В аду горят не души, а тела. Хайям. Комментарий
Не мы, а наши грешные дела;
Я омочил и сунул руку в пламя:
Вода сгорела, а рука цела.
В Бхагавад Гите говорится, что душу невозможно сжечь, рассечь на куски, невозможно уничтожить никаким оружием ни огненным, ни водным, ни основанным на силе воздуха. Душа неуничтожима, душа бессмертна, она вне времени, она никогда не возникала, никогда не возникает и никогда не возникнет, она вечно существующая, вечно та же, неизменная.
Здесь в материальном мире есть прошлое, настоящее и будущее, потому что мы находимся в мире иллюзии, майи. Но в духовном мире, в Царстве Бога, время течёт по другому — там вечное настоящее. Там нет рождения, старости, смерти, болезней. Там все в вечно юных, духовных телах. Но здесь в материальном мире мы получаем материальное тело для того, чтобы удовлетворить свои греховные желания.
Грехом является желание наслаждаться независимо от Бога, истинное предназначение души — служить Богу и наслаждаться вместе с Богом. Приводят пример руки: предназначение руки — добыть пищу и отдать её желудку, т.е. положить пищу в рот. Но если рука вдруг захочет наслаждаться сама без желудка, то останется голодной и будет страдать, и будет причинять страдания другим частям тела. Мы, души, живые существа, являемся неотъемлемыми частичками Бога, Кришны, и, также, как предназначение части тела — служить всему телу, как предназначение детали машины — быть на своём месте и служить всей машине, так и наше предназначение — быть вечным слугой Бога и служить Богу. Тогда мы будем счастливы. Как рука, отдающая пищу желудку.
Этот материальный мир создан Богом для исправления взбунтовавшихся против него душ, подобно тюрьме или больнице, для излечения от этой духовной болезни, непослушания Богу. Рука, которая не слушается владельца тела, является больной, парализованной, и для неё требуется лечение. Иногда лечение бывает болезненным. Сам Бог, Кришна, называет этот мир временным и полным страданий (духкхалайам ашашватам)(Б.Г.8.15.). Страдания заложены в самой природе этого мира. Кришна говорит (Б.Г.8.16.): «Начиная с самой высшей планеты материального мира и до самой низшей — все они являются местом страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот, кто достигает Моей высшей обители, никогда не рождается вновь.»
Страдания созданы для очищения души, для её исправления. Когда человек страдает, он избавляется от плохой кармы, искупляет её. Подобно пребыванию в тюрьме для преступника, который должен искупить свою вину. Плохая карма помимо того, что человек должен за неё отстрадать, ещё и ведёт к тому, что человек лишается духовного разума, теряет гуну благости и погружается в гуны невежества и страсти. Находясь в гунах страсти и невежества, особенно в гуне невежества, человек не способен видеть вещи так, как они есть, не может правильно понять происходящее. Как будто у него на глазах цветные очки. Он белое называет чёрным, а чёрное белым, жёлтое называет синим, а красное зелёным. И он действительно так видит.
Так действуют гуны невежества и страсти, и только в гуне благости человек видит всё в истинном свете. Гуна благости означает духовное знание, а гуна невежества — прямая противоположность гуне благости, это отсутствие духовного знания. В гуне невежества человек поступает всегда против законов Бога, тем самым являясь преступником. В страсти человек всегда ищет корысть, личную выгоду, ищет чувственных наслаждений. Если страсть смешана с гуной благости, то человек ищет наслаждения законным способом, придерживаясь законов Бога. Если страсть смешана с невежеством, то человек превращается в демона, злодея, который для осуществления своих корыстных целей готов творить зло, причинять страдания другим живым существам.
Человек, находящийся под влиянием гун страсти и невежества является демонической натурой, а человек, находящийся под преимущественным влиянием гуны благости, является божественной натурой. Божественные натуры прогрессируют из жизни в жизнь и, в конце концов, достигают высшего духовного совершенства, полной преданности Богу, и возвращаются к Богу, в духовный мир, Царство Бога. А демонические натуры, за их грехи, Бог лишает духовного разума, и они жизнь за жизнью рождаются в утробах демонических натур, и продолжают грешить, и деградировать духовно, и, в конце концов, попадают в ад.
Отбыв наказание в аду, подобно преступнику, отбывшему наказание в тюрьме, душа обычно получает тело низших форм жизни, растения или животного, и продолжает эволюционировать из одной формы жизни в более высшую форму жизни до тех пор, пока не станет человеком. Получив человеческую форму жизни, душа вновь обретает ответственность за свои поступки и может, как пойти вверх, так и пойти вниз духовно.
