Средняя Азия

           С Р Е Д  Н Я Я      А З И Я .

 Я давно мечтала   побывать в этом удивительном крае , восточной сказке -Средней Азии ,  но возможность предостсавилась совершенно неожиданно .   Мой муж  часто рассказывал мне что провёл там годы в эвакуации и  даже несколько лет после войны . Находясь там он подружился  с одним мальчиком , семья которого очень помогала их семье в тяжёлые военные годы .   Прошло много лет с тех пор , но они продолжали поддерживать отношения и изредко перезванивались .   Однажды разговорившись Феликс признался другу  что сейчас у него другая семья и молодая жена слегка беременна .
Говоря о молодой жене  он имел в  виду меня ,а “слегка беременна” предполагался седьмой месяц.   Филик , так звали  его друга , с восторгом воспринял эту информацию и сказал что мечтает познакомиться с молодой женой друга .  Феликс сразу воспринял его слова как приглашение в гости и с радостью сообщил мне что мы отправляемся в путешествие .  При всей моей любви к путешествиям ,  моя  радость была в рамках допустимого .   Мы только вернулись с путешествия по Волге , мне надо было немного передохнуть , я знала что впереди будут сложные роды, но Феликс был оптимистом и сказал что всё будет хорошо и мы должны сейчас воспользоваться этой возможностью .     Он привёл очень веский аргумент , мою давнюю мечту побывать в Средней Азии .  Я не могла с  ним не согласиться и мы стали собираться в дорогу .
Накупив подарков для всей семьи Филика , мы вылетели рейсом Одесса- Ташкент . Полёт продолжался более четырёх часов и мне казалось что ему не будет конца . Я очень боялась что начнутся преждевременные роды прямо в самолёте . Весь полёт нас кидало в воздушные ямы и каждый раз Феликс умоляюще смотрел на меня , словно прося “ Пожалуйста , потерпи , не рожай сейчас”  . Но я и сама не хотела и старалась не пугать и так перепуганного мужа .   Мы с облегчением вздохнули , когда самолёт пусть турбулентно , но всё таки приземлился в солнечном Узбекистане .
Ташкент встретил нас замечательным ярким , горячим солнцем .




 На улице был октябрь месяц и у нас в  Одессе осень  хоть и медленно но вступала в свои права . Здесь же грело яркое азиатское солнце и кругом было очень колоритно , словно мы попали в другой , неведомый нам мир .  Но в какой то мере это так и было .
 Филик с женой  и двумя дочерями – близняшками  , очень тепло , по восточному  обычаю , встречали нас в аэропрту .   Когда мы приехали в их квартиру нас разместили в отдельной  комнате и справившись о моём самочувствии  сразу пригласили к обильно накрытому азиатскими блюдами столу . Я обратила внимание , что все члены семьи  Филика как то особенно смотрели на меня ,  особенно дочери . Мне было непонятно то ли их смущал мой юный возраст , по сравнению с Феликсом , у нас была разница в девятнадцать лет , то ли моя беременность .  Но я отнеслась к этому повышенному вниманию спокойно и с юмором подумала , что возможно они никогда не видели так близко беременную женщину , но это конечно было маловероятно .
Наше застолье затянулось до самого вечера .  Мужчины вспоминали своё тяжёлое военное детство и их озорные игры в то время .  Жена Филика устроила мне “допрос с пристрастием “, спрашивая о том как мы познакомились и оказались вместе . Дабы избежать этой щекотливой для меня темы , я стала восторгаться восточными деликатесами  , которыми был заставлен стол и спрашивать рецепты приготовления тех или иных блюд .  Дочерям Филика возможно хотелось остаться со мной наедине и расспросить об Одессе . Я была им очень благодарна когда они буквально потащили меня в свою комнату и завели со мной девичьи разговоры .  Я предложила свою помощь по уборке со стола хозяйке дома , но она категорически отказалась и поблагодарив за прекрасный обед , плавно перешедший в ужин , я пошла  с  девочками в комнату .
На следующий день, плотно позавтракав, мы стали составлять программу нашего пребывания . На первом месте конечно был восточный базар “Чорсу”  – самое колоритное и пожалуй самое посещаемое место в городе . О восточном базаре можно рассказывать очень много , но мне кажется всё равно невозможно словами описать эту необыкновенную атмосферу и самобытность этого поистине театрального представления , где каждый продавец и покупатель играют свою , одному ему известную роль .  Мы не могли оторвать свой взгляд от этого потрясающего зрелища и обилия самых разнообразных явств .





