14. 1 Ноуменальный мир - мир причин

 «Мы называем «человеком» известного рода комбинацию явлений физических, жизненных и сознания. Явления сознания мы в себе чувствуем, ощущаем и сознаём; - явления жизни и физические явления наблюдаем и заключаем о них на основании опыта».

                Хочу заметить, что человек – это комбинация явлений физических, жизненных и сознания, которые в человеке  соединились в единое. Могут ли они существовать раздельно или только в человеке? Например, автомобиль состоит из множества частей, которые могут существовать раздельно: колёса, мотор, кузов и так далее. Но, только  соединившись в единое, они образуют автомобиль.

 «Чужих явлений сознания, то есть мыслей, чувств, желаний другого человека, мы не ощущаем, и о том, что они у него есть, мы заключаем на основании его слов и на основании аналогии с самим собою. Мы знаем, что у нас самих известным поступкам предшествуют известные мысли и чувства. И, когда мы видим те же поступки у другого человека, мы заключаем, что он думал и чувствовал то же, что и мы».

                То есть, если мы не можем общаться с чем-то через слова, то мы считаем, что у него нет сознания. Например, ветер, к какому явлению из трёх он относиться?  К физическому. Но когда нас овевает ветер, то мы чувствуем его прикосновение. Ветер может быть жаркий, холодный, освежающий, ласкающий, пронизывающий. То есть, общение есть, но на уровне чувств. Следовательно, у ветра есть явления жизни, особой, для нас не понятной, но жизни.  Есть ли у ветра сознание? Чтобы это понять, нужно осознать, что такое сознание.

 «Аналогия с самим собой – это наш единственный критерий и метод для суждения и умозаключения о явлениях сознания других людей, если мы не можем  сообщаться с ними, или не хотим верить тому, что они нам говорят про себя.

О существовании «души» я  вообще могу заключить только по аналогии с самим собою. Я знаю, что известные явления во мне связаны с обладанием душой.  Когда я вижу те же явления в другом человеке, то я заключаю, что и он обладает душой (понимая под «душой» комплекс явлений сознания). Но прямо убедиться в существовании души у другого человека я не могу. Изучая людей только со стороны, я находился бы по отношению к ним буквально в таком положении, в каком, согласно Канту, мы находимся к окружающему нас миру. Мы знаем только наш способ его познания. Мира в себе мы не знаем».

                Является ли окружающий мир и другие люди, с кем  мы общаемся реальными, а не плод нашего воображения? Если это допустить, то, как объяснить, что каждый из людей, так же воспринимает мир, словно он центра всего? Возможно, происходит сначала поочерёдная, а затем одновременная концентрация сознания Единого. Он как бы видит мир из разных точек своего единого сознания. Так ли это?

«Таким образом, для познания человека в себе (то есть сознания) у меня два способа – аналогия с самим собой и общение моего сознания с другим сознанием, обмен мыслей. Без этого – человек для меня только феномен, движущийся автомат.

Ноумен человека – это его сознание и всё, что заключается в себе это сознание, и с чем оно человека связывает.

В «человеке» для нас открыты оба мира, хотя ноуменальный мир открыт мало и слабо, благодаря тому, что он познаётся нами через посредство феноменального.

Ноуменальное, значит постигаемое умом и характерное свойство вещей ноуменального мира, - заключается в том, что они не могут быть познаны тем же способом, как вещи феноменального мира».

                Почему? Они не имеют вещественной формы, которую мы можем познавать  с помощью наших органов ощущений. Как их познать?

«Мы можем предполагать о существовании вещей ноуменального мира, находить их путём умозаключений, открывать по аналогии, чувствовать их, вступив с ними в какое-то общение, - но мы не можем их, ни видеть, ни слышать, ни осязать, ни взвешивать, ни мерить, ни фотографировать, ни разлагать на химические элементы или на число вибраций. Ноуменальный мир – или мир причин, это для нас мир метафизических фактов.

Таким образом, сознание со всеми его функциями и со всем его содержимым – с мыслями, с чувствами, с желаниями, с волей относится к метафизическому миру. Ни одного элемента сознания мы не можем познать объективно. Эмоцию, как таковую, нельзя видеть, так же как нельзя видеть стоимость монеты. Вы можете видеть, что написано на монете, но стоимости её вы никогда не увидите, мысль нельзя сфотографировать, также как нельзя представить себе в пузыречке тьму египетскую.  Думать иначе, экспериментировать с фотографированием мыслей – это значит, просто не уметь логически  думать. На валике фонографа есть царапины, повышения и понижения, но звуков нет. Кто будет держать у уха валик фонографа, надеясь что-нибудь услышать, тот, наверное, ничего не дождётся».

                Следовательно, саму стоимость (как что-то существующее в наших мыслях, то есть идею), мы не можем увидеть, а только видим её численное значение. То же самое относится к звуку, который мы можем произносить и слышать. Сам звук (как идею наших мыслей) мы не можем ощутить, так как у самой идей нет формы. Так ли это?

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 120).

 


Рецензии