Вам заходить с места Вашего крейсерства в удобные места для освежения команды всякий раз, что Вы сочтёте это нужным для поддержания здоровья команды».
В инструкции требовалось от командиров кораблей беречь людей от «жёлтых лихорадок, зноя, ночного сквозного ветра», запрещалось оставлять личный состав на берегу «после заката солнца под каким бы то ни было предлогом».
К сожалению, наш российский Дюма, Валентин Саввич Пикуль, талантом которого я восхищаюсь, писатель, пробудивший в советских людях интерес к отечественной истории, никогда не работал в архивах, поэтому в его произведениях немало отступлений от исторической правды.
Он очернил образ адмирала Степана Степановича Лесовского, поэтому мои заметки – попытка восстановить историческую справедливость.
Продолжение http://proza.ru/2023/05/04/1001
На фотографии: контр-адмирал С.С. Лесовский и командиры кораблей его эскадры
Свидетельство о публикации №223050101320
С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 03.05.2023 10:17 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 03.05.2023 14:15 Заявить о нарушении