Пушкин и Гесиод. Часть 3

А ты поэт, проклятый Аполлоном,
Испачкавший простенки кабаков,
Под Геликон упавший в грязь с Вильоном
Не можешь ли ты мне помочь, Барков?

Разве не влияние сказы Гесиода мы видим в этих стихах Пушкина !?

Или в этих:

Страшись бесславия! – Что, есть ли Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит – спасительной лозою?

Потому продолжим чтение  Теогонии Гесиода  по заметках на полях, сделанных мною на тропе философов в Хайдельберге

(1)

Битва армии кронида Зевса, в которую первой по его призыву вступила доброволкой океанида Стикс, подходит к концу (Текст приводится по изданию: Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Ладомир, 1999. Перевод В. В. Вересаева. Греч. текст: Hesiod. The Homeric Hymns and Homerica. Theogony. The Loeb Classical Library. London, 1914. Сканы лёбовского издания 1914 г):
720
Подземь их сбросили столь глубоко, сколь далеко до неба,
Ибо настоль¬ко от нас отсто¬ит мно¬го¬су¬мрач¬ный Тар¬тар:
Если бы, мед¬ную взяв нако¬валь¬ню, мет¬нуть ее с неба,
В девять дней и ночей до зем¬ли бы она доле¬те¬ла;
Если бы, мед¬ную взяв нако¬валь¬ню, с зем¬ли ее бро¬сить
725 В девять же дней и ночей доле¬те¬ла б до Тар¬та¬ра тяжесть.

Удивляет такое представление о геологии др. греков.  У Данте два поэта – он сам и великий его проводник Вергилий с Энеидами подмышкой, дошли до Коцита с Люцием Фером за один день
 
А тут :
Без¬дна вели¬кая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,
Дна не достиг бы той без¬дны в тече¬ние цело¬го года:
Там в обители Титанов Тартаре  -  обитают Ночь и День
Сын Иапе¬та (Атлант) пред ними бес¬крайне широ¬кое небо
На голо¬ве и на дла¬нях, не зная уста¬ло¬сти, дер¬жит
В месте, где с Ночью встре¬ча¬ет¬ся День: чрез высо¬кий сту¬пая
Мед¬ный порог, меж собою они пере¬бро¬сят¬ся сло¬вом —
И разой¬дут¬ся; один поспе¬ша¬ет нару¬жу, дру¬гой же
Внутрь в это вре¬мя нис¬хо¬дит: сов¬мест¬но обо¬их не видит
Дом нико¬гда их под кров¬лей сво¬ею, но веч¬но вне дома
Зем¬лю обхо¬дит один, а дру¬гой оста¬ет¬ся в жили¬ще
И ожи¬да¬ет при¬хо¬да его, чтоб в доро¬гу пустить¬ся.
К людям на зем¬лю при¬хо¬дит один с мно¬го¬видя¬щим све¬том,
С бра¬том Смер¬ти, со Сном на руках, при¬хо¬дит дру¬гая —
Гибель несу¬щая Ночь, тума¬ном оде¬тая мрач¬ным.
Там же име¬ют дома сыно¬вья мно¬го¬су¬мрач¬ной Ночи,
Сон со Смер¬тью — ужас¬ные боги. Луча¬ми сво¬и¬ми
Ярко сия¬ю¬щий Гелий на них нико¬гда не взи¬ра¬ет,
Всхо¬дит ли на небо он иль обрат¬но спус¬ка¬ет¬ся с неба.
Пер¬вый из них по зем¬ле и широ¬кой поверх¬но¬сти моря
Ходит спо¬кой¬но и тихо и к людям весь¬ма бла¬го¬скло¬нен.
Но у дру¬гой из желе¬за душа и в груди бес¬по¬щад¬ной —
Истин¬но мед¬ное серд¬це. Кого из людей она схва¬тит,
Тех не отпу¬стит назад. И богам она всем нена¬вист¬на.
Там же сто¬ят невда¬ли мно¬го¬звон¬кие гул¬кие домы
Мощ¬но¬го бога Аида и Пер¬се¬фо¬неи ужас¬ной.
Сто¬ро¬жем пес бес¬по¬щад¬ный и страш¬ный сидит перед вхо¬дом.
Там оби¬та¬ет боги¬ня, будя¬щая ужас в бес¬смерт¬ных,
Страш¬ная Стикс — Оке¬а¬на, теку¬ще¬го кру¬го¬об¬раз¬но,

Так-то вот клясть¬ся бога¬ми поло¬же¬но нена¬ру¬ши¬мой
Стик¬со¬вой древ¬ней водою, теку¬щей меж скал каме¬ни¬стых.
Там и от тем¬ной зем¬ли, и от Тар¬та¬ра, скры¬то¬го в мра¬ке,
И от бес¬плод¬ной пучи¬ны мор¬ской, и от звезд¬но¬го неба
Все зале¬га¬ют один за дру¬гим и кон¬цы и нача¬ла —

Таков а обитель богов Титанов Тартар.  Такова ли была Великая Тартария … куда ушла или откуда пришла легендарная русь ?

