Лесные невольницы -3 Глава 6

АЛЯ ХАТЬКО & ОЛЕГ ВАЙНТРАУБ

ЛЕСНЫЕ НЕВОЛЬНИЦЫ

Часть третья
ТРУДНЫЙ ВЫБОР
 
Глава 6. Вместе с сыном.

Владислав поднялся и подошел к стулу, где сидел отец и присел перед ним на корточки, поднял голову, посмотрел ему в глаза и тихо прошептал:
- Батя…
Валерий Николаевич погладил сына по голове и тоже только смог выдавить из себя:
- Сынок мой, Славик…
Обоим мужчинам так много нужно было сказать друг другу, но сейчас они не находили слов. А в этот момент открылась дверь и вошел майор. Взглянул на эту картину сказал:
- Я вижу, что вы нашли друг друга. Поздравляю!
Он прошел на свое место и что-то стал писать. Закончив писать, сказал:
- Я понимаю, что здесь не место для выяснения семейных отношений. Поэтому, Владислав, я выписал тебе увольнительную до вечерней поверки в воскресенье. Сегодня у нас среда, вот тебе 5 дней для того, чтобы решить все семейные проблемы. А сейчас предупреди своего командира, что я дал тебе увольнительную. И собирайся.
Владислав поднялся.
- Благодарю вас, товарищ майор. Разрешите идти?
- Идите.
Курсант вышел. Офицеры остались вдвоем. Майор обратился к полковнику:
- Валерий Николаевич, сколько вы не видели сына?
- Вот, считайте сами, с 20 июня 1941 года. Шел ему тогда десятый год, а сейчас ему уже 22.
- Да, - задумчиво произнес майор, - и как же за столько времени вам не удалось встретиться?
- Война… и разные обстоятельства. Это длинная история.
Они еще немного поговорили и в дверь постучали. С разрешения ротного в канцелярию вошел Владислав.
- Товарищ майор, я готов.
- Ну давай, топай, радуй своего батю. И не опаздывать!
Валерий Николаевич тяжело поднялся со стула, попытался поднять с пола упавшую туда трость. Владислав быстро подхватил ее и подал отцу.
- Спасибо вам, Виктор Семенович.
- Да что уж… Я же понимаю. Кстати, вы куда сейчас?
- Я даже не знаю. Я так спешил, прямо с поезда к вам. Наверное, в гостиницу. Какая тут получше?
- «Северная» неплохая. И давайте я вам вызову такси?
- Я буду вам очень обязан.
 Валерий Николаевич тепло простился с командиром роты и вместе с сыном покинул казарму. Такси их уже ждало у проходной. В гостинице им удалось снять двухместный номер. После того, как они покинули училище, на всем пути, и в такси они вели бесконечный диалог. Каждому так много хотелось сказать друг другу. За обедом в ресторане, здесь же при гостинице, Валерий Николаевич обратился к сыну:
- Знаешь, Слава, у нас в распоряжении больше четырех суток. Давай махнем в Брянск. Я хочу увидеть маму.
- Во, здорово! Батя, ты просто прочитал мои мысли. Я сам хотел тебе предложить это.
- Сейчас пообедаем, и ты смотайся к администратору гостиницы. У него должно быть расписание поездов. Если нам удастся достать билеты, то уже завтра будем в Брянске. А в субботу ты вернешься обратно. А я уж как там получится…
 В 10-45 поезд прибыл в Брянск и уже в двенадцатом часу они подъехали к дому на такси. Опираясь на трость, Валерий Николаевич тяжело покинул такси. Последние дни он дал слишком большую физическую нагрузку на свой еще не совсем окрепший организм. И только эмоциональный подъем, связанный с последними событиями, позволял ему «держаться на плаву».
- Папа, я так думаю, что первым зайду в квартиру я, чтобы немного подготовить маму к сюрпризу. Боюсь, что у неё сердце слабенькое и может не выдержать. Присядь тут на скамейке, а я потом выйду и помогу тебе подняться.
Владислав в волнении позвонил в дверь. Через несколько секунд мать открыла дверь и застыла в изумлении:
-Слава?! Что случилось, сынок? Почему ты приехал? Тебя не исключили из училища, ты не заболел? - сыпала она вопросами, не давая сыну даже открыть рот.
Наконец она замолчала, и обняла его,
- Сынок, ты не подумай, я всегда рада тебя видеть, только уж очень всё неожиданно получилось. Почему ты молчишь и ничего мне не говоришь? - снова встревожилась женщина.
- Мам… Тут понимаешь какое дело…  Я приехал не один… А с гостем….
- С каким ещё гостем? Ты это о чём? Невесту мне привёз, что ли?
- Нет, мама я приехал … приехал с отцом.
- С каким отцом? Что с тобой сынок? Здоров ли ты в самом деле?
- Мама, я здоров абсолютно. Получилось так, что в училище приехал полковник, Герой Советского Союза. Меня вызвали к нему. Оказалось, что это наш отец. Он нашел меня. Мы встретились и решили поехать к тебе. Меня отпустили на несколько дней по семейным обстоятельствам. Он сейчас у дома на лавочке.
Лена стояла бледная, как мел, прижав руки к груди. Мыслей в голове не было, кроме одной: живой, Валерка живой, и он нашёл нас. Она хотела бежать во двор и искать мужа, но Слава удержал её от этого шага.
- Мама, где твои сердечные капли? Давай сначала выпей лекарство, а я тем временем приведу отца.
Валерий Николаевич сидел на лавке, как на иголках. Он у дома, где живёт его Лена, с которой он не виделся более 13 лет. И сейчас он увидит ее. Время тянулось очень медленно. Ну куда же пропал Славка, почему так долго его нет?
И вот в дверях показался сын.
- Пойдем, папа. Мама нас уже ждет.
Он медленно поднялся и, опираясь на трость, вошел в подъезд. Слава помог ему подняться по лестнице. На площадке остановились перед дверью.
 - Погоди, сынок, дай отдышаться.
Но отдышаться у него не получилось, дверь в квартиру отворилась и оттуда выбежала женщина и остановилась перед мужчинами, как вкопанная. Она, не отрываясь, смотрела на высокого, седого мужчину, который опирался на трость.
 О, Боже!! – вертелись мысли в голове. - Неужели это Валера, - не может быть. Нет, это не он! Это другой мужчина, более худой…..Но глаза…Шевелюра поредела и стала совершенно седой. Эти по-детски пухлые губы, которые она так любила целовать и, которые сводили её с ума….
 
