Только чистые сердцем Бога узрят

    "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований". (Прем.1)


    Читая высказывания некоторых авторов на религиозную тему, в голову закрадывается крамольная мысль о том, что Библию читать всем нельзя. Уже во времена Иоанна Златоуста высказывалось такое мнение, что Библию следует читать  только монахам и священникам. Самое интересное, что за это ратовали сами прихожане. А в 1229 году церковный съезд (Тулузский собор) вынес следующее постановление: «Мы запрещаем мирянам читать книги Старого и Нового Заветов, за исключением Псалтири». Что же заставило папу римского издать такой указ? Разгадку можно найти в эдикте Карла IV конца XIV века. В нём говорится: «мирянам обоего пола по каноническим установлениям не подобает читать чего бы то ни было из писания, хотя бы на народном языке, дабы через плохое понимание они не впали в ересь и заблуждение».

   Неправильное толкование Библии, особенно Ветхого Завета, пагубно сказывается на спасении души. Простому неподготовленному человеку, который ведёт обычный образ жизни, и о вере знает понаслышке чтение Священного Писания, без толкования святых отцов церкви, противопоказано.

   Давайте разберём на примерах. Многие, наверно, заметили, что пословицы и поговорки, иногда, противоречат друг другу. Вспомните:

   - Утро вечера мудренее, т.е. не решай, не делай сегодня, отложи на завтра. И тут же: Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

   - Простота хуже воровства. И совершенно противоположная: Где просто- там ангелов со сто.

   Или вот ещё: Сделал дело гуляй смело и ... работа не волк-в лес не убежит.

   Я думаю, что большой загадки в этом нет: разные случаи, разные пословицы. В одном случае подходит одна пословица, а в другом- другая. И никто не возмущается, понимая это.

   С Библией не так. Люди возмущаются тем, что в ней много противоречий. Человек не задаётся вопросом: может быть я чего то не понял? Нет, он этого не делает. Он возмущается и негодует. И возводит поклёп на Бога, обвиняя его во всех смертных грехах. А это, как вы сами понимаете, до добра не доводит.

   В Ветхом Завете написано «око за око, зуб за зуб», а в Новом наоборот: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". (Мф.5)
 
   Те, кого коробит от кажущейся жестокости этой заповеди, видимо, не читали книгу Марка Твена "Принц и нищий", в которой человека, обвинённого в отравлении, присудили сварить в котле. И он умалял мнимого принца заменить эту казнь на повешенье. Возможно, это и выдумка автора, но она не далеко ушла от действительности. В средние века бедняков, попавших третий раз на мелком воровстве, вешали, отрезали уши и наносили всевозможные увечья. Людей в Европе (и не только) колесовали, четвертовали, сжигали на кострах, сажали на кол, закапывали живьём в землю и т.д.

   Предлагая израильтянам отвечать симметрично на обиду, Господь Бог тем самым ограничивал зло и, если так можно сказать, нормировал ответное причинение ущерба. О прощении, а тем более о любви речь не шла, потому что Господь видел состояние души ветхозаветного человека, и понимал, что говорить об этом преждевременно.

   А требовать заведомо невыполнимое значит быть неблагоразумным.)) Вспомните короля из "Маленьго принца", живущего на первом астероиде. -"Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой,- говорил он,- и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина а моя. С каждого надо спрашивать то, что он может сделать. Власть прежде всего должна быть разумной. Я имею право требовать, потому что веления мои разумны". То есть, зачем требовать выполнение того или иного закона заведомо зная, что его никто не будет выполнять. А точнее никто не в состоянии выполнить.

  Вот и апостол Павел писал в своем послании к Коринфянам: "И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские".

   Заповедь "око за око и зуб за зуб" была дана не для того, чтобы человек не оставлял обиду без ответа и давал сдачу не отходя от кассы, как считают некоторые. А для того, чтобы человек понимал, если он сделает что-то своему ближнему, то в ответ ему присудят то же самое.

