Пушкин и Натали. Маяковский и Лили

на обложке рис. автора Дзен:
Агентство исторических расследований писа… Самоубийство Пушкина

Пушкин и Натали. Маяковский и Лили

(1)

Маяковский обязан Лили Брик тем вдохновением, которое вызвала его безумная любовь к ней
Все главное в любовной лирике создано во имя или под воздействием этого чувства
Оно же заставило поэта поставить  точку-пулю конца жития

В поэме Флейта-позвоночник (исходно Стихи Ей, затем  Флейта из позвоночника; Посвящение - Лиле Юрьевне Брик)  такие отчаянные признания:

Все чаще думаю -
                не поставить ли лучше
                точку пули в своем конце.
                Сегодня я
                на всякий случай
                даю прощальный концерт.

Версты улиц взмахами шагов мну.
           Куда уйду я, этот ад тая!
           Какому небесному Гофману
                выдумалась ты, проклятая?!

Мне,
                чудотворцу всего, что празднично,
                самому на праздник выйти не с кем.
                Возьму сейчас и грохнусь навзничь
                и голову вымозжу каменным Невским!
                Вот я богохулил.
                Орал, что бога нет,
                а бог такую из пекловых глубин,
                что перед ней гора заволнуется и дрогнет,
                вывел и велел:
            люби!

Вся лирика Маяковского – это стихотворения или поэмы о Лили, ради нее, для нее или вдохновленные ее влиянием на Маяковского:
1 «Лиличка!»  ("Вместо письма")
2 «Ко всему»
3 «О сущности любви»
4 «Любовь»
5 «Люблю» (поэма)

Ты Пришла — деловито, за рыком, за ростом, взглянув, разглядела просто мальчика. Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком. И каждая — чудо будто видится — где дама вкопалась, а где девица. «Такого любить? Да этакий ринется! Должно, укротительница, Должно, из зверинца!» А я ликую. Нет его — ига! От радости себя не помня, скакал, индейцем свадебным прыгал, так было весело, было легко мне.

 Вывод
Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкопёрстый, клянусь — люблю неизменно и верно!

6 «Обыкновенно так» (из поэмы «Люблю»)
7 «Взрослое» (из поэмы «Люблю»)
8 «Ты» (из поэмы «Люблю»)
9 «Так и со мной» (из поэмы «Люблю»)
 10 «Вывод» (из поэмы «Люблю»)
11. «Облако в штанах» )поэма с посвящением: «Тебе, Лиля»)
12. Послушайте ("Если звёзды зажигают")
13. "Про это" (с фрагментом Любовь)

14. Хорошо!

Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.

15. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

*) Костров был одним из многих любовников Лили …

Любовь не в том, чтоб кипеть крутей, не в том, что жгут угольями, а в том, что встает за горами грудей над волосами-джунглями. Любить — это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи. Любить — это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником. Нам любовь не рай да кущи, нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор.

16. Неоконченное

 В предсмертном письме Маяковский написал: «Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся». Речь шла о незаконченных набросках в записных книжках поэта, которые, возможно, должны были войти во второе, «лирическое», вступление к поэме (первым вступлением было опубликованное «Во весь голос»). Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие. Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу И молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить. море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид.

И это без кропотливого отбора – так … на память, на вскидку …

(2)

На этом фоне поразительно, что после  женитьбы на Гончаровой Пушкин и правда как поэт обмер (по Белинскому)

С 1831 года  он не написал ничего равного его гению  поэтики, кроме философского   каменноостровского цикла об уходе, а если и есть любовь, то это греческая Агапэ  (др.-греч. ;;;;;) = альтруистическая, духовная любовь, описанная в христианской культ. традиции! 

Н И Ч Е Г О  о  Л Ю Б В И !

Берем том = Полное собрание стихотворений в одном томе — изд. Эксмо 2011 и тупо выписываем:
Стихотворения 1830 –1836 гг
(любовные)

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
***
Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содраганий!
***
Она [глядит на] вас так нежно,
Она лепечет так небрежно,
Она так тонко весела,
Ее глаза так полны чувством,
Вечор она с таким искусством
Из-под накрытого стола
Мне свою ножку подала.
***
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю,
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
***
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
***
Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?

***
Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
 
***
О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!
***
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

***
Не розу Пафосскую,
Росой оживленную,
Я ныне пою;
Не розу Феосскую,
Вином окропленную,
Стихами хвалю;
Но розу счастливую,
На персях увядшую
[Элизы] моей…
***
Пью за здравие Мери,
Милой Мери моей.
Тихо запер я двери
И один без гостей
Пью за здравие Мери.
**.*
В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень благородный
И как дитя была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело.
***
Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас няньчить с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели – с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь.
***
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
***
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться;
Спокойствие мое я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться;

***
Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души,
Я здесь остался б – наслажденье
Вкушать в неведомой тиши:
Забыл бы всех желаний трепет,
Мечтою б целый мир назвал —
И всё бы слушал этот лепет,
Всё б эти ножки целовал…
***
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
[Для чувств] всего.

***
Обнаружили Натали?

Только одна Мадонна …
Мадонна, в которой использована формула Жуковского

Любил ли Поэт Натали в 30-х?

Что вызвала в душе поэта его женка с 1832, кроме нытья о кокюаже с Царем…

Может это :

Стою печален на кладбище.
Гляжу кругом – обнажено
Святое смерти пепелище
И степью лишь окружено.
И мимо вечного ночлега
Дорога сельская лежит,
По ней рабочая телега
изредка стучит.
Одна равнина справа, слева.
Ни речки, ни холма, ни древа.
Кой-где чуть видятся кусты.
Немые камни и могилы
И деревянные кресты
Однообразны и унылы.

Или это:

Поредели, побелели
Кудри, честь главы моей,
Зубы в деснах ослабели,
И потух огонь очей.
Сладкой жизни мне немного
Провожать осталось дней:
Парка счет ведет им строго,
Тартар тени ждет моей.
Не воскреснем из-под спуда,
Всяк навеки там забыт:
Вход туда для всех открыт —
Нет исхода уж оттуда.

Или это:

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

?


Рецензии