А Валерий смотрел на женщину. Леночка, моя Леночка…. Что же стало с тобой? Моя красавица Леночка, самая красивая женщина в гарнизоне…  Мне тогда завидовали все мужчины. Где же твоя прежняя краса? Сколько же ей лет? Ей чуть больше сорока, а на вид и все 50 дашь. Но все равно, это же она, моя Леночка, моя любовь, моя жена.
- Валера!
- Ленааа!
Они почти одновременно сделали шаг навстречу друг другу и обнялись. Владислав наблюдал со стороны встречу родителей, и непроизвольная слеза катилась из глаз. 
Первым нарушил это молчание Слава.
- Ну что же вы стоите на площадке, проходите в квартиру.
Они прошли в гостиную, Лена усадила Валерия в кресло и стала хлопотать.
- Поговорить мы ещё успеем, а сейчас я соберу на стол. Вы же оба только что с дороги.
- Мама! А кто к нам приехал? - раздался из другой комнаты чей-то голос.
- Ой, простите, Антошка проснулся, я сейчас… - растерялась совсем Лена и быстрым шагом направилась на голос.
- А почему он спит такой порой? - удивился Валерий, вопросительно глядя на Владислава.
- Папа, Антошка заболел этим летом. Он не может ходить. У него какая-то плохая болезнь. Мама вот и сама почти не работает, большую часть времени ухаживает за ним.
- Надо же! И, что же это за болезнь такая? Неужели врачи ничем помочь не могут?
- Мама сама тебе обо всём расскажет.
Через некоторое время вернулась Лена, держа на руках худенького мальчишку. На вид ему было не более семи лет.
- Вот это наш Антон.
- Мама, а кто этот дядя? Это мой папа?
Лена смутилась, не зная, что ответить.
 –А это ты узнаешь немного позже, когда мы с тобой познакомимся ближе, - пришёл на помощь Валерий. Я уже знаю, что тебя Антоном зовут. А сколько тебе лет?
- Мне уже 12 лет скоро исполнится, - с гордостью ответил мальчик.
- А почему мама тебя на руках носит?
- Потому, что я упал с дерева и разбил колено. А в рану мою забралась коварная болезнь и съедает кость, - так сказал врач.
- Ну, если сказал врач, то это дело серьёзное. Надо ногу лечить. Вот и у меня почти такая же картина с ногами была. Но я видишь, уже сам передвигаюсь, правда, вот с этой штучкой, - Валерий показал на трость. - Так что и ты скоро будешь бегать. Только с деревьями надо быть осторожнее.
Мальчик с доверием смотрел на незнакомого дядю, и он ему все больше нравился. А когда рассмотрел на его кителе Звезду Героя, совсем проникся к нему уважением
- Антон, а с братом ты не хочешь поздороваться? - спросила мать.
- Ой, Славка! Я и не заметил тебя, - смутился парнишка.
- Неужели я такой маленький, что меня совсем и не видно? - шутил Славик. - Вижу, что наш гость тебе очень понравился, вот остальных ты игнорируешь.
- Нет, ты что! – оправдывался, покраснев до корней волос, мальчик.
  - Ладно поговорите тут, а я пойду готовить обед, - сказала Лена и вышла на кухню. Руки дрожали, сердце стучало, как отбойный молоток. Она не могла сообразить с чего начинать. Да и продуктов у неё было не много. Ведь теперь, когда она ушла с основной работы, и стала ухаживать за сыном, денег на лекарства и питание катастрофически не хватало. Не говоря уже о том, что нужна была одежда, да и другие нужды поджимали.
Но сейчас не это ее беспокоило в первую очередь. Она думала о том, как она расскажет мужу о происхождении Антона. По-быстрому ей удалось приготовить обед. Суп гороховый у неё был готов. На второе она пожарил картошку с котлетами. В буфете хранилась, на всякий случай, бутылка водки.