 (2)

Молнии Зевса Перуны, которыми он наконец одолел богов Титанов
Одна из этих молний застыла и стала богом-идолом славян – Перуном

(3)

Браки Зевса с богиня¬ми и их потомство (с 885)
Зевс-многоженец и его супруги: После победы над Титанами и установления самодержавия  Бог-самовластец  Зевс впалв гон женихания :

Жена №1 =
Сде¬ла¬лась пер¬вою Зев¬са супру¬гой Мети¬да-Пре¬муд¬рость;
Боль¬ше все¬го она зна¬ет меж все¬ми людь¬ми и бога¬ми.
Но лишь пора ей при¬шла сине¬окую деву-Афи¬ну
На свет родить, как хит¬ро и искус¬но ей ум зату¬ма¬нил
Льсти¬вою речью Кро¬нид и себе ее в чре¬во отпра¬вил,
Сле¬дуя хит¬рым Зем¬ли уго¬во¬рам и Неба-Ура¬на.
Так они сде¬лать его научи¬ли, чтоб меж¬ду бес¬смерт¬ных
Цар¬ская власть не доста¬лась дру¬го¬му кому вме¬сто Зев¬са.
Ибо пре¬муд¬рых детей пред¬на¬зна¬че¬но было родить ей —
Деву-Афи¬ну спер¬ва, сине¬окую Три¬то¬ге¬нею,
Рав¬ную силой и муд¬рым сове¬том отцу Гро¬мо¬верж¬цу;
После ж Афи¬ны еще пред¬сто¬я¬ло родить ей и сына —
С серд¬цем сверх¬мощ¬ным, вла¬ды¬ку богов и мужей земно¬род¬ных.
Рань¬ше, одна¬ко, себе ее в чре¬во Кро¬ни¬он отпра¬вил …
Дабы ему сооб¬ща¬ла она, что зло и что бла¬го.

Умно и прозорливо. Жена не должна быть умнее с мужа,а ели это так, то л она подлежит ликвидации. Хотя и безмерно жестоко и ценно цинично.
Потом настала очередь  жены №2 - Фетиды:
Зевс же вто¬рою Феми¬ду бле¬стя¬щую взял себе в жены.
И роди¬ла она Ор — Евно¬мию, Дику, Ире¬ну
(Пыш¬ные нивы людей земно¬род¬ных они охра¬ня¬ют),
Так¬же и Мойр, наи¬бо¬ле почтен¬ных все¬муд¬рым Кро¬нидом.
Трое все¬го их: Кло¬фо и Лахе¬сис с Атро¬пос. Смерт¬ным
Людям они посы¬ла¬ют и доб¬рое все и пло¬хое.
Трех ему розо¬во¬ще¬ких Харит роди¬ла Еври¬но¬ма,
Слав¬ная дочь Оке¬а¬на с пре¬лест¬ным лицом. Име¬на их:
Пер¬вой — Аглая, вто¬рой — Евфро¬си¬на и третьей — Фалия.

Насладившись матерью великих Мойр и прелестных Харит, которых не раз упоминает Пушкин, Зевс берет в жены 4-ю:
После того он на ложе взо¬шел к мно¬го¬корм¬ной Демет¬ре,
И Пер¬се¬фо¬ной его бело¬ло¬кот¬ной та пода¬ри¬ла:
Деву похи¬тил Аид у нее с доз¬во¬ле¬ния Зев¬са.
И вскоре обзавелся 5-ой супругой и поял ее:
Тот¬час затем с Мне¬мо¬си¬ной сошел¬ся он пыш¬но¬во¬ло¬сой.
Муз роди¬ла ему та, в золотых диа¬де¬мах ходя¬щих,
Девять сче¬том. Пиры они любят и радо¬сти пес¬ни.

Не долго думая о неразрывности уз брака самодержец эгидовластный  сошелся с 6- ой женой-богиней:
  Тот¬час затем с Мне¬мо¬си¬ной сошел¬ся он пыш¬но¬во¬ло¬сой.
Муз роди¬ла ему та, в золотых диа¬де¬мах ходя¬щих,
Девять счетом. Пиры они любят и радо¬сти пес¬ни.
 
И сразу с 7-ой:
С Зев¬сом эгидо¬дер¬жав¬ным в люб¬ви и Лето соче¬та¬лась.
Феба она роди¬ла с Арте¬ми¬дою стре¬ло¬лю¬би¬вой;
И вот наконец  8-ая:
Самой послед¬нею Геру он сде¬лал сво¬ею супру¬гой.
Гебой, Аре¬ем его и Или¬фи¬ей та пода¬ри¬ла,
Сово¬ку¬пив¬шись в люб¬ви с вла¬ды¬кой бес¬смерт¬ных и смерт¬ных,
Сам он родил из гла¬вы сине¬окую Три¬то¬ге¬нею,
Тут он остановился поскольку  пришлось уже рожать самому …
Неодо¬ли¬мую, страш¬ную, в бит¬вы веду¬щую рати,
Чести достой¬ную, — милы ей вой¬ны и гро¬хот сра¬же¬ний.
В гне¬ве вели¬ком на это поссо¬ри¬лась Гера с супру¬гом
И, не познав¬ши любов¬ных объ¬я¬тий, роди¬ла Гефе¬ста.
Меж¬ду потом¬ков Ура¬на в худо¬же¬ствах всех он искус¬ней.

(4)

Половая ориентация , инцест  и  гомосексуализм

Так Гера стала у Гесиода гермафродитом…

А вы тут базарите об ориентации и правах гомо- , би-, анало-, орало-  и не- сексуалов ! Наши геи – потомки владычицы Геи! 
Более того Гера была сестрой Зевса… Инцест да и только.  Но Ге;ра (др.-греч. ;;;, микен. e-ra; вер. 'охранительница, госпожа) — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака. 

Поэтому Зевсу пришлось остановить гон…


Рецензии