Состояние семейной истории глазами экономиста

Иллюстрация Акция-шествие Бессмертного Полка
Источник Википедия

Состояние семейной истории глазами экономиста

Появившийся 10-15 лет интерес к истории своей семьи и своей родословной, в том числе благодаря акциям-шествиям сохранения исторической памяти о Великой Отечественной Войне «Бессмертный полк», проектов Министерства Обороны РФ – «Подвиг народа», «Память народа», «Мемориал», активности подвижников генеалогии и семейной истории, краеведов, породил стихийное родословное движение. Люди неожиданно для себя узнали, что в архивах сохраняются бесценные семейные сокровища, в виде архивных документов, используя которые можно не только построить семейную родословную за несколько столетий жизни предыдущих поколений прародителей, но и узнать многие неизвестные факты семейной истории. К сожалению, такому в школе не учат, хотя хорошо бы знать свою родословную хотя бы до седьмого колена.
Как это часто бывает в экономике, интерес любителей к семейной истории породил спрос на сервис персональной генеалогии и истории семьи, а в ответ откликнулись исследователи семейной истории, говоря экономическим языком, возникло предложение соответствующих услуг. Постепенно, путем заключения отдельных формальных и неформальных сделок и договоров, начал формироваться рынок родословных исследований, наполняя экономической энергией стихийное движение любителей семейной истории. По мнению Максима Борисовича Оленева «Лет 10 – 15 назад процесс генеалогического поиска являл собой необъяснимый и загадочный процесс, неподвластный простому смертному, тайны которого были открыты лишь избранным мудрецам, какими и являлись историки-генеалоги. Последние, словно, шаманы в каком-нибудь диком племени, владеющие потусторонними ритуалами исцеления и познавшие тайны всех стихий, копошились в архивах, проникая, таким образом, в глубину лишь одним им известных фондов, и находя нужную информацию.» [1] В это время исследователь мог всучить неискушенному заказчику за значительную сумму денег отчет с перечнем имен, фамилий,  дат рождения и упокоения прародителей, и при этом заказчик был бы необыкновенно доволен.
Однако времена меняются, как и условия проведения родословных исследователей. Многие любители-родословы, проведя исследование собственной семейной истории и получив необходимые поисковые навыки, начали предлагать свои услуги сторонним заинтересованным заказчикам. Как оказалось, для базового генеалогического исследования любителю-родоведу необходимо освоить поиск по трем основным фондам архивных документов, называемым в кругу исследователей «генеалогической триадой» - метрическим книгам, ревизским сказкам, исповедным ведомостям. Максим Борисович Оленев делится опытом – «Конечно, не вся информация, которую ищут, находится в «тринитарных источниках» (метрические книги – ревизские сказки – исповедные ведомости), однако этот процент близок к 100. Мало того, 95% из этих 100 приходится исключительно на метрические книги!
Т.Е. ПО СУТИ ОДИН-ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК ЗАМЕНЯЕТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ!». [1]
Состоятельных клиентов стали обслуживать генеалогические фирмы, предлагая полный набор родословного сервиса,  включающий, кроме генеалогических исследований, создание фамильных гербов, оформление родословных древ, составление  и издание книг по истории семьи, съемку именного документального кино, оформление семейных сайтов в сети интернет и даже такую комплексную услугу, как создание музеев семейной истории.
Конечно, вся эта генеалогическая экономика является лишь вишенкой на торте многомиллиардной архивной системы, осваивая лишь незначительную часть архивных богатств нашей страны. Большинство наших граждан в обычной жизни не обращалось в архивы и ничего не знает об их деятельности и предоставляемых услугах. Да и большинство архивов не спешит вводить свои несметные богатства в культурный и научный оборот страны, предпочитая на бюджетные деньги заниматься только хранением. 
В настоящее время основными действующими лицами рынка родословных исследований являются:
1. Любители семейной истории разной степени интереса, мотивации к исследованиям и  финансовых возможностей, он же потребитель, формирующие основной спрос на поисковые услуги. Основным инструментом родословного исследования любителя является поиск в сети интернет, использую поисковые сервисы и специализированные порталы. Любители, как правило, хорошо владеют архивными запросами и онлайн платежами. В отдельных случаях, любители могут сами поработать в архивах и провести необходимое им исследование, но очень часто необходимые любителю-родоведу документы хранятся в далеком от места жительства такого любителя архиве, и доступ к этим документам ограничен. Так что любителю часто приходится заказывать проведение поиска необходимых сведений по истории либо непосредственно у архива, либо у местного исследователя. Любитель семейной истории с уверенностью может ответить на вопрос Максима Борисовича Оленева  – «Можно ли считать «архивным поиском» запрос в архив – банальное письмо?». [1] Для исследователя любого уровня правильная постановка проблемы во многом влияет на ее решение, а точно составленный запрос является ключом к получению необходимого исследователю ответа.
2. Исследователи и исследовательские фирмы (организации), они же производители на рынке родословных исследований, предлагающие любителям сервисы родословного поиска различного уровня информативности, сложности и стоимости. Для понимания любителями существующих на рынке генеалогических исследований конечных результатов поиска в форме отчетов, родословных древ и родовых книг, исследователи могут стать популяризаторами семейной истории и вести просветительскую деятельность, объясняя основы генеалогии и имеющиеся возможности для изучения семейной истории.
3. Организаторы взаимодействия любителей семейной истории и исследователей-генеалогов, они же создатели рыночной инфраструктуры, в лице создателей интернет – площадок обмена мнениями, показа различных результатов проведенных исследований по истории семьи как со стороны любителей-родоведов, так и практикующих исследователей.
Постепенно на рынке родословных исследований проясняются условия предоставления данного сервиса, ожидаемые любителями семейной истории результаты исследований и порядок определения цены. Однако нельзя забывать, что родословное исследование является доверительным благом, многое пока зависит от личности самого исследователя, в том числе степень удовлетворенности заказчика результатами исследования.
Можно отметить, что современным стандартом генеалогического поиска, при должной сохранности архивных документов, является построение родословной до 17 века, на 12-13 поколений.
Сервис исследования семейной истории активно развивается. В настоящее время рост данного рынка зависит от возможности предложить приемлемый широкому кругу любителей семейной истории по стоимости и затратам времени сервис генеалогических исследований, включающий и вторичные продукты оформление родословных древ, публикация статей и книг по истории семьи, съемка документального кино, семейного сайта  и создание музея семейной истории.

Литература
1. Оленев М. Б. Научили вас на свою голову… https://vk.com/maxol68


Рецензии