Момент истины

7 мая на РЕН ТВ выйдет сериал производства компании Star Media Vision “Операция “Неман”. Проект снят по мотивам известнейшего романа Владимира Богомолова “Момент истины”. Это не первая экранизация произведения, которое является признанной классикой в литературе. В этом материале собрал интересные факты, связанные с книгой “Момент истины” Владимира Богомолова и экранизациями по ее мотивам.

Про сериал “Операция “Неман”

Краткая аннотация
Осень 1944 года. Оперативно-розыскная группа Управления контрразведки фронта под руководством капитана Алехина (Александр Яценко) разыскивает диверсионную группу под кодовым названием «Неман». Группу диверсантов возглавляет немецкий агент Мищенко (Алексей Кравченко), в задачу которого входит сбор разведданных о передвижениях советских войск, а также ликвидация офицеров Красной армии и представителей местной администрации и партийного руководства. Алехин и его группа, в ходе поиска, отрабатывает одну версию за другой, но каждый раз Мищенко удается уйти. Алехин не знает, что в штабе фронта находится предатель с позывным Матильда…

В сериале “Операция “Неман” сыграли прекрасные актеры: в главных ролях Александр Яценко (капитан Алехин), Алексей Кравченко (Мищенко), Алексей Макаров (старший лейтенант Таманцев), Александр Дуденков (лейтенант Блинов), Андрей Смоляков (генерал-лейтенант Егоров), Сергей Маковецкий (полковник Соломатин). В ролях также Артур Харитоненко, Ольга Белинская, Александр Абрамович и другие.

Режиссер сериала Сергей Виноградов: “Книга Богомолова уникальна. Автор очень хорошо знал материал, ничего не выдумывал. Ее стиль очень необычен – это внутренние монологи героев, перемешанные с подлинными документами, свидетельствами. У меня есть секрет, как переложить этот материал на язык кино. Мы не делаем экранизацию. Мы снимаем киновариант по мотивам романа, используя только характеры героев Богомолова. Такой боевик с человеческим лицом. Сценарий писался год. У нас будет свой сюжет, своя история, свой финал. Мы даже в выборе названия оставили для себя дистанцию между сериалом и романом, свободу маневра. Хотим в сериале передать атмосферу дикого напряжения, загнанности в угол, которая в то время была в освобожденной Белоруссии; этот чудовищный замес самых разных людей – от дезертиров и беглых немцев до националистов всех мастей”.

Героя Сергея Маковецкого (полковник Саламатин) придумали специально для сериала “Операция “Неман”: “Моего героя в книге нет – о нем только говорят. Он появляется только в этом новом прочтении романа Богомолова. Мы его придумали, оживили. Хочется, чтобы получился неоднозначный, сложный, нелинейный характер. На что он готов ради спасения самого близкого своего человека? Хочется показать мотивы его поступков, что с ним происходит, особенно ближе к финалу, когда он осознает степень своего падения”.

Про фильм “В августе 44-го”
Экранизация 1975 года литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса так и не увидела свет. Съемки не завершились. Режиссер поссорился с Владимиром Богомоловым, выступавшим сценаристом картины. Писателю не понравились стилистика и жестокость режиссерской трактовки. В том фильме роль капитана Алехина исполнял Сергей Шакуров. Вот как вспоминал о фильме Сергей Шакуров: “Я сыграл Алехина. Такой роли у меня вообще не было. И никто ее потом не увидел. Жалакявичюс очень жесткий мужик и он с автором поссорился, и картину в конечном итоге закрыли. Там было недоснято буквально 5-10 минут экранного времени. И она долго лежала, лежала и, в конце концов, потом ее смыли, потому что никто не занимался этой судьбой. А могли бы восстановить”...

