Семилукские мегалиты

(Воронежская Земля).   Не знаю, замечали ли вы или нет, но в последнее время слово «мегалит» явно вошло в тренд. Как найдут большой камень в огороде, так сразу мегалитом и обзовут. В итоге погуглил я как-то на досуге и узнал, что эти самые мегалиты у меня чуть не за углом россыпью валяются. Естественно, тут же возник лёгкий зуд в одном месте на предмет поглядеть их и пощупать. И вот в один непогожий сентябрьский денёк мы погрузились в моё транспортное средство и покатили в сторону Семилукского района Воронежской области на поиски таинственных древних мегалитов.
Для начала маленькая вводная. Итак, под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень; кромлех – группа менгиров, образующая круг или полукруг; всем известные дольмены – сооружения из камня, поставленного на несколько других камней; таула – сооружение в форме буквы «Т»; трилит – сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня и другие. Общей характерной особенностью мегалитических сооружений являются каменные блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие. До наших дней не дошло никаких записей о технологиях и назначении их строительства. Отсутствие достоверных письменных источников и тот факт, что все эти сооружения значительно пострадали под воздействием времени, делают задачу их исчерпывающего исследования практически невыполнимой, что, в свою очередь, оставляет обширное поле для различных догадок. Распространены по всему миру. В Европе, например, это Стоунхендж, сооружения крито-микенской культуры или Египта. В Южной Америке – Мачу-Пикчу, Пума Пунку, Ольянтайтамбо, Писак, Саксайуаман, Тиуанако. В Воронежской области – ....

Впрочем, давайте по порядку.
02. Как всегда начну издалека. Не устаю писать, что ни один фотограф не может спокойно пройти мимо поля с подсолнухами, не залипнув на фотографировании оных. Осенью неубранный подсолнечник представляет собой довольно грустное зрелище.
03. Это мы уже где-то в Семилукском районе остановились на пис-стоп.На уровне инстинктов всё же сделал пару кадров трупных подсолнухов.
04. А рядом дикий тёрн. Я такие вещи есть побаиваюсь. Особенно в дороге и немытые. Внезапный срыв дна может стать неприятным бонусом к поездке выходного дня. Тем не менее, остальная часть команды перед соблазном отведать сей фрукт не устояла. За что и поплатилась.
05. Первая наша точка – так называемый «Зелёный камень» у села Старая Ведуга. Оставляем машину на грунтовке и далее идём пешком. Погода тогда еще позволяла, хотя небо уже начинало хмуриться.
06. Отмечаем, что под ногами сплошной ковёр из земляники. Эх, приехать бы сюда летом...
07. А вот и камень. Пользуясь случаем, представлю своих попутчиков: две Лены (любимая жена и её подруга) и Максим (друг Лены, которая не жена).
08. Но вернёмся к нашему камню. Как видно, это обычный валун без явных следов обработки и явно никаким боком к мегалитам не относящийся. Да, довольно необычно в Воронежской области среди сельхозугодий обнаружить в лесополосе такую громадину, но, скорее всего, причиной его появления здесь можно назвать последнее Валдайское оледенение (от 70 до 11 тыс. лет назад). Весьма условно можно отнести данный валун к камням-чашечникам (на фото хорошо видно углубление-чаша, в котором может собираться жидкость). Что касается изначального предназначения этих углублений, то единого мнения на этот счет не существует. Первым делом, естественно, предположили, что «чашки» в камнях – это углубления для жертвоприношений. Высказывались также догадки, что их использовали для летоисчисления или, что они были как-то связаны с культом поклонения предкам. Предположение, о связи чашечников с границами сельскохозяйственных угодий тоже не дает ответа на вопрос об их предназначении. Изначально это не были межевые камни, так как на них нет никакой информации о владельце. Связывают их так же с культом плодородия и сопутствующими ему обрядами, с культом огня, и так далее... Однако ни одна из этих гипотез не является окончательно достоверной.
09. На дне «чашки» мы обнаружили довольно глубокое и узкое отверстие.
На фото ниже Максим показывает его глубину.
10. С другой стороны камня виден как бы жёлоб, по которому из чаши может вытекать кровь.
Как ни крути, но лично моё воображение упорно приписывает этому камню роль жертвенного.