Нас ,  одесситов, трудно удивить разнообразием овощей и фруктов , ведь на нашем  знаменитом Привозе , как говорят сами одесситы ,  “можно купить всё , кроме мамы с папой “ .  Но то,  что предстало нашему взору просто вскружило нам голову .
 К тому же тут не только продавался весь этот огородный рай,  но для того чтобы заманить покупателей ,  продавцы буквально заставляли тебя пробавать их товар , уверяя в его эксклюзивности .
Нас долго уговаривать не приходилось и мы не переставая что то жевали , сетуя на то что плотно позвтракали дома .  Феликс самым серъёзным тоном предупредил жену Филика , Свету  что завтра утром   мы  сразу после подъёма отправляемся на базар , где и позавтракаем .  Тут и там стояли огромные котлы, где на открытом огне в колосальных казанах томился плов и шурпа , издающие такой запах , что голова шла кругом .  Проходя мимо одного экзотического старика мы притормозили . Весь его облик напоминал традиционного жителя Узбекистана , начиная с его национальной одежды , включающей в себя толстый и ярко расшитый шёлковой гладью, халат  и такую же яркую тюбитейку .  У его ног стояла огромная плетённая корзина внутри которой   покрытые росписной салфеткой  лежали национальные пирожки , издающие необыкновенный аромат .  Увидев заинтересованность в наших “голодных”  глазах , дед подняв салфетку стал протягивать нам свой товар , при этом что -то бурно говоря . Феликс явно не понимая его перевёл взгляд на своего друга . Филик сказал что дед спрашивает хотим ли мы самсу   с перцем или без . Я конечно выбрала без специй , мне и так уже кружилась голова от всех ароматов , а вот Феликс  любил всё с перчинкой и выразил желание попробовать поострее . Тогда наш престарелый продавец взял самсу  и разорвав её стал сыпать во внутрь какую то специю из банки . Только тут мы с ужасом заметили , что руки его сморщенные  годами, были не совсем чистые и под длинными ногтями была грязь .  Меня чуть не вырвало от этого зрелища и я отвернулась , а вот мой “голодный”  Феликс словно не видя проблемы съел и свою перчённную самсу и мою , от которой я в силу обстоятельств твёрдо отказалась .  Мы провели в этом замечательном “ обжорном ряду ”  несколько часов и ели двигаясь от переедания , двинулись в центр города .  Ташкент поразил нас своими  достопримечательностями , которые  расположены в  основном  в Старом городе .
Это один из немногих районов сохранивший свой национальный колорит .




 Ощущение старого Ташкента живёт здесь благодоря уютным дворикам гостеприимной махалли, голубым куполам комплекса Хаст-Имам . В этой чаасти города также расположены  кварталы ремесленников , пекарни и чайханы .
 В центре города также находится площадь Независимости , бывшая резиденция князя Романова , Площадь Амира Темура со знаменитыми ташкентскими курантами , огромное количество  интересных музеев , дом -музей Сергея Есенина и Анны Ахматовой .
На следующий день Филик решил нам дать отдохнуть немного от шумного и пёстрого города и организовал поездку на природу .  Путь был долгим и не очень приятным . Дорога была ужасная и его автомобиль преклонного возраста был не очень приспособлен к местным ухабам .  Нас всё время подбрасывало и качало из стороныв сторону и через некоторое время меня посетила страшная мысль что я могу родить не доезжая до  больницы .  Но увидев в зеркало выражение моего лица , Феликс не на шутку испугался , что ему  придётся принимать роды и попросил своего друга сделать привал .  Машина остановилась и перед нашим взором раскинулась великолепная картина .  Представте себе на горизонте высокие горы со снежными вершинами , на небе светит яркое ,горячее солнце  и  огромное, белоснежное хлопковое  поле . Я никогда не видела подобной красоты и от восторга стала гладить ладонями нежные ,шелковистые лепестки .  Эта природная красота так заворожила меня , что я забыла о неудобствах , перенесённых в пути и наслаждалась прекрасной картиной.
А впереди  нас ждало ещё  одно экзотическое место . Мы приехали на ферму где разводили лошадей и верблюдов , так популярных  в этих  краях . Там нам предоставилась возможность отведать кумыс , от одного вид и запаха которого у меня вновь начался токсикоз и меня чуть не вырвало .  Филик , который очень хотел удивить нас местной экзотикой , очень расстроился от моей реакции и мне пришлось извиняться , но Феликс и тут , также как с самсой , пришёл мне на помощь и выпил двойную порцию этого напитка , издавая  при этом такие звуки как довольный кот от миски молока . 
Мы заехали довольно далеко в глубь страны и впереди уже маячила граница союзной республики Таджикистан .