В 2001 году вышел фильм “В августе 44-го” режиссера Михаила Пташука. Примечательно, что Владимир Богомолов, который являлся соавтором сценария, потребовал убрать себя из финальных титров, так как был не согласен с видением режиссера. В картине сыграли замечательные актеры: Евгений Миронов (капитан Алехин), Владислав Галкин (старлей Таманцев), Александр Балуев (Мищенко), Алексей Петренко (генерал Егоров), Юрий Колокольников (лейтенант Блинов).

Алексей Макаров снимался в двух экранизациях по мотивам “Момента истины”. В фильме “В августе 44-го” режиссера Михаила Пташука 2001 года он сыграл майора танкиста. В “Операции “Неман” Алексей играет одну из главных ролей - старшего лейтенанта Таманцева.

Роман “Момент истины” был переведен на 30 языков мира, переиздавался более 130 раз, в СССР вышел общим тиражом около 7 млн экземпляров. Популярность его не снижается и в наше время - книгу постоянно переиздают. Так, в 2013 г. она была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Благодаря документальности, психологической глубине, достоверности, внутреннему напряжению роман до сих пор считается непревзойденным шедевром военной драмы, лучшим произведением о советской военной контрразведке.

Роману Владимира Богомолова «Момент истины» не очень везло с экранизациями. Их было две, обе полнометражные, в обеих играли прекрасные актеры, но всегда что-то шло не так. Первая, Витаутаса Жалакявичюса в 1975 году, так и не была закончена. Вторая, «В августе 44-го…» Михаила Пташука, была снята на «Беларусьфильме» в 2000 году, когда ни в кинопроизводстве, ни в кинопрокате еще не было тех денег, которые пришли туда буквально через несколько лет. В том фильме играли Евгений Миронов, Юрий Колокольников, Алексей Петренко, Александр Балуев, и их актерский талант, плюс еще мастерство Пташука сработали на зрителя, фильм стал хитом, но всё же до уровня богомоловской прозы ему не хватало масштаба. За два часа передать дух романа не получилось. Форма мини-сериала для этого подходит куда лучше.

Роман Богомолова — о том, какая сильная правда стоит на стороне каждого героя, будь то смершевцы, польские партизаны или немецкие диверсанты, которые на самом деле русские. Им всем есть за что мстить — да так, что ни о какой жалости к врагу не может быть и речи. Им всем страшно, всем нечего терять, никто из них не видит всей картины целиком, потому что ее и никто на самом деле (кроме автора, писателя) не видит.

«Момент истины» — это трагедия, замаскированная под детектив. Работать с таким материалом — одно удовольствие, потому что он великолепен: проработанные персонажи, запоминающиеся диалоги, приключения, авантюры, любовь, перестрелки. Можно выбирать что угодно. Но в этом и сложность, потому что есть риск увлечься внешним и упустить внутреннее, главное.

О романе Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» (другое название - "Момент истины") написано и сказано уже столько, что, казалось бы, ничего нового или оригинального тут уже не добавишь. Однако я все-таки решил написать эту статью, потому что  приближается День Победы и зритель увидит очередную экранизацию романа.

Нельзя сказать, что в СССР ощущалась нехватка хорошей литературы о Великой Отечественной войне, в том числе и о разведчиках и контрразведчиках Красной Армии, однако роман Богомолова, впервые изданный в 1974 году, вывел жанр военной прозы на совершенно новый, недостижимый уровень. По моему мнению, «В августе сорок четвертого» так и остался непревзойденным шедевром — никто даже близко не смог к нему приблизиться.

Конечно, когда читаешь биографию самого Владимира Осиповича, сразу же хочется воскликнуть: еще бы! Кому как не бывшему сотруднику СМЕРШа написать хорошую книгу о своих коллегах? Доля истины в этом есть, не поспоришь. Даже если бросить для примера взгляд по ту сторону «железного занавеса», то и там лучшие «шпионские» романы писали именно бывшие сотрудники спецслужб и военные — такие как Ян Флеминг и Фредерик Форсайт. Но все же далеко не каждый бывший разведчик может стать популярным писателем, ведь в литературе главное — талант.

