1 мая. Гражданин Кейн

1 мая 1941 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Орсона Уэллса "Гражданин Кейн". По мнению целого ряда зарубежных кинокритиков и киноведческих медиа, этот фильм является лучшим кинопроизведением всех стран и всех времён. Тем интереснее, на мой взгляд, история создания этого фильма.

Толчком к созданию фильма послужило решение руководства американской кинокомпании RKO Pictures, позиции которой на рынке несколько ухудшились к концу 30-х годов, создать нечто особенное, способное привлечь кинозрителей в кинотеатры. С этой целью был заключён контракт с 24-летним Орсоном Уэллсом, который к тому времени ещё не имел опыта создания полнометражных художественных фильмов, но зато создал свою собственную театральную труппу Mercury, прославившуюся радиопостановкой по фантастическому роману Герберта Уэллса "Война миров". Эта радиопостановка была сделана в таком реалистическом стиле, что насмерть перепугала огромное число радиослушателей. Контракт, заключённый с Орсоном Уэллсом в 1939 году, предоставлял ему полную свободу творчества. Единственным ограничением был только бюджет будущего фильма - 500 тыс. долларов (эквивалент современных 10,8 миллионов долларов).

За помощью в создании сценария будущего фильма Орсон Уэллс обратился к Херману Манкевичу. Этот выбор был абсолютно не случайным. Херман Манкевич происходил из семьи немецких евреев, эмигрировавших из Гамбурга в США в конце XIX-го века. К концу 30-х годов на его счету было уже около 40 сценариев, по которым были сняты успешные и известные кинофильмы. Однако, в большинстве случаев имя его в титрах отсутствовало. Например, Манкевич был первым и основным сценаристом фильма "Волшебник страны Оз", но в титрах этого фильма значились фамилии совершенно второстепенных участников создания сценария.

Причина заключалась в том, что Херман Манкевич был известен как непримиримый критик нацистского режима в Германии. И в этом качестве он был известен и Геббельсу. Соответственно, Гитлером был запрещён в Германии прокат фильмов, в титрах которых значилась фамилия Манкевича. Естественно, этим приказом Гитлера руководствовались и многочисленные про-нацистские режимы европейских стран. Ну, а американские кинопродюсеры, не желавшие терять европейский кинорынок для своих фильмов, шли на всевозможные ухищрения, лишь бы фамилия Манкевича не светилась в их фильмах. Главным образом, эта цель достигалась путём заключения с Манкевичем контрактов, согласно которым его функция называлась script doctor. В современном российском обиходе ближе всего к этому понятию термин "литературный негр". Херман Манкевич, к концу 30-х годов имевший серьёзные проблемы с алкоголем, вынужден был соглашаться на такие, довольно унизительные, условия.

Вот и Орсон Уэллс заявился в больницу, где лежал Херман со сломанной в автоаварии ногой, с предложением выступить в качестве script doctor'а его наброска сценария. Херман согласился и уже на больничной койке начал работать над сценарием. Изначально Уэллс задумывал положить в основу сценария фильма жизнеописание Говарда Хьюза, добавив в это описание сюжетные линии из жизни некоторых других магнатов. Уэллс собирался дать своему будущему фильму название "Американец" или "Джон Кью". Продюсер кинокомпании RKO Pictures Джордж Шефер настоял на названии "Гражданин Кейн", Орсон Уэллс решил сделать Кейна медиамагнатом.

Это решение Уэллса серьёзно повлияло на процесс создания фильма. Дело в том, что некая Луэлла Парсонс, обозреватель сплетен из жизни представителей высшего света, смертельно обиделась на Уэллса за то, что тот дал возможность познакомиться с предварительными материалами о создании фильма её злейшей сопернице, Хедде Хоппер, но отказал в этом самой Парсонс. Тогда Парсонс позвонила своему боссу, медиамагнату Уильяму Рэндольфу Хёрсту, и сообщила ему, что герой будущего фильма Уэллса Чарльз Фостер Кейн является тонко завуалированным клеветническим портретом самого Уильяма Рэндольфа Хёрста. Этот звонок-донос Парсонс побудил Хёрста объявить войну RKO, Орсону Уэллсу и "Гражданину Кейну". Хёрст начал всячески препятствовать процессу создания фильма. На съемочную площадку под разными предлогами засылались шпионы, мешавшие работе. Известен такой случай, когда Орсону Уэллсу сообщили о том, что Хёрст организовал провокацию: обнаженная женщина должна была прыгнуть ему в объятия, когда он войдет в свой гостиничный номер, в котором заранее находился фотограф, который должен был сделать снимок для дискредитации режиссёра. Уэллс тогда провел ночь в другом месте, и потому осталось неизвестным, было ли предупреждение правдой.