   Я думаю, что это многих останавливало и те, у кого чесались руки, десять раз думали прежде чем ввязываться в драку. Это с одной стороны.

   С другой : если ты в драке сломал кому-то палец, то тебе не оторвут руку, и если ты посадил синяк под глазом, тебя не изуродуют так, что мама родная не узнает, и, если ты наступил на ногу, тебя не утопят в реке, как котёнка.

   Для древних евреев уже это было достижением. Да, собственно, и для нас сейчас тоже.

   Но пройдёт не одна тысяча лет и люди, подготовленные заповедями пророка Моисея: не убий, не укради, не пожелай, уже стали в состоянии понять более возвышенные Божественные требования о любви, милосердии и прощении.

   Поэтому нет здесь никакого противоречия. Есть желание Бога сохранять мирные отношения между людьми доступными средствами. Но люди, которым предназначался Новый Завет, разительно отличались от людей, живущих по Ветхому Завету. Только и всего. Разные эпохи и требования к людям, живущим во время пришествия Иисуса Христа, на порядок выше.

   Во время Тайной Вечери, обращаясь к ученикам, Господь говорит: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин 14:27).

   И в другом месте:  Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..."

   Или вот ещё: «На суд Я в мир сей пришел, чтобы невидящие видели и видящие слепцами стали»? (Ин.9:39) и "...Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир." (Ин. 12:47)?

   Во всех этих случаях нет никакого противоречия. В разных случаях говорится о разном. Нужно только не вырывать фразы из контекста, сопоставлять с другими местами и знать что думали по этому поводу наши богословы.
 
     Теперь о том, что в Библии очень много символического, образного, иносказательного. Так трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом Иисуса Христа пребывающего  в сердце земли три дня и три ночи.(Матф.12:40)

     И таких случаев в Ветхом Завете превеликое множество, так что даже жалко иногда становится ветхозаветных иудеев, которые не понимали, что многое в их жизни случается для вразумления, научения и как наглядный пример для других поколений.))

     Многое в Библии нельзя принимать буквально.  Возьмём, например, такой текст: "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну".

    Неужели Господь советует нам заниматься членовредительством?! Конечно же, это не так. И понимать эти слова следует в переносном смысле. Речь здесь не идёт ни о руке, ни о глазе, потому что соблазняют нас не части тела, а душа, которая принимает пожелания тела, как свои собственные. Наша душа должна действовать заодно с Духом, стремиться к горнему, возвышенному. Вместо этого душа становится приземлённой и пожелания плоти для неё ближе и роднее, чем запросы духовные.

     Если бы здесь говорилось о глазах и руках, то Господь не указал бы,  что глаз и рука правые. И почему только правые? А разве левый глаз и левая рука нас не соблазняют?  Дело в том, что здесь говорится о тех, кого мы считаем своими глазами и руками. Кого мы имеем ввиду когда говорим: он - мои глаза и уши, он- моя правая рука? Мы говорим так о друзьях, о людях, которым мы доверяем. Без которых нам трудно обойтись. Речь здесь идёт именно о них. Но не только. Все, чьи советы мы слушаем и чьим подсказкам следуем, должны быть удалены, если призывают нас встать на скользкий путь. Как часто женщины слышат от своих подруг: разведись, зачем он тебе такой нужен; отомсти, измени, накажи, заведи любовника. Так же и мужчины, имея распутных друзей, становятся блудниками, пьяницами, наркоманами. Прекратив дружбу с такими людьми, ты и сам спасёшься и, возможно, заставишь задуматься и их.