Талант Богомолова в полной мере выкристаллизовался в его первом романе и самом популярном (130 переизданий!) произведении. Конечно, автор писал ее на основе личного опыта, проделал гигантскую работу с документами и архивами, но главное — это то, с какой поистине парадоксальной гениальностью Богомолов сумел собрать все воедино.

Книга как бы делится на три плана повествования.
Во-первых, это документы: телеграммы, служебные и докладные записки, сводки, боевые приказы — по свидетельству самого автора, он использовал реальные документы, лишь изменив в них личные имена и географические названия, полностью сохранив характер документов. Все они придают книге особый, неповторимый «аромат реальности», погружая читателя в мир армейской прифронтовой жизни, насыщенной и совсем незнакомой нам, обитателям мирного времени.

Во-вторых, это, конечно, собственно, авторское повествование, ведущее «привычную» сюжетную линию, тесно переплетающуюся с россыпью или, точнее - цепочкой документов.

И третья линия, в которой максимально проявилось мастерство Богомолова-литератора — это «внутренние монологи» главных героев, их размышления, переданные от первого лица, гениальной кульминацией которых (как и всей книги) стал почти джойсовский (но куда более практичный и осмысленный) «поток сознания» капитана Алехина в момент задержания диверсионной группы Мищенко. Ничего подобного мне не доводилось читать ни до, ни после, настолько виртуозно Богомолов постепенно наращивает напряжение кульминационной сцены, доводя читателя до подлинного катарсиса.

Собственно, эта виртуозность ощущается на протяжении всего романа. Если смотреть беспристрастно, то книга, в общем-то построена довольно неторопливо — в ней практически нет погонь, перестрелок и эффектных драк. Действие развивается спокойно, герои ведут себя не как супермены, а как скучные дотошные следователи, ходят, опрашивают людей, думают, ищут улики, я уж не говорю о документах, которые в принципе никак не относятся к инструментам «экшна», и, несмотря на все это, роман держит в напряжении от первой до последней строчки, ухитряясь нас одновременно еще и знакомить с характерами и биографиями героев. В качестве примера можно привести сцену, в которой один из героев, агротехник по своей гражданской специальности, беседует с местным огородником о сортах огурцов — казалось бы что может быть дальше от ловли шпионов, но именно этот разговор позволяет найти еще одну улику.

Именно эта уникальная парадоксальность романа сыграла плохую шутку с авторами экранизации 2000 года. Литературная основа оказалась им не по зубам, и у них получился лишь добротный костюмированный триллер «про войну», красочный, но лишенный и непередаваемого внутреннего напряжения книги, и, как это ни грустно, ярких психологических портретов главных героев — не спас даже отличный актерский состав, увы.

Я прочитал этот роман в начале 80-х, причем читал, не отрываясь, пока не завершил чтение глубокой ночью.  Я ждал экранизации, и очень долго. Пока в день Победы 9 мая 2001 года на экраны ЦТ не вышла экранизация, сделанная в Белоруссии. Сказать, что все исполнители главных ролей были не такие, как я их представлял, я не могу.  Хотя на роль Сталина, наркома НКВД Берия и главы СМЕРШа Абакумова в сцене на даче у Сталина можно было найти более похожих на оригиналы актеров.  На заставке кадр из этого фильме, где вся группа Алехина — он сам, Таманцев, Блинов и помощник военного коменданта города Лида.

Но вот то, что осталось за кадром — размышления героев, ход их мыслей, даже ориентировки на агентов Абвера, которые рассылали Главное управление контрразведки «Смерш», этого мне как раз не хватило. Ведь я прочитал этот роман несколько раз еще до того, как появился фильм. Поэтому с нетерпением буду ждать 7 мая, чтобы начать смотреть сериал «Операция «Неман». И честно сказать, боюсь, чтобы не разочароваться.


Рецензии