Съемочный процесс начался в июне 1940 года и закончился 23 октября 1940 года, всего на несколько дней позже запланированного срока. И это несмотря на все созданные Хёрстом препоны. Уже к февралю 1941 года фильм был готов к выходу на экраны. Но Хёрст, располагая колоссальными возможностями в медийном пространстве, сумел закрыть доступ фильму на экраны американских кинотеатров. Самое любопытное, что самому Хёрсту, как ни странно, понравился фильм как трактат о нем и его империи, но он не мог допустить, чтобы его любовница Мэрион Дэвис отразилась в образе Сьюзен Александр Кейн.

Началась борьба Орсона Уэллса с Хёрстом за выход фильма на экраны. Борьба эта приобрела настолько эпические размеры, что об этом эпизоде в истории американского кинематографа в 1999 году был даже снят телефильм "RKO 281", который в России известен под названием "Проект 281". Уэллс всячески отрицал какую-либо связь образа Кейна с Хёрстом. Однако, для тех, кто знал Хёрста, эта связь была очевидна. Тем более, что было известно, что к созданию сценария "приложил руку" Херман Манкевич, некогда входивший в ближний круг Хёрста, а затем пострадавший от него.

Возможности Хёрста были колоссальными, но не безграничными, и в мае 1941 года фильм вышел на экраны кинотеатров. Но только Нью-Йорка и ещё 5 крупнейших городов США: Чикаго, Лос-Анджелеса, Вашингтона, Бостона и Сан-Франциско. В сельской местности и в не очень крупных городах возможностей Хёрста оказалось достаточно, чтобы воспрепятствовать фильму Уэллса. Следствием явился почти полный провал фильма в прокате. Киностудия записала себе убыток в размере 150 тысяч долларов (эквивалентно нынешним 3,2 миллионам долларов). И это несмотря на восторженные отзывы кинокритиков. Например, Босли Кроузер, кинообозреватель The New York Times, обычно не упускавший возможности "добавить дёгтя в бочку мёда" благожелательного хора критиков почти по каждому фильму, про фильм Уэллса писал: "Несмотря на некоторые смущающие упущения и странные неясности в создании главного героя, «Гражданин Кейн», несомненно, является самой удивительной и кинематографически захватывающей кинокартиной, которую можно увидеть... Фактически, он приближается к тому, чтобы стать самым сенсационным фильмом, когда-либо сделанным в Голливуде" (Orson Welles's Controversial 'Citizen Kane' Proves a Sensational Film at Palace - Bosley Crowther, May 2, 1941- The New York Times). (1)

Борьба с Хёрстом за выход фильма на экраны была не единственной борьбой, которую вёл Орсон Уэллс в преддверии премьеры. Политическая ситуация в мире и в США в 1940-1941 годах кардинально поменялась по сравнению с ситуацией 1939 года, что самым непосредственным образом касалось Хермана Манкевича. Дело в том, что разразившаяся в Европе Вторая Мировая война фактически отрезала европейский кинорынок от американского кинопроизводства, а, следовательно, бессмысленным стало следование геббельсовскому запрету на упоминание Манкевича в титрах кинофильмов. Манкевич стал требовать от Уэллса включения своей фамилии в титры фильма в качестве автора сценария. Это требование становилось всё более настойчивым по мере укрепления предположения, что фильм будет выдвинут на премию Оскар.

С точки зрения справедливости, требование Манкевича было вполне обоснованным: он, действительно, был основным автором сценария. Но это требование одновременно противоречило заключенному ранее контракту. Орсон предложил компромисс: указать обоих в качестве соавторов сценария. Манкевича такой вариант не устроил.