   "Правый глаз и правая рука — самые полезные и самые дорогие органы нашего тела, и они служат здесь символами всего драгоценного для нас, которым мы должны пожертвовать ради того, чтобы искоренить страсть: чем бы это драгоценное ни было — люди ли, привязанности ли, удовольствия ли, — если они ведут к соблазну и падениям, их должно удалить, ими надобно пожертвовать для искоренения страсти".(Еп. Михаил (Лузин)

    Теперь обратимся к словам, которые вызывают в свой адрес огромное количество нареканий: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Многие, читающие эти строки, понимают их буквально, т.е.: терпи обиды, оскорбления, насилие и только успевай подставлять щёки, когда тебя бьют. Но если знать Новый Завет, то не всё так однозначно. Потому что сам Иисус Христос так не поступал.

   Когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он сказал: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Иоан.10:31–32). Разве эти слова говорят о том, что Иисус Христос согласен был с тем, чтобы его побили?!

    Или в другом случае, когда во время допроса «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» (Иоан.18:22). И в этой ситуации Иисус Христос не смирился со злом и не подставил второй щеки.
   Смиренно, но с достоинством  защищался такими словами: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан.18:23)

   Из приведённых выше примеров мы видим, что Господь не противится злу, но и не принимает обиды, как заслуженные.

    Слово "противиться" (С.И. Ожегов, Словарь русского языка)- означает оказывать противодействие действовать против, вопреки, наперекор, то есть отвечать противным действием, противничать, чинить препоны, преграды.  А Иисус Христос всем Своим учением проповедует кротость, милосердие и любовь: "никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18)

   То есть, не проявляйте агрессии, враждебности, мести, злопамятства, а воспринимайте вред, исходящий от зла, со спокойствием, достоинством и мудростью. "Прощение - лучше мщения",- как сказал один из наших святых.

    Очень тяжело прощать, когда задето твоё самолюбие. Но Господь часто попускает терпеть поношения именно тогда, когда человек высокомерен и самолюбив. Можно сказать, что эта заповедь в большей мере дана именно тем, кто страдает от страсти гордыни. Так наш Спаситель лечит нас от высокооумия.

    Итак, как мы должны действовать в ситуациях когда нам наносят зло?

    Во-первых: стерпеть обиду, потому что если бы не было на то Божьей воли, то вас бы и не обидели.

    Во-вторых: простить, понимая, что ваш обидчик только исполнитель воли Божией.

    В-третьих: постараться найти пути примирения. Показать всем своим видом и действиями, что ты не помнишь обиду, тебе нанесённую, и готов к мирному сосуществованию.
   
    Если же ваши действия останутся без результата, то положитесь на Бога. Он всё видит и всё знает. И действует соответственно.

   "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».(Рим. 12:19)

   Справедливости ради хочется сказать, что наши святые понимали эти слова буквально и поступали соответственно.
 
   Когда святой Спиридон со спутниками, по приглашению царя, пришёл ко дворцу, их довольно грубо остановил стражник. Он принял святого Спиридона за нищего. Святитель попытался объяснить, что он епископ и идет к царю, но стражник посчитал сказанное выдумкой и, разгорячившись, ударил святого Спиридона по щеке. Святитель, помня о словах Спасителя, подставил для удара другую щеку. Этот жест подействовал на стражника сильнее ответного удара. Он понял, что перед ним стоит сам епископ Тримифутский и попросил прощения.

   Но это святые. Мы отличаемся от них так же, как ветхозаветные евреи от современников Иисуса Христа. Для нас, живущих во времена "когда космические корабли бороздят просторы Вселенной" хоть бы не отвечать ударом на удар, а стерпеть обиду и не доводить обычную ссору до многолетней и непримиримой вражды.

    И тем более, совершенно ошибочно считать, что Иисус Христос  заставляет подчиняться злу и не вести с ним борьбу. Этот совет регулирует отношения двух человек: обидчика и потерпевшего. И совсем не касается защиты веры, слабого и немощного; или Отечества от захватчиков и поработителей.

    Вспомните как Иисус Христос, зайдя в храм Божий выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: "написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (Матф.21:12–13).

    Сделал это Иисус Христос, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. 

