Ветер жизни иногда свиреп. Омар Хайям. Комментарий
В целом жизнь, однако, хороша
И не страшно, когда черный хлеб,
Страшно, когда черная душа
Чёрная душа – это когда человек стал демонической натурой. В 16 главе Б.Г. описываются качества божественных и демонических натур. Чёрная душа, демоническая натура, означает, что душа идёт по пути деградации, из жизни в жизнь грешит и постепенно скатывается в ад, потом, отстрадав в аду, становится одним из существ в низших формах жизни. Чёрная душа – означает, что человек злоупотребил своей свободой выбора и пошёл по пути эгоизма, жадности, вожделения и других негативных качеств.
Человеческая жизнь даётся душе для духовного развития, для осознания Бога, для развития самых лучших духовных качеств. Ценность человеческой жизни в том, что человеку дан разум, с помощью которого он может понять Бога, у животных нет такого развитого разума. В человеческой жизни есть и страдания, и наслаждения, и, благодаря этому, есть возможность разочароваться в мирском временном счастье и начать искать истинное, непреходящее, духовное счастье в служении Богу. В этом ценность человеческой жизни, этим жизнь человека и хороша.
В жизни всегда есть страдания, так устроено Богом. Если бы не было страданий, то никто не вспомнил бы о Боге, каждый бы мнил себя богом, и ложная гордость возрастала бы всё больше и больше, так устроена человеческая натура. Страдания отрезвляют душу, снимают опьянение наслаждений богатством, почестями, властью и т.д. Когда человек понимает свою беспомощность перед судьбой, он трезвеет, начинает понимать, что он полностью зависим в своих радостях и горестях от Бога. Как маленький ребёнок, родитель хочет покормит его, хочет не покормит.
Иногда ветер жизни бывает очень свиреп. Но говорят, что вся наша жизнь в этом материальном мире и в материальном теле – это, в каком-то смысле, невыгодная сделка. И надо научиться извлекать максимальную пользу из невыгодной сделки. Страдания могут нам помогать в духовном развитии. Для того, чтобы духовно развиваться, нужно иметь пессимистический взгляд на мирскую, материальную жизнь, и страдания помогают нам в этом.
Когда человек привязан к мирскому счастью – это является препятствием на духовном пути. Пытаться разжечь костёр и одновременно поливать его водой – это примерно то же, что и стремиться к мирским удовольствиям и пытаться развить привязанность, любовь к Богу. Это взаимно противоположные вещи. Страсть к мирским удовольствиям основана на корысти, на эгоизме – это тяга к личным удовольствиям. А стремление к Богу, привязанность, любовь к Богу, основана на самоотречении, на полном отсутствии эгоизма.
Это подобно любви матери к маленькому ребёнку. Мать всё готова отдать своему ребёнку, сама не ест, всё отдаёт ребёнку. А стремление к мирским, материальным удовольствиям было бы подобно тому, как недобросовестная нянька сама лопает, а ребёнка не кормит.
Поэтому страдания, черный хлеб, свирепый ветер жизни, они служат нам стимулом в стремлении к Богу, если мы обратимся к Нему в момент трудностей жизни. Но если же мы не обращаемся к Богу за помощью в трудную минуту, то под действием страданий душа будет погружаться в гуну невежества и действительно становиться чёрной. Вот это действительно страшно.
Только благодаря помощи Бога можно одержать победу в жизни, в конечном итоге, над всеми трудностями, на самом деле – это победа над самим собой, над своей черной натурой (в каждом из нас сидят и божественные и демонические качества), и тогда жизнь действительно обретает ценность, становится действительно хороша.
Свидетельство о публикации №223050101474