Пиковая дама, приди! Кто кому призрак?

Статья о книге Ольги Одинцовой "Пиковая дама, приди!" от авторского проекта "сквозь время и сквозь страницы"

Именно такой вопрос возникает, когда мы знакомимся с произведениями, что вошли в этот сборник. Ведь перед нами – 9 историй о мистической Москве, в которых между прошлым и будущим стёрты границы.
Название сборника навевает литературные ассоциации. Вспоминаем сразу «Пиковую даму» А.С. Пушкина. Но на страницах книги мы не встретим отсылок к истории о карточной игре и не повстречаем Германна. Зато в рассказе «Студент» среди героев увидим молодого Михаила Булгакова, который «в блокноте почёркивает идеи для будущего романа», а читая повесть «Столешников 6», не только познакомимся с легендами усадьбы, но и выясним, подходит ли Николаю Васильевичу Гоголю джинсовка оверсайз. И вернемся к произведениям А.С. Пушкина только вот не к «Пиковой даме», а к его «Метели», ключевой мотив которой отчетливо звучит в одном из рассказов сборника.
Но обо всём по порядку.

25 апреля 2023 г. вышел в свет сборник мистических историй «Пиковая дама, приди!». Его автор – Ольга Одинцова, с творчеством которой мы знакомы по таким произведениям, как «Кофейня в Арбатском переулке», «ИМПЕРстень», «Белая тайга», «Я помню холодное лето» и, конечно, «Виниловая пластинка для Рикки» – разбор этой повести был опубликован на нашем канале в прошлом году весной.
Больше информации о писателе – в паблике Ольги Одинцовой вконтакте. Книгу «Пиковая дама, приди!» можно приобрести на ЛитРес.

/в нашей статье произведения сборника цитируются по источнику/

Девять законченных историй. В некоторых из них действие развивается в наше время. В других – в XIX веке. А третьи находятся на пересечении времен, когда прошлое проникает в настоящее и влияет на будущее.

Это истории о путешествии между мирами. Иногда герои из реального мира отправляются в потусторонний мир – в таком случае сюжет выстраивается как в волшебной сказке. Но чаще существа из иного мира вмешиваются в ход жизни героев из мира реального, что характерно для балладных сюжетов. Мотив ожившей скульптуры, например, раскрывается на страницах одного из рассказов. А к девочке Вере (конечно же, это имя автор выбирает неслучайно), героини другого произведения, приходит Черняшка.

Это истории разных жанров. Рассказы, повести, новеллы. А еще – рождественский рассказ «Детская молитва, или Легенда о Скряге», и финальным аккордом сборника – история-притча «Дверь в жизнь». В книге есть «Предисловие, идущее из детства», послесловие, постскриптум, где находим трогательное посвящение: «Родная Москва, я посвящаю эту книгу тебе…» и даже плейлист для более глубокого погружения в тексты и в их атмосферу. А сами произведения сопровождаются эпиграфами.

Диалог эпох, искусств… да и герои этих произведений в основном находятся в диалоге друг с другом. Когда они оказываются в неожиданных обстоятельствах, они действуют сообща. А иной раз просто рассказывают и пересказывают истории страшные и не очень.
Так что, во-первых, диалог становится двигателем сюжета практически во всех произведениях сборника, а, во-вторых, в повествовании важная роль отводится вставным конструкциям вроде различных легенд, каждая из которых «рождается не из пустого звука».

Героями произведений становятся люди, которым не сидится на месте. В основном – это дети, подростки, а иногда и взрослые. Их объединяет то, что все они – исследователи. Их манят открытия. Кто-то пытается разузнать, куда пропала девочка, после того как группа ребят вызывала пиковую даму в холле отеля пансионата. Кому-то не дают покоя тайны московских улиц и усадьбы, что «родом из восемнадцатого столетия». А кто-то мечтает совершить научное открытие после знакомства с девочкой-инвалидом.

В рассказе «Степная костровая», один из внесценических персонажей попадает в петлю времени: «Бегут, а дом ближе не становится. Это как происходит: кажется, что добрался до посёлка, а оказываешься в том же месте, откуда бежал». Но всё же чаще герои путешествуют по загадочной, призрачной Москве. Ее усадьбы превращаются во временные порталы: «Кожин оказался меж двух миров одновременно – между старой Москвой и Москвой современной, то есть нашей, двадцать первого века. Это словно временной портал, который открылся в его усадьбе».

В историях сборника «Пиковая дама, приди!» Москва – самостоятельный персонаж со своими голосом и душой. Приведем цитаты, в которых наиболее ярко раскрывается ее образ:

«Присмотревшись, я всё же понял, что это моя Москва, но совсем иная, чем была прежде. Мне пришлось выйти за порог своего дома, чтобы посмотреть на этот новый мир».

«Вы видели памятник Пушкину? <…> в прошлый раз я видел его на противоположной стороне Пушкинской площади. Странные дела творятся порой в Москве, друг мой!»

«Экипаж двигался по ночной Москве так, как крадётся зверь в поисках добычи. Под колёсами бесконечно плескались лужи. Тревожно».

«Они прошли мимо церкви Космы и Дамиана, уже знакомой им по злополучной экскурсии, затем мимо памятника основателю Москвы, свернули за угол на Тверскую, и через несколько метров Катя резко остановилась».

