Мысли на заметку. 3 января 2017 года
Всё, что было, есть и может быть, я могу соотнести только с собой. С одной стороны, мир это всё, что не я. А с другой стороны, я это тоже часть мира. Я не могу быть вне мира, вне всего, что существует.
Мир без меня не существует, потому что исчезает соотнесённость меня с тем, что я называю миром.
Мир — это то, что существует только без меня, иначе мир был бы только моим воображением или представлением.
Получаются два взаимоисключающих утверждения о мире.
Если из всего вычесть меня, получится мир. Если ко всему прибавить меня, получится мир.
Мир — это всё, что есть. Со мной ли, без меня ли — всё равно. Мир — это только моё понятие. Понятие о том, что существует, как и я, но не есть я, но частью чего я являюсь. Могу ли я представить мир вне времени и пространства? Не могу. Потому что время и пространство — формы моего взаимоотношения с миром, форма связи с миром. И одновременно — форма отделения, выделения себя из мира.
Любой предмет является частью мира и, одновременно с этим, выделяется из мира. И выделяю этот предмет из мира я. Сам по себе предмет не выделяется.
А является ли, в таком же смысле, Бог частью мира? Несомненно. Бог — это часть того, что есть, ведь не всё же Бог, есть что-то и кроме Бога.
Мир конечен, значит, и Бог конечен. Но если Бог конечен, значит, он не Бог. И т. д. и т. п. Единственно, что несомненно, что существую я — сознающее себя собой начало. Существовать означает сознавать себя собой.
Что у нас есть в итоге? Мир как опыт телесного бытия. И слава богу. Там очень хорошо работает позитивное знание, там царствует научное мировоззрение.
И есть мир как представление обо всём, что есть, то есть об абсолютном бытии.
Нам свойственно соединять видимый мир с миром абсолютным. Но они далеко не совпадают.
В итоге мы имеем слово «мир», которое выражает два разных понятия.
Мир видимый — я телесное — Природа.
Мир абсолютный — я духовное — Бог.
Три основополагающих понятия (троица) двух различных уровней абстрактного мышления.
(Примерно об этом думал весь день. Записано путанно, но думалось интересно.)
_________________
[...].
_________________
Забыл записать, смотрел фильм Познера о Шекспире. Начал смотреть с напряжением неприятия, но там нечего не принимать. Он его рассматривает как социально-политическое явление, а не художественное. И с этим трудно спорить. Шекспир — это публицистика эзоповым языком того времени. Толстой восстал против того, чтобы это тянули в образцы художественной драмы.
Свидетельство о публикации №223050101714