 Природа не переставала  удивлять своей первозданной красотой и на этой лирической ноте  Филик вдруг признался нам ,  что ему необходимо заехать в хозяйственный  магазин ,  “скобяной”  как он его назвал , для того , чтобы купить какой то  инструмент . 
Мы проехали более ста километров и услушав его признание я немного ошалела ,  ведь дорога была ужасной и хорошо ещё что мы увидели прекрасные места и это того стоило пожалуй ,  но я  всё равно была очень удивлена .  Мне было не совсем понятно почему этот инструмент нельзя  было купить в Ташкенте , но я не стала задавать этот вопрос, боясь показаться неблагодарной .
Когда мы уставшие и голодные вернулись домой , нас ждал обильно накрытый как и накануне стол . Света подробно стала спрашивать понравилось ли нам путешествие и справилась о моём самочувствии , при этом  косо поглядывая на мужа . Я подумала, что возможно она знала о его коварных планах отвезти нас в скобяной магазин  за сотню километров .     После  довольно продолжительной прогулки , я была рада опуститься в мягкое ,уютное кресло предложенное  мне гостеприимной хозяйкой и  выпить прохладного ,ароматного фруктового напитка , которым  меня угостили заботливые дочери Филика . Также как и накануне застолье затянулось до поздна и не выдержав нагрузки я рано отправилась отдыхать.  Впереди были не меннее насыщенные экскурсиями дни и мне хотелось быть в форме и многое увидеть .
На следующее утро  только выпив по чашечке кофе  , мы как и запланировал мой муж , отправились завтракать на полюбившийся  базар  .   Нам  очень хотелось впрок насладиться этой замечательной атмосферой , которая была в этом экзотическом месте, отведать всех местных деликатесов и прикупить немного с собой в подарок детям и друзьям .
 Ещё издали заметив знакомого нам уже старика -торговца  ,я  стала тащить Феликса в другую сторону , но он не пожелал лишать себя удовольствия отведать ещё раз дедовой самсы и бодро зашагал в его сторону .  Мне ничего другого не оставалось , как следовать за мужем и сказав деду Салям алеикум ,  я  став в сторонке ждала пока Феликс утолит свой голод .





 К моему великому удовольствию , наспех проглотив только две самсы и видя что я начинаю нервничать , он пообещав деду ещё вернуться спросил о моих желаниях и мы отправились покупать  сладкие фрукты и пить свеже выжатый гранатовый сок ,  так  необходимый мне  в моём  положении .  Мы ещё несколько часов побродили по этому удивительному месту , утоляя свой голод и жажду впечатлений и накупив всяких вкусностей поехали отдыхать .  Солнце в этот осенний день палило нещадно и было впечатление , что мы находимся  в Сахаре .
 Мне постоянно хотелось пить и ноги мои неимоверно опухли .  Мне хотелось объять необъятное и эта замечательная,  несмотря ни на что поездка ,  была очень опасна для моего состояния , но я не жаловалась и наслаждалась каждой минутой .  Наши гостеприимные друзья окружали меня заботой и вниманием и постоянно справлялись о моём самочувствии , на что я со свойственным мне юмором спрашивала “ А что , я очень плохо выгляжу ?”
 Оставшиеся несколько дней мы осматривали достопримечательности города , которые  тут были в изобилии . Посетили Государственный  музей искусств , где  преставленны уникальные коллекции картин , видели экспозицию в музее прикладного искусства  -ковры , керамика , текстиль и многие другие экспонаты  созданные руками  местных умельцев .  Мы съездили в мавзолей Зангиата , где погребён один из мусульманских  святых шейх  Ай-Ходжа . Это место является одним из самых посещаемых  святых мест среди местных жителей и гостей столицы .  Все дни были насыщены приятными впечатлениями и интересной информацией .  Эта поездка оставила неизгладимые впечатления от этой азиатской республики и самобытной культуры . Но пора было возвращаться домой и готовиться к предстоящим родам .  Мы горячо поблагодарили гостеприимных хозяев за оказанный нам приём и внимание . Приехав домой и привезя с собой азиатские разносолы ,  мы собрав многочисленных друзей за обильно накрытым  столом ,   рассказывали о поездке на границу с Таджикистаном в скобяной магазин , о всех достопримечательностях которые нам довелось увидеть , ну и конечно о вкусной самсе с перцем, которая так полюбилась моему мужу . 


Рецензии