11. Вроде бы рядом с зеленым камнем есть еще несколько валунов поменьше, но нам они не встретились. Небольшие камушки, принесённые ледником (если таковые были), скорее всего постепенно разобрали на хознужды местные жители, некоторые ушли в землю, а те, что побольше и потяжелее, остались. Вот, кстати, крупная яма неподалеку. Может и в ней когда-то лежал камень? Кто знает.
12. Часто рядом с, назовём их необычными, камнями растут деревья довольно странной, причудливой формы, выделяющиеся на общем фоне растительности. Судите о их «странности» сами по двум крайним фото, ну а нам пора ехать дальше.
13. Очередной пис-стоп. Хмурюсь, наблюдая за ухудшением погоды (у нас в программе поездки намечен пикник), но законспектировать камерой красоту окружающих мест не забываю.
14. Большой и бесплатный (вроде бы) пруд у села Новосильское.На дворе осень, а трава и цветы будто сдурели и прут почём зря.
15. Начался мелкий противный дождик.
Едем на вторую точку к селу Губарево. Я бывал там в году 2009-ом, но о камнях неподалёку ничего не знал.
16. Наша цель - так называемая Чернышова гора. По легенде, когда-то в незапамятные времена жил в этих местах и промышлял разбоем на Дону некий атаман Черныш. Вестимо, все награбленные материальные ценности Черныш спрятал в пещере огромного холма, расположенного на правом берегу Дона между сёлами Гвоздевкой и Губарево. Так и прилепилось к этому холму название «Чернышова гора».
17. Кстати, рядом с Чернышовой есть облагороженный источник. Можно оставить машину на парковке возле него и пройтись пешком метров 800, а можно попробовать подобраться к желанным камням поближе.
18. Метров через 200 мы натыкаемся на небольшой ручей.
19. Очевидно, что его периодически форсируют, но явно не на недоприводах типа моего.
20. Потерянный госномер как бы намекает.
Оставляем машину рядом с бродом, забираем все необходимое для пикника и тащим полкилометра.
21. И вот мы на месте. Ура, долгожданный привал!!! Оборудованный рыбацкий столик пришелся очень кстати. В кадре, помимо отмечающих прибытие моих попутчиков, видно чужую ниву шевроле, которая вполне себе проехала через ручей. Её хозяин очень удивился, увидев наше застолье, когда вернулся к машине с реки.
22. Запалили небольшой костёрчик. Стало уютней и теплее.
Под куполом из деревьев дождик стал почти незаметным.
23. Пока «дичь» из гипермаркета готовилась, отправились в гущу леса на поиски мегалитов.Или хотя бы того, что мегалитами называют в интернетах и СМИ.
24. Так, уже интереснее.
Ровные грани одного из обнаруженных камней дают возможность моей бурной фантазии развернуться во всю.
25. Лес на Чернышовой горе довольно дремуч и даже чем-то отдаленно напоминает поросшие лесом горные склоны где-нибудь в Абхазии.
26. Внезапно, сюрприз времён Великой Отечественной войны. Совершенно не разбираюсь в этом вопросе, но мы с Максимом почему-то решили, что это часть снаряда «катюши». Поправьте меня, если кто в теме. С июля 1942 по январь 1943 года Губарево было оккупировано фашистами. Известен так называемый Губарёвский плацдарм, который был захвачен 23-24.09.1942 года 232-й стрелковой дивизией 60-й армии Воронежского фронта. Плацдарм удерживался до начала Воронежско-Касторенской наступательной операции 1943 года.
27. Но вернёмся снова к камням.
На склоне горы их оказалось довольно много.
28. Но один сразу привлёк наше внимание своей правильной геометрической формой.
29. Разгребли немного опавшие листья и грязь и обнаружили на нём полустёршуюся надпись. «... ник ...альный». Чтобы это могло быть? Мы, увлечённые поисками и мистикой мегалитических сооружений, остановились на версии, что это «жертвенник ритуальный». Конечно, эта надпись, судя по, так сказать, шрифту вряд ли древняя. К тому же не высечена, а краской, так что это дело рук каких-нибудь неоязычников или сатанистов.
30. Продолжаем увлечённо бродить по пересечённой местности в поисках интересных камней.
Спасибо Максиму, который нашел в себе силы вернуться в лагерь, чтобы присмотреть за костром и вещами.