Она накормила обедом всех троих своих мужчин, и Славик вызвался на руках отнести Антошку на улицу на свежий воздух. И наконец-то они остались вдвоем. Им обоим предстоял нелегкий разговор.
- Валера, где же ты пропадал так долго? Почему не искал нас? - первой начала говорить Лена.
- Все эти тринадцать лет я только и делал, что вас искал. Я надеялся, что вы вернетесь после войны в Камышин. Туда посылал запросы. Во Львов звонил узнавал, но ни о вас, ни о твоих родителях ничего не было известно. Скажу откровенно: я мысленно вас уже похоронил, как многие мои однополчане свои семьи, оказавшиеся под врагом. Тебя, как жену офицера немцы могли отправить в концлагерь.
- Да….Только не в концлагерь, а на работу в Германию, - задумчиво ответила Лена. Львов захватили немцы и мы бежали вместе с родителями. Но, к сожалению, они погибли под очередным обстрелом. Мне со Славиком повезло добраться в Брянск. Отыскала давнишнюю подругу. Она и приютила нас. От Германии пришлось откупиться не только твоими подарками: цепочкой и золотой брошью, но и…своим телом. В результате я смогла остаться со Славиком на родной земле, но, … родился Антон. И всё было бы ничего, если бы отцом ребёнка был настоящий мужчина, а то…полицай. Вот и тянула эту ношу все годы. Получила весть, что тебя уже нет в живых, что погиб. Да, если бы и не это, то, как бы я смотрела после всего тебе в глаза? Мне очень стыдно. Душу не вывернешь наизнанку и не покажешь, что спать ложилась и этим подонкам не по своей воле, а ради спасения сына. И, как во искупление моего греха, Антоша заболел полиомиелитом. В течение года мальчик не должен ходить, только лежать и сидеть, и тогда есть надежда, что вырастет взамен разложившейся кости, новая. И он снова будет ходить.
- А почему ты не сделала аборт, раз зачала от немецкого холуя?
-Легко тебе говорить, Валера, аборт…. Во-первых, при немцах, где я могла это сделать? А во-вторых, к бабкам я не решилась обращаться. Если со мной что-то случилось бы, то с кем Славик остался? Везде чужие люди.
 Валерий слушал жену, низко опустив голову, а потом спросил:
- А квартира у тебя откуда?
- Когда отступили немцы, устроилась в строительную организацию. Надо же было восстанавливать всё разрушенное, а узнав, что муж у меня лётчик и пропал без вести, то выделили двухкомнатную квартиру.
Помолчав немного., спросила:
- А каким образом ты вышел на Славика?
- О, это целая история. Мне долго о ней тебе рассказывать. Здесь такая цепочка событий и людей случилась. Потом подробно расскажу. Но вынужден и я перед тобой повиниться. После неудачного катапультирования я повредил спину. Отказали ноги. Меня списали и долго лечили. Но ходить я так и не смог. В Москве, как Герою, выделили квартиру и назначили сиделку, для ухода за мной. Мне повезло. Эта девушка оказалась не только очень порядочной и заботливой сиделкой. Благодаря ее уходу и лечению народными средствами, я, как видишь, встал на ноги. И что греха таить, я стал с ней жить. И у нас в феврале должен родиться ребенок…
-  А, сколько ей лет? - наконец прервала молчание Лена.
- Скоро 20 - потупившись, ответил Валерий.
- Так она же моложе нашего сына! - удивилась Лена.  - И она…согласилась или…
- Не думаешь ли ты, Лена, что я насильно заставил её вступить со мной в сожительство? Ты, что совсем меня не знаешь?
- Извини, Валера, просто…. Столько….лет прошло…
- Ладно, забыли. Теперь нам обоим надо подумать, как же жить дальше?
- А, что там думать? Славик уже заканчивает училище. Скоро на свой хлеб сядет. Развод тебе я дам, не переживай. Ребёнку отец нужен. По себе знаю, как Антошу трудно без отца. Всё время спрашивает: «Где мой папа? Когда приедет?»
