Музыкальные аллюзии

В вокальной полифонии Джованни Палестрина – вдохновенный строитель Небесного Иерусалима.

В полифонической музыке Палестрина возводит храм святого Петра!

Джованни Палестрина созидает в музыке Божий храм, Орландо Лассо – храм природы.

Музыка Палестрины размеренная и строгая, Лассо – мелодически раскрепощённая.

Палестрина в музыке – архитектор Донато Браманте, Лассо – живописец Леонардо да Винчи.

Музыка Палестрины образует Небесную твердь, голубое небо Антонио Вивальди оглашают птичьи голоса.

Палестрина совершает молитву в Небесном святилище, Божья обитель Вивальди – природа!

Палестрина и Иоганн Себастьян Бах – величайшие мастера полифонической музыки. Кто выше их? Разве только сам Бог, распределяющий местоположение звёзд во вселенной с точностью, какая необходима в полифонии!

Нежная лютня Дауленда трогает сердце тихой печалью и такой же тихой радостью.

Когда за окном моросит дождь и в душе селится тоска, тогда, вероятно, и появляются скорбные песни Дауленда.

Когда погружаешься в мессы Джованни Палестрины, представляешь себе верующих с молитвой на устах. Слушая мадригалы Клаудио Монтеверди, видишь других верующих: они созерцают Божий мир, любуются его земной и Небесной красотой.

Монтеверди пишет музыку Небесной чистоты и земных страстей.

Монтеверди и Генрих Шютц – отцы новой итальянской и немецкой музыки.

Мелодекламационный речитатив Монтеверди Луиджи Росси обогащает ариозным пением.

После сдержанной мелодекламации Монтеверди у его ученика Франческо Кавалли появляется оперная ария.

Монтеверди – рационалист в опере, ещё не знающий райского блаженства Жана-Батиста Люлли.

Ясная, чистая, светлая, возвышенная, благородная музыка Монтеверди и Антонио Вивальди несёт в себе одновременно светское и религиозное мироощущение: её озаряет солнечный и Божественный свет, земная и Небесная красота.

С именем Монтеверди связано пробуждение оперы, с именем Георга Фридриха Генделя – её утренняя заря.

Монтеверди – гений речитатива в барочной ранней опере, Джованни Перголези – арии в опере зрелого барокко.

Монтеверди – мастер декламационного речитатива, Георг Гендель – арии, Кристоф Глюк обе формы оперного пения поднимает до высокого художественного уровня.

В музыке Монтеверди получает воплощение небесная красота, в бессмертных произведениях Вольфганга Амадея Моцарта – земная.

Монтеверди и Джузеппе Верди – реалисты в оперном искусстве: им свойствен шекспировский драматизм.

Музыка Шютца испускает тихий свет лампады иконы Девы Марии.

Шютц с душевным трепетом воплощает в музыке образ Иисуса Христа.

Шютц – подвижник немецкой музыки. За ним следует целая плеяда композиторов-титанов: Георг Филипп Телеман, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель.

Купаясь в солнечных лучах короля Людовика XIV, Люлли создаёт музыку света, красоты, изящества.

Люлли отличается сладострастием в жизни и сладкозвучием в музыке.

Музыка Люлли очаровывает райской красотой.

Для Люлли всевластный, всепоглощающий бог – любовь!

В музыкальных идиллиях Люлли пастухи танцуют с королевской галантностью, а короли – с пастушеской непринуждённостью.

В музыке Букстехуде столько духовной мощи, сколько и прозы жизни.

Не кто иной, как Букстехуде превращает орган в короля инструментов.

В органной музыке Дитрих Букстехуде – простодушный рассказчик библейских событий и легенд, в музыке Иоганна Себастьяна Баха воплощается всеобъемлющий Божественный дух.

Букстехуде – местный проповедник, Бах – новозаветный апостол.

Букстехуде – земной, Бах – земной и Небесный.

Букстехуде красноречив по-домашнему, по-отцовски, Бах – высоко духовен.

Букстехуде созерцает окружающую среду, Бах духовно обнимает весь Божий мир.

Букстехуде служит народу, Бах – Всевышнему.

Букстехуде – известный в округе органист, Бах пользуется славой по всей Германии.

Букстехуде, в сравнении с Бахом, более житейский и более невзыскательный. В нём нет баховского величия.

Букстехуде – первостепенный талант, Бах – высочайший гений!

Выдающийся скрипач Арканджелло Корелли – двуедин: он – и нежный ангел, и суровый архангел!

Идеал Корелли – человек воли, достоинства и благородства.

В музыке Корелли звучит деятельная энергия и мужественная скорбь.

Прямыми наследниками Корелли выступают ангельский Антонио Вивальди и «дьявольский» Джузеппе Тартини.

Факел Прометея Корелли передаёт Георгу Фридриху Генделю, Гендель – Людвигу ван Бетховену.

В знаменитой симфонической поэме «Прометей» Александра Скрябина вновь заявляет о себе неудержимый порыв духа и ласковые скрипки Корелли.

В лирико-созерцательной музыке Пахельбель обращает взор к Деве Марии.

У Пахельбеля спокойно льющаяся мелодическая, благостная музыка.

В музыке Пахельбель уравновешенный и благочестивый.