31. В девочках вообще проснулась невероятная страсть к исследованиям и я еле успевал пробираться за ними.
32. Напоминает леса Кавказа, правда?
33. Еще один огромный камень-плита.
34. Абсолютно случайно из корней дерева Лена (подруга жены), в довесок к найденному снаряду извлекла еще одну металлическую штуковину, похожую на заячью лапку. Идентифицировать артефакт не удалось, но Лена забрала его домой, так что, возможно, со временем получится узнать у специалистов, что это может быть такое. Замечу, что на Чернышовой проводятся археологические исследования. Здесь был открыт комплекс археологических памятников разных эпох от энеолита (III - сер. II тыс. до н.э.) до древнерусского времени (ХШ-ХV вв.).
35. На территории, входящей в зону памятника природы «Чернышова гора» до северной окраины села Семилуки известно 3 кургана, 5 открытых поселений и 2 городища. К сожалению, вопрос о точном времени сооружения данных укреплений до сих пор остается открытым.
36. Начинало смеркаться. Пора было возвращаться к столу, трапезничать и возвращаться домой.
С большим трудом я уговорил девчонок пожалеть оставшегося в одиночестве Макса и спуститься в лагерь.
37. Лайфхак на случай, если вы забыли дома ложки и вилки, но взяли перочинный нож.
38. На берегу Дона тоже сохранилось несколько камней. Для порядка мы отправились их посмотреть.
39. Ну, как бы те же яйца, только в профиль.
40. Внезапно уже ставший привычным дождик превратился в ливень и я всерьез забеспокоился о том, как мы будем выезжать до асфальта (почти 2 км) по эталонному семилукскому говнилину. Кстати, если присмотреться, на фото в камышах виден край каменной плиты, почти целиком скрытой водой, но я видел в сети снимки, где камни на берегу были почти полностью видны.
41. Мы спешно капитулируем под навес деревьев, но и там уже конкретно заливает. Тушим костер, собираем вещи и уже почти под проливным дождём бежим, подскальзываясь на скользкой почве, эти бесконечные полкилометра до машины. Мокрые насквозь грузимся в неё и начинается акробатическое шоу в стиле «корова на льду». Даже на ровной без подъема или уклона дороге я не с первого раза проезжал малейшие повороты. Скорость 10 км/ч, ты поворачиваешь руль, а машина всё равно едет прямо. В лужу, глубокую колею или даже в дерево. На единственном подъеме спасло то, что его правой стороне были густые заросли, которые немного укрыли землю от намокания, так сказать, на сквозь. Хотя, признаюсь честно, при форсировании горки морально уже пошёл в направлении Губарево за трактором. Толкать-то бесполезно. Пешком ходить и то скользишь только в путь. Но слава Богу, взобрались на верх сам. При выезде на асфальт (там довольно крутой подъём) наблюдали как неправильно выбравший траекторию подъёма «ниссан кашкай» эффектно завалился на бок. Нам же снова повезло, и выбрав максимально пологую траекторию, моя авео с разгона заскочила на асфальт.
42. Ну, и какой же из нашей поездки (помимо того, что нужно покупать полный привод), можно сделать вывод? Как бы не хотелось размечтаться о древних цивилизациях, следует признать, что семилукские «мегалиты» следует писать именно в кавычках, так как они имеют явное геологическое происхождение. Встречающиеся на камнях отдельные ровные грани можно объяснить, например, тем, что здесь когда-то проводилась заготовка каменных блоков для строительства укреплений, и мы наблюдаем их, так сказать, заготовки и отходы производства. Другой вопрос – где тогда эти самые укрепления? В качестве еще одного доказательства естественного происхождения сабжа прилагаю вот такое фото. Это берег Красивой Мечи в районе села Курапово Липецкой области.
Что касается зеленого камня у села Старая Ведуга, ясно одно – не смотря на то, что внушительной величины валун, который сам по себе является редкостью для равнинных районов Центральной России, не имеет ничего общего с мегалитами, а чаша с желобом и отверстиями, скорее всего, тоже природного происхождения, этот камень, как и многие другие, как минимум, служил предметом поклонения и объектом совершения различных языческих обрядов.

За консультации по данному вопросу благодарю археолога Голотвина А.Н. и краеведа Елецких В.Л.


Рецензии