Барды нашей голубинки
В середине апреля в Усть-Сыровске хоть и солнечно, но еще прохладно, неуютно. Не пробились даже зеленые ростки на проталинах городских дворов. Снег, грязный, слежавшийся, горбится среди показавшейся прошлогодней листы.
Дамир задумчиво шагает вниз по улочке к реке. Почерневший лед еще покрывает большую часть русла, лишь у берега подтаяло. Смотреть не на что, но ноги сами сюда ведут.
Новый городской журнал, что организовали к выборам, предложил написать о нем небольшую статью. Дамир отказался. Глубоко внутри он чувствовал обиду за такое позднее признание. Как-никак в этом году у него юбилей, исполняется шестьдесят.
Недавно, на московском конкурсе городского романса, Дамир попал в число лауреатов. Было приятно. Художнику мало надо, - пару теплых слов… Увы, в родном городке событие осталось незамеченным. Ни местное телевидение, ни новостная газета не упомянули словцом. Не позвонил и горотдел культуры…
Он смотрел на речной лед, пытаясь разбавить душевную горечь воспоминаниями.
Дамира Буслаева привезли родители в Усть-Сыровск в четырехлетнем возрасте. То был советский 1962 год, когда многие уезжали на заработки, кто поднимать целину, кто валить сосны на Север. Из мордовских, чувашских, марийских деревушек приезжала молодежь испытать себя и помочь Родине.
Дамир закончил школу, а после армии устроился наладчиком станков в лесной комбинат. Начал слагать стихи. Тогда же стали появляться его первые песни под гитару.
Многие тогда пели. Незабываемые советские ВИА… В 80-е свет идеалов начал тускнеть. Точнее, просели не ценности, а возможность людей им соответствовать. Выше головы не прыгнешь. Идеи одно, а человек – слаб, живет для себя…И общечеловеческое – доброта, труд, желание быть полезным – медленно запрятывалось куда-то вглубь души…
Дамир ухитрялся писать на работе, в цеху. Дома, к тому времени, уже требовал внимания ребенок. Посещал кружок авторской песни, издал брошюрку стихов. Конечно, хотелось петь на больших сценах, с оркестром. Не хватало мастерства. Обычный рабочий, без музыкального образования.
Во-вторых, пришли 90-е, запросы изменились. Так, во всяком случае, утверждал Его Величество Телевизор. Бандитский передел, разгул ресторанной пены, попса и шансон. Простые, человечные песни Дамира оказались не востребованы новой эпохой. Вскоре родился второй ребенок и нужно было зарабатывать на семью…
Усть-Сыровск, к тому времени, испытывал трудности, как и многие городки российской глубинки. В прошлом это было скромное поселение, окруженное тайгой и болотами. Позже в крае нашли нефть, и город сделали административным центром. С эпохой рынка нефть стали качать безбожно. Но весь барыш уходил в Москву. Усть-Сыровску достался лишь новый банк и несколько особняков «новых русских».
Понятие «провинциальный город» теперь определяют не по уровню культуры. Интернет всех уравнял. Всем стали рулить деньги. Усть-Сыровск так и остался бедным городком большого, сытого государства.
Молодые тут скучали, но зрелые горожане устраивались. И прогуливались после работы по зеленым улицам. Пятьсот метров от мэрии - и ты на берегу Сырой, где можно посидеть с удочкой на месте бывшего причала.
Когда-то сюда ссылали бунтовщиков и раскольников. Были здесь и пленные французы войска наполеонова. Выделили им два барака у реки, дали зимнюю одежду. А через два года и вовсе отпустили домой. Поросли те места борщевиком. Сейчас там деревянные избы утопают в овражной грязи. А местечко, иронизируя на своей жизнью, усть-сыровцы назвали «Парижем»…
При всем уважении к городу, Дамир испытывал к нему долю иронии. Но горожан уважал. Часто бродил по городским улицам с фотоаппаратом. На его снимках проявлялись солнечные пятна на стенах домов, тени дерев на снегу, уголки дворов. Но, по сути, получался обобщенный образ небольшого северного городка. Жителей таких городов назвали в Кремле «глубинным» народом. Ну, а интернет-шутники тут же переделали народ в «голубиный».
Честно говоря, Дамир завидовал поэтам. Им для самовыражения требовалось лишь перо с бумагой. Музыканту сложней. Бардовская песня под простенькую гитару уже потеряла популярность. А современной песне нужны инструменты, студия записи. Нужны красивые аранжировки. Где все добыть на свою зарплату?
Лишь к пятидесяти годам, экономя на всем, удалось ему довести несколько песен до «товарного вида». Разместил в интернете. Но сомнения не отпускали. Его песни о доброте, труде, о родных полях и лесах собирали мало просмотров. В то же время, Черный Туз, барный репер Усть-Сыровска, имел успех. Дамир посмотрел пару роликов этого «менестреля». Дорогостоящие, яркие клипы… Но – содержание?
Вот отрывки из песен Дамира:
…Рассекает небо тонкая полоска,
заколдует север красотой неброской.
Где, поскольку наперед бедой оплачено,
по-людски нам жить, ушедшими назначено»
или так:
«Послушна пряжа, невесома, как дымок.