«… было не совсем понятно, о каком конкретно будущем идёт речь. Здесь, в старой Москве, или в его родной – современной?».

Герои исследуют Москву. Автор исследует вопрос о пересечении времен.
И у времени, и у пространства есть границы. К тому же если речь идет о сюжетах, где герои гуляют между мирами, пересечение границы неизбежно: «произошёл какой-то временной разлом», – читаем на странице книги. Какие образы выполняют функцию границы в произведениях сборника?

«Вспомни хотя бы, что мы бежали из усадьбы через окно, после того как экскурсовод просто прошёл сквозь дверь!», – читаем в одной из историй. Замечаем сразу и дверь, и окно. Образ двери как границы встречается, между прочим, практически в каждом произведении сборника. Помимо нее – метель, туман, сумерки, пламя (и свечи, и костра), зеркало, порог кареты, порог горящего дома и стены, которые растворяются в пространстве.

Подобно стенам, в воздухе растворяются и силуэты людей, и улицы Москвы, например: «Очертания Тверской вокруг них растворялись в воздухе и расплывались тонкой сизо-голубой акварелью».

Проводниками между мирами в нескольких историях становятся гиды и экскурсоводы. А средством связи – телефон, на экране которого различаем приметы времени: «Ребята тут же замолкли. И уставились в поисковик в браузере Вариного смартфона <…> Костик скорее всего увидел рекламу, которая так некстати подстроилась под её недавние запросы в поисковике».

«Я буду вам рассказывать что-то интересное, а события и времена будут сменяться на фоне нашего общения», – говорит один из персонажей. В этой цитате наблюдаем не только пример перехода между мирами, но и воплощение идеи о слове как о границе.

На первый взгляд кажется, что все истории сборника объединяются под одной крышей, благодаря образу Москвы и мистическому вайбу. Однако есть еще одна более тонкая нить – мысль о слове и о его ценности, что звучит в каждой истории.
Главный герой рассказа «Тень кареты на Покровке» – писатель. Далее в сборнике –  зарисовка-миниатюра «Призрак», которая перекликается с заключительной историей «Дверь в жизнь». И после «Призрака» мы знакомимся с героями истории «Столешников 6», один из которых «слишком зачитался своих книжек про мистику». Перед нами – герой-читатель.

Примечателен и образ блокнота. Третьекурсник Вася в рассказе «Степная костровая» собирает в блокнот необычные выражения. Михаила Булгакова с блокнотом в руках на одной из московских улиц встречают герои другого рассказа, оказавшись в апреле тысяча девятьсот двадцать второго года.

«Вы любите людей, их привычки и разные странности. Иначе не писали бы всё то, что пишете в своём блокноте», – эти слова воодушевляют писателя из рассказа «Тень кареты на Покровке».

Мысль не только о ценности, но и о силе слова тоже не раз звучит в этих историях. Варя, героиня «Столешникова 6», «читала молитву, чтобы себя успокоить». А девочка Вера в рассказе «Детская молитва, или Легенда о Скряге» в метель и пургу «беспрестанно молится, трепетно прижимая к груди куклу».
«Друг мой, придумайте что-нибудь, вы же писатель! Черкнув пером, вы сами можете спасти многих», – читаем в книге, и у нас не остается вопросов о том, зачем были написаны все эти истории.

Сквозь мистику и сгущающиеся сумерки над Москвой пробивается свет, и его сила в слове. Так можно сформулировать главную идею сборника «Пиковая дама, приди!».
«Пока существует несовершенный мир, меняющий мечты людей, в него будут приходить и те, чьи мечты будут его менять», – читаем в рассказе «Душевный разговор». В этих строках ощущается надежда, которой в современном мире часто не хватает.
Именно поэтому «Пиковая дама, приди!» найдет свое место на книжной полке.
А еще – потому, что в рассказе «Студент» мы соприкоснемся с историей создания романа «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. В «Степной костровой» почувствуем атмосферу рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», ведь там тоже ребята рассказывают друг другу страшилки. Прочитав пару страниц рассказа «Тень кареты на Покровке», где записная книжка писателя «поёжилась», вспомним образ кисти художника из «Портрета» Н.В. Гоголя, которая «хладела и тупела». Когда же герой рассказа «Тень кареты на Покровке» окажется в карете, у нас перед глазами оживет кадр из фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже». Пусть там и не карета, но произведения близки и по своей атмосфере.

Если главными героями не раз становятся дети и подростки, а сюжеты погружают нас в сказочный мир, можно предположить, что эти истории прежде всего для детей. Ложное предположение.

Мистика в рассказах – увеличительное стекло, через которое лучше нам удается рассмотреть, как пересекается прошлое и настоящее. И предваряет повествование «Предисловие, идущее из детства» – обратим внимание на эту формулировку.

Истории из сборника Ольги Одинцовой «Пиковая дама, приди!» для читателя станут путевкой в его прошлое, помогут ему вспомнить себя, которому когда-то нравились (или нет) страшилки и напомнят о том, что «нас могут окружать доведённые до совершенства механизмы, но люди с искрой <…> существуют в любое время».


авторский проект о погружении в художественный текст
«сквозь время и сквозь страницы»:
https://t.me/through_time_through_pages

Апрель 2023 года


Рецензии