Душа может подняться в более высшие формы жизни (духовно более высшие), так и снова может деградировать в низшие формы жизни. На высших райских планетах душа, если не развивается духовно, а только наслаждается, исчерпывает свою хорошую карму, и вновь в следующей жизни рождается на Земле в человеческой форме жизни, и снова может либо деградировать, либо прогрессировать духовно.
Так и вращается душа в этом колесе самсары, колесе рождения и смерти, то поднимаясь до райских планет, то опускаясь до адских планет, переселяясь в 8400000 видах жизни. Так описывают этот мир ведические писания. Но сама по себе душа вечна и не подвержена гибели.
Её страдания и наслаждения в этом материальном мире подобны страданиям и наслаждениям во сне. Человеку кажется, что на него нападает тигр и грызёт его, или ему кажется, что он царь и его везут в колеснице. Но он не в зубах у тигра, и он не царь, это всего лишь сон.
Пробуждение ото сна наступает, когда человек, душа, понимает, что он является вечным слугой Бога, и все наши страдания от того, что мы ушли со света. Солнце светит и мы греемся в его лучах. Но если мы уходим от солнца в тёмный подвал, в темноту, то будем страдать. Это наш выбор — либо жить по воле Бога и быть счастливыми, либо не слушаться Бога, противиться Ему и страдать.
Когда Кришна, Бог, посылает души в ад — это тоже Его милость к падшим душам. Он одновременно наказывает души за грехи и одновременно даёт возможность душе очиститься от плохой кармы, последствий грехов, чтобы в следующей жизни плохая карма уже не мешала этой душе прийти к Богу и начать путь духовного развития, путь возвращения домой, обратно к Богу.
Рука, мокрая, попала в пламя: вода сгорела, а рука цела. Страдания очищают душу, под влиянием страданий человек начинает трезветь от опьянения этим материальным миром. В пьяном состоянии у человека всё плывёт перед глазами, а когда он трезвеет он перестаёт быть безумным, и твёрдо стоит на ногах, и видит всё ясно.
В Бхагавад Гите Кришна говорит: «Четыре типа праведных людей начинают преданное служение Мне — страдающие, те, кто желает богатства, любознательные и те, кто ищет знания об Абсолюте (о Боге)».(Б.Г.7.16.) Если б не было страданий, никто никогда не вспоминал бы о Боге, так и продолжал бы жить в иллюзии, в майе.
Иисус Христос, перечисляя людей, которые приходят к Богу, также говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.»
Страдания в этом мире приходят как к праведным, так и к неправедным людям, но праведный человек, когда к нему приходят страдания, всегда обращается к Богу и начинает духовно прогрессировать, для него страдания являются стимулом к духовному развитию. А для неправедного человека, для демонической натуры, страдания лишь способствуют увеличению гнева и ещё больше погружают его в невежество, и он духовно деградирует.
Но если под влиянием страданий греховный человек обратится к Богу, то он встаёт на путь исправления. Кришна говорит (Б.Г.4.36.): «И если даже ты самый грешный из всех грешников, поднявшись на корабль трансцендентального (духовного) знания, ты переправишься через океан бедствий.»
Наивысший духовный уровень преданности Богу описывается в Шримад Бхагаватам. Царица Кунти молится Кришне: «Пусть эти беды, страдания повторяются вновь и вновь, чтобы мы вновь и вновь могли видеть Тебя. Потому что видеть тебя — означает больше не видеть круговорота рождения и смерти.»
Как в огне выплавляется золото или металл, так и душа в адских страданиях, если вспоминает о Боге и обращается за помощью к Нему, и начинает преданное служение, вступает на путь вечного духовного прогресса. Кришна говорит :
«Идущий по этому пути ( пути к Богу) не знает потерь, даже небольшое продвижение на этом пути может защитить человека от величайшей опасности.»(Б.Г.2.40)
«Идущий по благоприятному пути к Богу не встречает духовной гибели ни в этой жизни, ни в следующей и никогда не встанет на путь духовной деградации.(Б.Г.6.40.)
Он обязательно продолжит духовное развитие в следующей жизни и, в конце концов, достигнув высшего совершенства после многих и многих жизней, посвящённых духовной практике, он достигает высшей цели, чистого духовного сознания и возвращается к Богу. (Б.Г. 6.37-45.)
В аду горят не души, а тела,
Не мы, а наши грешные дела;
Я омочил и сунул руку в пламя:
Вода сгорела, а рука цела.
Свидетельство о публикации №223050100929