    Поэтому слова Спасителя «не противиться злому» ни в коем случае нельзя понимать как призыв к покорности злу, подчинению злу и примирению со злом. Но всегда и везде бороться со злом, в каком бы виде оно не проявлялось:

    - научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.(Ис.1:16).

    - да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.(Ин.15)
   
    Тот же самый Спиридон Тримифутский, когда дело касалось только его, стерпел обиду и подставил другую щёку. Но когда дело коснулось защиты храма от осквернения, наказал смертью людей, посягнувших на святыню.

    Кто читал житие святого, тот знает эту историю. Я же расскажу вкратце. Это произошло в 1719 году. Правитель острова, адмирал Венецианского флота Андреа Пизани, его советник, а также некоторые итальянские католики, живущие на острове, в благодарность за избавление от турков решили устроить в православном храме святителя Спиридона католический алтарь. Адмирал объявил об этом решении священнослужителям храма и попросил их согласия. Духовенство ответило отказом, но это не остановило правителя.

    Тогда православные священники и местные жители обратились за помощью к святителю Спиридону, умоляя защитить храм от посягательств католиков. (Для тех, кто не знает, Спиридон Тримифутский скончался – в 348 г.) Ночью во сне святитель Спиридон явился венецианскому правителю и сказал: «Зачем ты беспокоишь меня? Алтарь твоей веры не подобает иметь в моем храме». Святитель потребовал отказаться от этого намерения, предупреждая, что в противном случае все виновные будут наказаны. Но наместник не послушался и приготовления продолжались. Ещё два раза святой приходил во сне и требовал оставить затею. Но не был услышан.

    В ночь на 12 ноября на море поднялся ужасный шторм, началась гроза, гром и молнии сотрясали город. В полночь стражник, находившийся у входа в крепость, увидел старца в монашеском облачении с зажженным факелом в руках. На вопросы: «Кто ты? Куда идешь?» старец ответил: «Это я, Спиридон». В тот же миг три языка пламени вырвались из колокольни церкви, одновременно раздался оглушительный взрыв, и склад с порохом вместе с близлежащими домами взлетел на воздух.

 Девятьсот католиков (солдат и штатских) были убиты взрывом, погибли все зачинщики этого не богоугодного дела: мертвыми нашли адмирала Пизани и его советника. Но от этого страшного взрыва не пострадал ни один православный, так как католики запрещали им находиться внутри крепости после наступления темноты.
   Так ревностный защитник Православия святитель Спиридон великим и страшным чудом защитил свой народ, свой город, свой храм от поругания.

   Ни христианин, никто другой не смеет пройти мимо, если на его глазах обижают слабого. Тяжкий грех будет висеть на нём за то, что он не вступился. И никакие отговорки о смирении и непротивлении злу не могут быть тому оправданием. И совесть, которая всегда на стороне Бога, в случае чего, будет вопиять днём и ночью, не давая человеку покоя пока он не покается.

    Но, если вы встанете на защиту справедливости, смотрите, как высоко ценится она у Бога. Выше я привела только часть высказывания. Теперь же приведу его полностью : «Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю» (Ис.1:17,18).

    Вот какая награда ждёт человека от Бога. Поэтому ещё раз повторюсь: обиду, нанесённую вам лично можно и нужно простить. Но всегда и везде будьте на стороне обездоленных, т.е. тех, которые сами защитить себя не могут. И будет вам награда великая. Бог не человек- слово своё держит.




     Георгиевна


Рецензии
Георгиевна здравствуйте!
Вы очень хорошо всё описали. И для более глубокого проникновения в тайны православия, рекомендую прочитать самую главную книгу (замалчиваемую церковниками) по ссылке.
Учен1е Господа, преподанное народам 12ю апостолами http://proza.ru/2021/09/14/209

Бог в помощь.

Василий Рябов Слабов   02.05.2023 08:06     Заявить о нарушении