От веры к бунту лёгкий миг один. Хайям. Комментари

От веры к бунту – лёгкий миг один.
От правды к Тайне – лёгкий миг один.
Испей полнее молодость и радость.
Дыханье жизни – лёгкий миг один.

Можно понять этот стих дословно: от веры в Бога к бунту против Бога - лёгкий миг один, от правды, знания Бога, к забытью Бога, к Тайне - лёгкий миг один, испей полнее молодость и радость – наслаждайся жизнью, пока молод и есть возможность радоваться, наслаждай свои чувства, дыши этой жизнью (живи в радостях и наслаждениях), дыханье жизни – лёгкий миг один.
Но можно понять и по-другому эти слова: От бунта против Бога, безверия, к вере в Бога, к послушанию Богу – миг один, это просто, просто надо решиться, от Тайны, забытья Бога, к Его познанию, к правде – миг один, нужно решиться только, Испей полнее молодость и радость – в духовной жизни, а не в безбожии, человек воистину испытает и молодость, и радость, духовную радость, духовную молодость, счастье. Дыханье жизни – лёгкий миг один, чтобы по-настоящему жить, по-настоящему дышать, необходимо начать духовную жизнь с Богом, нужно предаться воле Бога.
Кришна говорит: «Оставь все религиозные обязанности, ритуалы, и просто предайся Мне. И я освобожу тебя от всех греховных реакций. Ничего не бойся». Бог говорит: всего лишь полностью предайся Мне, и тогда ты начнёшь безгрешную, истинную жизнь.
Так мало разделяет нас от счастья, от того, чтобы почувствовать истинное дыхание жизни, подобно тому, как задыхающийся человек наконец получает доступ к чистому воздуху. Всего лишь перестать быть бунтарями против Бога, всего лишь понять истинную правду жизни, и сразу же почувствовать молодость и радость, безграничное счастье.
Говорится, что человек, душа, без Бога – всё равно что мёртвый. Душе, нашей истинной сущности, необходимо общение с Богом и служение Ему, подобно тому, как пища необходима телу и как дыхание, воздух, необходимы для жизни. Всего лишь обратиться надо душе к Богу, и рассеется Тайна, и станет ясной правда жизни.
В Упанишадах есть пример: Наша индивидуальная душа и Верховная душа, Параматма, Бог, находятся, сидят на одной ветке, на одном дереве материального тела. Эти две птицы – друзья, но одна из птиц забыла об этом и отвернулась от своего вечного Друга. Эта птица очарована плодами этого дерева, сладкими и горькими, клюёт эти плоды и тяжко страдает. Но как только эта птица обратится к своему вечному Другу, который есть Господь, то страдающая птица сразу же избавляется от страданий и обретает счастье.
Господь рядом с нами, в нашем сердце, рядом с нашей душой. Всего лишь надо повернуться к Нему, обратить к Нему лицо, а не затылок. Всего лишь миг один, и мы обретём вечное, блаженное счастье.
Можно понять ещё по-другому этот стих: Весь мир живёт, забыв о Боге, в своей «вере» в материальное счастье. Материалистическая идеология – это своего рода «вера» обычных мирских людей. И кто встаёт на путь к Богу, тот начинает бунт против мирской идеологии, становится бунтарём для мирских людей.
То, что кажется правдой для мирских людей, является заблуждением с позиции духовной. А духовная жизнь и духовные законы являются тайной для мирского человека.
В Бхагавад Гите (2.69.) говорится: «То, что для всех существ – ночь, для владеющего собой (умеющего контролировать чувства и ум) – время пробуждения. Когда же все существа пробуждаются, для мудреца, обладающего внутренним видением (видящего истину), наступает ночь».
Чтобы почувствовать дыхание жизни и испить молодость и радость, для обычного человека нужно погрузиться в мирские удовольствия, а для видящего муни, мудреца, нужно, наоборот, закрыть глаза на мирские удовольствия и открыть их для духовной жизни, которая даёт пищу, дыхание жизни нашей душе, нашей истинной сущности.
И чтобы изменить свою жизнь с мирской на духовную, нужен всего лишь миг – птица должна лишь повернуть своё лицо к своему истинному, вечному Другу и отвернуться от этих сладких и горьких плодов материальной, мирской жизни.
Можно и ещё по-другому понять этот стих:
От веры к бунту – лёгкий миг один. От правды к тайне – лёгкий миг один. Всего лишь миг нужен душе, чтобы перейти от веры к бунту, отвернуться от Бога, перестать жить в согласии с Его желаниями. Всего лишь миг нужен, чтобы от правды жизни, от духовного знания, перейти к невежеству, к тайне, забытью Бога.
И всего лишь миг нужен, чтобы, разочаровавшись в этом мире, поняв, что здесь нет истинной молодости и радости, что здесь всё временно, что какие-то минуты счастья сменяются страданиями, что здесь нет истинного дыхания жизни, счастливой жизни (счастье в материальном мире подобно счастью человека, которого погружают с головой под воду, когда он почти задохнулся, его вытаскивают, дают сделать глоток воздуха, и в этот момент он испытывает счастье, а потом снова погружают под воду. Так сравнивают счастье в материальном мире, потому что оно - лишь временное прекращение страданий). И когда человек разочаровался, понял, что бесполезно гоняться за иллюзорным материальным счастьем в этом материальном мире, тогда ему остаётся лишь миг один, чтобы обратиться к Богу, и начать жить по-другому в согласии с Богом, и обрести истинное дыхание жизни, и истинную молодость, и радость.

От веры к бунту – лёгкий миг один.
От правды к Тайне – лёгкий миг один.
Испей полнее молодость и радость.
Дыханье жизни – лёгкий миг один.


Рецензии