А мне и сказать нечего. А подрастёт и совсем не смогу ему в глаза смотреть. Не говорить же ему, что отец у Славика-Герой, а у тебя, Антон, отец бандит.
- Неужели ты подумала, что я вас так оставлю? Конечно, я заберу вас с собой в Москву. Там будут лучшие врачи. Быстро поставим Антошу на ноги.
- А как же та твоя …?
Валерий, занятый мыслями о своей семье, помнил и об Алле.
-Как с ней теперь быть?
 В это время Славик с Антошей на руках вернулся в квартиру, и разговор прервался. Мальчик шумно начал рассказывать об увиденном на улице, а Валерий только сейчас вспомнил о том, что Алла что-то сунула ему в чемодан перед отъездом. Тяжело поднялся, открыл его и извлёк со дна печенье, конфеты карамель, банку армейской тушёнки, несколько бутербродов с колбасой.
- Смотри, Антон, что зайка прислал тебе, - протянул гостинцы мальчику, а сам мысленно благодарил Аллу за её предусмотрительность.
- Спасибо вам и вашему зайку, - обрадовался мальчик и уже за обе щёки уплетал бутерброд, а в другой руке держал карамельку.
 Нет, не смогу я оставить этого ребёнка на произвол судьбы, - думал про себя Валерий. И жену свою, постаревшую, не очень здоровую, не смогу оставить. Я ведь, когда-то обещал «и в горе, и в радости» , до конца пройти с ней жизненный путь.
А Лена, глядя на эти гостинцы, с уважением подумала о пассии Валерия. Сам он вряд ли додумался собрать это с собой в дорогу. Видно, порядочная девушка…- подумала женщина, даже не чувствуя к ней ревности.
Потом были рассказы о войне, по просьбе Славика. Валерий рассказывал, как первый раз не удалось получить Звезду Героя, Лена выразила сожаление по этому поводу, а мужчины только посмеялись. Антон к этому времени уже клевал носом и мать уложила его в кровать.
-Свежим воздухом надышался, - улыбнулась она. Я редко его выношу, тяжело мне. Надо бы коляску, но бесплатно не дают, а купить пока не имею возможности. После войны вон сколько таких нуждающихся, - вздохнула женщина.
Эти ее слова больно резанули по сердцу мужчины.
- Не переживай, Лена, у меня в Москве коляска теперь без дела стоит, - как о чем-то давно решённом сказал Валерий.
Да, он про себя решил, что обязательно семья их будет вместе. Но Лена пока молчала, ничего не ответила на его слова.
Время было уже позднее, нужно было как-то устраиваться спать.
- Лена, я, может, устроюсь в гостинице на ночь?  - начал Валерий.
- Да ты что! У нас там мест никогда нет, тем более, время уже к полуночи. Я лягу с Антошкой, а вам разложим диван. Думаю, отец с сыном, тем более, военные, к комфорту не очень привычны. Так что переночуете.
 - Сын, а ты знаешь, что девушка, у которой на фото ты узнал материнскую брошь, живёт у меня в Москве? Это благодаря ей я встал на ноги и вот так удачно нашёл вас.
- Ого! Это же здорово, папа! Она мне понравилась с первого взгляда. Она до сих пор стоит у меня перед глазами.
- Ничего, Слава, вот приедешь на каникулы ко мне в Москву, я вас и познакомлю с ней.
- Но у неё же есть парень. Кстати, очень мне он понравился.
- Слава, не любит она его. Просто поддерживает в письмах. Знает, что тяжело вам учится, да и дисциплина будь здоров.
- Скорее бы уже отпуск, - улыбнулся парень.
- Всему своё время, - ответил отец и пожелав сыну спокойной ночи, закрыл глаза. Теперь перед ним стояла Алла и молча смотрела своими чёрными глазами прямо в душу. Казалось спрашивала:
- А я? А, как же я?

                (продолжение  следует)


Рецензии