Дымок родного очага в рассветный час.
В нем запах пажити проселочных дорог,
в нем запах Родины мне слышится сейчас…»
«Черный Туз», кавказский осетин, приехал в Усть-Сыровск помогать местным шашлычникам. Рыночная экономика набирала вес, как и помутнение духа российского. Туз окреп, познакомился с местными завсегдатаями ночного бара «Расслабон». А потом и сам вышел на сцену со своим криминальным рэпом.
Разгоряченным алкоголем парням это нравилось. Ди-джеи поддержали. Туз построил свой мрачный сценический образ – небритый мужик в черном плаще с капюшоном. С черепом в руке. Тексты – уголовщина, пацанский хип-хоп, матерщина. Тематика – лагерная, бандитская.
«Усть-Сыровск, тайга-град, мы одиноки,
колючая проволока, зоны, остроги…»
Еще – так:
«Северный мрак, город вонючего дыма,
впорол мухомор, черным маслом картина…»
Или так:
«Крутые терки, партаки, наколки,
овраги, сугробы, кровавые волки,
была не была, бомбим того осла,
местный гоп-стоп, такие дела…»
Казалось бы, разница в подходе к песне огромная. У Дамира – красивая музыка, замечательные слова, исполнители, участие в конкурсах. К примеру, на фестивале патриотической песни Дамир стал обладателем приза «За одухотворенность и лиризм».
У Черного Туза – пьяные слушатели бара, низкий утробный голос, невыразительная музыка и грубые "текстЫ"… Словом, нельзя и сравнивать. Тем не менее, количество подписчиков Туза в Контакте достигло 300 тысяч. У Дамира в тысячу раз меньше! Всего 290 подписчиков, 170 друзей. Почему так?
В своем единственном интервью местной газете Дамир признался: «Строго отношусь к своему творчеству. Хочу, чтобы родным, друзьям не было за меня стыдно».
Беседовал с корреспондентом и Черный Туз. «Ни к чему не призываю. Мои тексты – историческая хроника. Ведь сажали раньше? А мрачность… Мне нравится негатив. Говорю о темном в жизни. Запретное притягивает. Но выбор пусть делает сам слушатель…»
В какой-то мере Туз прав. Закон не нарушает, прямой пропаганды его тексты не несут. Пить, колоться, слушать ту или иную музыку – свободный выбор… Все равно, что продавать водку в магазинах. Захотел черный рэпер площадку побольше. Пришел в мэрию. Только вот не поняли его в Усть-Сыровске. Не дали концертный зал. Потому и укатил Черный Туз на Урал, где, говорят, больше бунтарского духа.
Кстати, оказалось, осетин был женат и даже имел детей. В том же интервью он признавался: «Я употреблял наркотики. Бросил. И в процессе воспитания сына смотрю на его окружение. Это важно…» Выходит, о своих детях он думает. А о чужих? Тех, кто смотрит и лайкает его мерзкие видео?
Обычная душонка торгаша. Такой и водку продаст ребенку, и наркоту подросткам. Моральная сторона вопроса не для него. Он делает бизнес.
Кстати, Усть-Сыровск - город вовсе не криминальный. И разве виноваты его жители, что советские спецслужбы соорудили здесь лагерь? Сам местный народ скромен, трудолюбив. И людям обидно, что про них поют такое. Усть-Сыровск и медаль имеет за труд. Но Туза это не интересовало.
Получается, дело не в том, что его творчество – не искусство. Даже как развлекательный контент такие песни чужды Северу. Грубый развязный мачо в черных очках ему не органичен. Здесь живут другие люди. Да, сюда ссылали. Но современный Север стыдится этого и жалеет о жертвах.
Север – это труд, взаимовыручка, сильный характер. Черный Туз уехал из Усть-Сыровска, не принявшего его тюремных творений. А Дамир Буслаев остался. Он тоже приезжий, но уже свой. Его песни слушают нормальные люди. Сеять доброе, вечное – нелегко. Поднимать человека, поддерживать его – гораздо трудней, чем служить низкому в душе.
Дамир часто приходит на берег. До поздней осени бродит со своим старым спиннингом. И те несколько рыбех, что попадаются на блесну, отдает рыбакам, оставшимся без улова.
Иногда размышляет о реке, как о символе, образе времени, которое, как известно, «течет, изменяясь». Вспоминает и публикацию о магии реки, как субстанции, используемой волшебниками в качестве природной силы.
К примеру, надо остановиться на середине моста спиной к потоку воды. И смотря вслед течению, отпустить пережитое. То есть, представить, что все негативное из тебя уносит вода. Потом развернуться навстречу потоку и, встречая его взглядом, призвать новое и необходимое душе.
«Попробовать, что ли?» Пройдет лед по реке и снова наведут понтонный мост к Заречью. Настоящий мост Усть-Сыровск пока не заслужил. Нет денег, говорят. Хотя, за ту нефть, что выкачали для Москвы, можно было и выстроить приличный мост. А в Заречье построить джаз-клуб, на сцене которого дадут пять минут и бардовскому исполнителю.
Свидетельство о публикации №223050200554