Как хорошо быть... доцентом. Электроника
На кафедре восемь человек, профессоров, доцентов, ассистентов. Крупных ученых нет. За последние лет десять кафедра издала шесть учебных пособий (каждое примерно на 150-200 стр). По главе или даже разделу написал всякий желающий. Престижно. Никого не обидели.
Учить никто не умеет. Да и неизвестно, что это такое-внятно доносить информацию и навык, чтобы было сразу понятно или оставалось в памяти (поймется и расшифруется потом, когда потребуется).
Студент поверхностен и невнимателен. Ему нравятся преподаватели, которые вовсе не занимаются своим делом – безразличны к учебному процессу, коллегам, студенту, оценки лепят вкривь и вкось...
Двое, доцент и профессор, очень добросовестные. Ходят на все собрания кафедры, факультета, на лекции приносят наглядные пособия-допотопные плакаты по третьестепенным вопросам, показывают в коробке с прозрачной крышкой, как выглядят современные резисторы, конденсаторы, полевые транзисторы, наши и иностранные микросхемы.
Вытаскивают из карманов тиристоры размером с кулак. Элемент промышленной электроники, к которым чаще всего применимо сакральное понятие "скважность" – дырка на эпюре между импульсами (на управляющий электрод тиристора подаются разрозненные слабые импульсы, или меандр, или, если нестрогие требования к выходному сигналу, простая синусоида, а на выходе следуют в заданном порядке, с большей или меньшей скважностью мощные импульсы, которыми можно сваривать корабельные корпуса).
Я и наша "научная женщина" Лидия Алексеевна наглядные пособия на лекции не берем и образцы приборов не показываем. На лабораторных работах я иногда снимаю крышку с какого-нибудь шкафа и рассказываю, откуда поступает напряжение, как оно преобразуется и зачем нужна система "стэнд-бай" (stand-by). Лидия Алексеевна вести лабораторные отказывается, после своих лекций сразу убегает домой, даже если только 10 часов. У нее трое детей.
Игорь Германович, доцент, ждет когда освободится для него должность заведующего кафедрой. Это ожидание его главное занятие.
Двое устроены на кафедру по очень большому блату. По "очень большому" – потому что просто так, на основании здравого смысла, их держать на кафедре никак невозможно. Предмет не понимают абсолютно, приборов и лабораторных установок боятся. Оба важные, могли бы, наверно, успешно преподавать что-нибудь в дипломатической академии или в школе кризисных директоров и арбитражных управляющих.
Электроника – вообще-то, довольно логичный предмет. Если бы его не портила безобразная производственная традиция (в смысле эксплуатационном; своих приборов мы делаем мало, а элементной базы не производим вообще). На заводах светилами считаются не те, кто знает и умеет, а те, которые лет 15 тому участвовали в монтаже какой-либо часто ломающейся установки, а потом много раз ее "доводили", т. е. переделывали, модернизировали и бесконечное количество раз ремонтировали. Вообще, каждый номер цеховой станочной номенклатуры имеет две-три свои, индивидуальные, слабые точки, они периодически отказывают, это тайна, доступная только светилам-ветеранам. Новый инженер, придя в службу, лет за пять-семь, подглядывая из-за спин и подслушивая разговоры, понимает то, что при нормальном внутризаводском обучении мог усвоить за три месяца.
Заводская электроника зачаровывает экзотикой. На хорошем современном заводе можно встретись, что угодно. Допотопные, но удобные трубогибы и листогибы, с платами из крепкого эбонита, с резисторами с палец, приваренными дуговой сваркой. Удобные и понятные логические линейки "Сименса". Сверхпопулярные модули ПЧ (преобразователи частот) разных мощностей, которые для повышения стоимости монтажа линии, ставятся где надо и не надо. Например, на подъемнике двери в термокамере (ее удобней поднять простой лебедкой) или на выкатывателе платформы из туннеля дробеочистки (простой асинхронный двигатель, запитанный промышленным напряжением в 50-60 гц сделает это не хуже, чем дорогой сервопривод с обратной связью по току и напряжению, с корректором частоты напряжения до оптимальной, которая обычно оказывается почти той же что исходная).
Ассистент Цвик, бывший ремонтник на большом заводе, рассказывает на лабораторных работах о эффекте "неизгладимого впечатления": когда поломка важная и полно возбужденного начальства, первое, что делаешь, ищешь на логических контроллерах (хоть на том же ПЧ или линейке АСУПа) клеммы, где подключается вентиляция и разные воздуходувы, и минуя аппаратные запреты и разрешения, включаешь напрямую – все начинает гудеть, вращаться, мигать... Впечатление на присутствующих неизгладимое: пришел настоящий знаток и вскоре все будет исправлено.
- А потом?
- А потом будет потом. Все разойдутся, спокойно разберешься. А, может, и заработает само по себе...
Дядя Миша, лаборант, добавляет:
- Слушай, а не хмыкай! Вы эксплуатационники, - мелкота. Пока в люди выбьешься, сто сапог износишь. А тут – на-ка! Сидел дурак-дураком и - враз оказался на виду у нужных людей! Тут и главный инженер, и его замы, и главный технолог... Может кем-нибудь и станешь.
На лекции говорю: десятка полтора благозвучных понятий заучите наизусть – чтобы изумлять неофитов и плохо образованных начальников. Скважность, добротность, "токовая петля", "стэнд-бай", Сименс, Синумерик, сервопривод, джи-код, энтропия, Trace Mode...
Свидетельство о публикации №223050200156