А фильм и в самом деле был выдвинут на премию Оскар, причём в 9 номинациях, в том числе за лучший сценарий. И снова возник Хёрст. Он приложил максимум усилий, чтобы не допустить победы "Гражданина Кейна". И почти добился своего: в 8 из 9 номинаций фильм уступил другим, возможно, вполне достойным картинам, но всё же чуть меньшего уровня. Например, в номинации Лучший фильм Оскар был присужден картине Джона Форда "Как зелена была моя долина". Но в наиболее принципиальной для Манкевича номинации - за лучший сценарий - победил "Гражданин Кейн". На церемонии вручения премии при оглашении имён победителей первой прозвучала фамилия Манкевича. А вторую фамилию - Уэллса - никто не услышал: такой рёв восторга поднялся в зале сразу же, как прозвучала фамилия Хермана. Кстати, ни того, ни другого триумфатора на церемонии не было. Орсон Уэллс был на съемках в Южной Африке, а Манкевич, не будучи уверен в успехе, боялся подвергнуться унижению.

В 1998 году Роджер Эберт, давший фильму 4 звезды из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии писал: "Это одно из чудес кино, которое в 1941 году сотворили режиссер-дебютант и циничный, пьяный писатель. Кинематографист-новатор и группа нью-йоркских актеров театра и радио завладели ключами от киностудии и сотворили шедевр. «Гражданин Кейн» - это больше, чем отличный фильм; это собрание всех уроков зарождающейся эры звука... Это - одна из трёх вершин кинематографа, стоящих выше всех остальных." (2)

Один из авторитетнейших российских кинокритиков, Сергей Кудрявцев, оценил фильм максимальными 10 баллами и в своей рецензии от 2006 года отметил: "с течением десятилетий куда очевиднее стала невероятная прозорливость молодого автора, который на основе современного для него реального материала сотворил, по сути, мифологическую личность, одновременно пытаясь разрушить представление об этом мифе. Непознаваемость Кейна заложена уже на уровне повествования, построенного в немыслимой для кинематографа той поры эстетике принципиального несовпадения хронологической последовательности событий и композиционного порядка составных частей произведения (они представляют собой пять различных историй в изложении разных людей, которые считали, что знали этого человека)... “Гражданин Кейн” доказывает ... поразительное прозрение насчёт тотального характера искусства кино, ставшего одновременно и очевидцем, и мифотворцем ХХ века, чтобы перенести эти художественные функции с собой уже в следующее столетие, более того - в иное тысячелетие." (3)

Другой российский кинокритик, Евгений Нефёдов, обладающий способностью обнаруживать политический подтекст практически в каждом кинопроизведении, и в этом фильме усмотрел очень важную политическую составляющую. В своей рецензии от 2013 года, в которой он оценил фильм 10 баллами по 10-балльной системе, он пишет: "фильм следовало бы назвать, скорее, «Сверхгражданин Кейн». Уэллс, как бы само воплощение режиссуры, исследует механизм оболванивания масс – манипуляции сознанием целых народов, который постепенно выходит из-под контроля конкретной персоны, приобретает объективный характер и в предельном случае способен, точно бумеранг, ударить по самому манипулятору. Ницшеанский «сверхчеловек» постепенно, на глазах у одного поколения, стал осязаемой реальностью – в своей социальной ипостаси, в ипостаси «сверхгражданина». (4)

Современнные кинозрители, даже несмотря на то, что с момента выхода картины на экраны прошло не одно десятилетие, весьма высоко оценивают картину. 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 27% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Орсона Уэллса "Гражданин Кейн" (см. Предисловие) составляет 8,228, благодаря чему он занимает 460-е место в Золотой Тысяче. Среди фильмов, произведённых мировым кинематографом в 1941 году, это самый высокий показатель. На этом основании можно полагать, что "Гражданин Кейн" является лучшим фильмом мирового кино 1941 года.
______________________________________________________
(3)-https://kinanet.livejournal.com/213024.html
(4)-http://allofcinema.com/grazhdanin-keyn-citizen-kane-1941


Рецензии