Как хотел, так себя ты и тешил всю жизнь. Хайям. К
Пил с друзьями и жён своих нежил всю жизнь.
Перед тем, как уйти, оглянулся – и что же? –
Всё приснилось, как будто и не жил всю жизнь.
Тут описывается образ жизни материалиста, девиз которого – ешь, пей, веселись. И описывается конец жизни такого человека, что он обрёл в конце жизни. Сказка Пушкина о разбитом корыте, которое обрела жадная до материальных наслаждений женщина в конце жизни, - это то, что получают такие люди. Разбитое корыто – это не материальное разбитое корыто, как в дословном смысле сказки. Разбитое корыто – это, в переносном смысле, означает, что такие, привязанные к мирским удовольствиям материалисты, с духовной точки зрения, в духовном отношении, остаются у разбитого корыта. Они не накопили никаких духовных плодов, которые могли бы пригодиться им в будущей жизни, а всё материальное богатство они теряют в момент смерти и забирают с собой лишь плоды своих поступков, карму. Хорошо, если такой человек ещё успел сделать что-то хорошее, какой-то благочестивый поступок, за это он получит хорошую карму, а если он только грешил ради своих удовольствий, то за все эти грехи придётся отвечать в следующей жизни.
Вся эта жизнь проносится, как одно мгновение, как будто человек и не жил. Сейчас это мгновение есть, а в следующий миг его уже нет. Одно мгновение, как один раз моргнуть глазом. Вот такая короткая эта жизнь, когда оглядываешься в прошлое. Как ученик, которому надо было готовиться к экзаменам, а он проиграл, провёл в играх всё это время, и уже времени на подготовку к экзамену не остаётся. Так и терпит этот студент на экзамене фиаско.
Мы все ученики в этой жизни, такие же студенты. И всех нас ждёт экзамен – экзамен в момент смерти. И тот, кто ничего не делал для познания Бога и своих с Ним отношений, оказывается в момент смерти в проигрыше, как картёжник, который спустил все свои деньги и стал банкротом. Наши деньги – это время нашей жизни, это наши способности, которые мы должны были использовать по назначению, для духовного развития. Это называется параабхавой – поражением в борьбе за существование, когда душа деградирует в низшие формы жизни, упустив возможность вернуться к Богу в человеческой форме жизни.
Эту борьбу человек, душа, ведёт с майей, иллюзорной энергией Бога. Но силы здесь неравны, Сам Кришна, Бог, называет майю, божественной энергией, потому что она работает по Его воле. Избавиться от контроля иллюзии, майи, возможно лишь, встав под покровительство Самого Бога. Бог, Кришна, просто приказывает этой энергии отпустить душу, предавшуюся Ему. Б.Г. (7.13-14.)
Веданта сутра призывает: «Атхато брахма джиджняса». «Теперь, когда ты получил человеческую форму жизни, необходимо спрашивать о Всевышнем, о Брахмане». Иначе мы упускаем этот бесценный дар, человеческую жизнь, жизнь в человеческом теле, и становимся подобны скупцу, который не может воспользоваться своим богатством. Вот вам и скрытый смысл скупого рыцаря, написанного Пушкиным. Скупец – это не материальный скупец, просто скупой человек, а скупец – это душа, живое существо, не сумевшее правильно воспользоваться своей человеческой жизнью для осознания Бога.
К материалистам Бог приходит в виде неотвратимой смерти. И что за ней – снова рождение, снова новые страдания. А для преданного слуги Бога, достигшего высшего совершенства, смерть – это окно в духовный мир, в возвращение домой, к Богу, в мир вечности, знания и блаженства. Тот же, кто не достиг высшей ступени в духовном совершенстве, родится в семье праведных людей и будет продолжать духовное развитие в следующей жизни.
«Идущий по этому пути (к Богу, пути духовного развития) не знает потерь, даже небольшое продвижение на этом пути защитит от величайшей опасности (духовной деградации в следующей жизни).» Б.Г. (2.40.) «Тот, кто занят в благоприятной деятельности (служении Богу), никогда не встречает духовной гибели в следующей жизни и никогда не пойдёт дурным путём (дургатим на гаччхати)» Б.Г. (6.40.)
Свидетельство о публикации №223050101540