В органной музыке Дитрих Букстехуде по-народному прост и грубоват, Иоганн Пахельбель – культурен и благозвучен.

Музыка Букстехуде – народно-танцевальная, Пахельбеля – пасторально-идиллическая.

Букстехуде имеет своенравный, мужской характер, Пахельбель – мягкий, женский.

Букстехуде в музыке – ветхозаветный, Пахельбель – новозаветный.

Музыка Пёрселла отличается изысканной красотой и рыцарским благородством.

Балладный тон музыки Пёрселла придает опере «Дидона и Эней» лирико-эпический характер.

Погружаясь в лирическую задумчивость музыки Пёрселла, невольно видишь лондонские туманы, спокойное течение Темзы с зелёными лугами и старинными замками по берегам.

В музыке Пёрселла и произведениях Георга Фридриха Генделя присутствует английский национальный дух.

Проникновенную лирику Пёрселла воспринимают Кристоф Глюк и Вольфганг Амадей Моцарт, героический эпос – Георг Гендель и Людвиг ванн Бетховен. Это означает, что Пёрселл оказывает заметное влияние на австрийских и немецких классиков

Альбинони – эмоционально открытый и всегда радостный.

Альбинони создаёт музыку земного рая.

Музыка Альбинони наполняет душу счастьем.

В музыке Альбинони торжествует вечный праздник.

Томазо Альбинони и Антонио Вивальди обладают редким мелодическим даром.

В музыке Альбинони – земное счастье, Вивальди – Небесное и земное.

Музыка Антонио Вивальди светоносна.

Вивальди – творец Небесной гармонии и красоты.

Скрипка Вивальди аккомпанирует грациозным хороводам ангелов.

В музыке Вивальди отражается хрустальное венецианское небо.

Не церковь обитель священника Антонио Вивальди, а храм природы!

Вивальди – символ гармонии, света и красоты в музыкальном искусстве.

Музыка Вивальди брызжет солнечными лучами радости.

Когда звучит музыка Вивальди, в душе распускаются розы любви и счастья.

Вивальди пишет вдохновенную музыку с благословения её величества скрипки.

 Блестящая скрипка Вивальди оживляет музыку Георга Телемана, Георга Генделя и Иоганна Себастьяна Баха. Она придаёт их произведениям итальянское изящество.

Музыка Вивальди, Баха, Вольфганга Моцарта от первой до последней ноты гениальна.

Вивальди – солнечный гений, который сравним, пожалуй, только с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

На итальянском музыкальном небосводе сияет два солнца: Вивальди и Джоаккино Россини!

В музыке Вивальди кроются истоки оперного творчества Джузеппе Верди. И тот, и другой ставит красоту на высочайший пьедестал!

Предельно отточенный мелодизм Вивальди сопоставим с яркой музыкой Жоржа Бизе.

Птичье царство заселяет музыку Вивальди на два столетия раньше, чем творения Оливье Мессиана.

Многие композиторы сочиняют солнечную музыку. Но самые блестящие из них рождаются на юге. Таковы: Антонио Вивальди, Джованни Перголези, Вольфганг Моцарт, Никколо Паганини, Джоаккино Россини, Морис Равель, Сергей Прокофьев. Нетрудно заметить, что все они от природы наделены исключительными музыкальными способностями.

Георг Филипп Телеман – подлинный демократ в музыке.

Телеман – творец общедоступной музыки!

Телеман – миннезингер баховской эпохи. Его перу принадлежит 700 песен.

Между гамбургским музыкальным директором Телеманом и его преемником Карлом Эмануэлем Бахом существует связующее звено – немецкая песня.

Немецкая песня, как национальное явление, формируется в вокальной музыке Телемана и Карла Баха.

Классическая немецкая песня развивается благодаря Телеману, Карлу Баху, Карлу Цельтеру, Феликсу Мендельсону-Бартольди и достигает лирико-драматических высот в песнях Франца Шуберта и Роберта Шумана.

Слушая оперы Телемана, порой кажется, что в эпоху Барокко заглядывают Россини и Шуберт.

Музыка Телемана душевная, человечная: будь она иронической или озорной, сентиментальной или неудержимо бурной!

Телеман в музыке ироничен и меланхоличен, напорист, как шквал ветра, или нежен, как невинная девушка.

Телеман – предтеча сентиментализма и романтизма. Сделайте переложение для вокала скрипичные или флейтовые партии его инструментальных ансамблей – и вы услышите мотивы немецкого зингшпиля. Поступите точно так же с песенно-танцевальными мелодиями Телемана – и вы получите интонации песен Шуберта. Если же отдельные эпизоды музыки Телемана сыграете на фортепиано – зазвучит Шуман. Своими мелодиями Телеман проникает в глубины человеческой души, согревает её теплом и лаской.

Пленерную музыку пишут Телеман, Георг Гендель, Вольфганг Моцарт, Франц Шуберт, Гектор Берлиоз. Их можно считать предшественниками импрессиониста Клода Дебюсси.

Музыка Георга Телемана простая, непосредственная, сердечная. Она предназначена для домашнего музицирования.

В музыке Телемана ликующая радость сменяется лёгкой грустью, несущей тихий, светлый, ясный покой.

Музыка Телемана в высшей степени человечна.


Рецензии