Собачий рай

Смесь событий. Смесь времен… Кусочки жизни – как в калейдоскопе разноцветные осколки. Память пролистывает вслед за пальцами пожелтевшую от лет простую школьную тетрадь - дневник из прошлого; проматывает листки частиц судьбы, словно плёнку старого, старого фильма…

Серка пропал…

Больше года, как его нет наяву. Но он по-прежнему является мне в повторяющихся снах, где мы вместе. И в этих - рвущих душу ночах, теряю его снова и снова…

Я теряю верного друга на каких-то забитых людьми полустанках, теряю в переполненных вагонах несуществующих электричек; оставляю одного на перронах неизвестных призрачных станций, откуда меня уносят грохочущие поезда. Он мечется в отчаянии и остаётся совсем один - растерянный, оттеснённый равнодушной толпою от меня. Мне снится, что Серый - где-то там… - где лес… - но не тот!.. - не наш… - чужой. Во всех снах он ищет меня и ищет наш дом. А безжалостные поезда до бесконечности мчат меня в неизвестность - всё дальше и дальше от преданного верного друга! Не знаю, куда еду в несуществующих поездах, - куда спешу? Зачем уезжаю?!.. Но отчётливо неизменно понимаю, кого потеряла и, кого ищу ночь за ночь в новом тяжёлом сне, ибо наяву моего Серки нет.

Сейчас думаю: «Может, во сне еду домой?!..». – Только, - куда? Где тот дом, в который уезжаю опять одна - без него?!.. Не просыпаясь, - во сне, раз за разом понимаю: «Я сплю! И мои поиски – это только сон!». Во сне, в сотый раз, спохватываюсь: «Серого давно нет! Он - потерялся! Мой верный друг давно погиб от руки человека, которого, вероятно прекрасно знаю. Убийца моего преданного друга по-прежнему смотрит мне в глаза, здоровается, проходит мимо, улыбается, разговаривает, а когда поворачиваюсь спиной, - шипит, как змея, ненавидя. - За что?! Из зависти?!..

Я не ищу того, кто убил друга – изранил моё сердце, растоптал веру, изранил душу. С годами, чем больше узнаю людей, тем больше доверяю собакам. Всё чаще боюсь оскорбить собаку словом «собака». Это слово давно нужно поменять на слово «человек». И, если хочешь оскорбить пса, назови его «человеком». Всё больше убеждаюсь: хуже зверя, чем человек нет. Опять же, говоря «зверь», оскорбляю весь мир лесных обитателей – зверей, чего те не заслужили. Лесной зверь по изощрённому зверству рядом не стоит с человеком. Лесные звери, собаки незаслуженно оскорблены человеком их же именами. Думаю порой, если решу оскорбить человека, то назову его «человеком», только не - «собакой» и не «зверем»! – Назвать человека собакой, - равносильно незаслуженной похвале.

В снах, с разрывающейся от боли душою, выскакиваю на ближайшей остановке: ищу, зову, плачу, кричу, но не нахожу его. Все ценности материального мира стали ничем. Душа рвётся в лоскутья от горя потери и тревоги за душу верного друга. Чувствую, как ему одиноко и страшно там – в ином мире, где меня нет. Он растерян и не может вернуться домой. Он - беззащитен, стар и глух; у него болят натруженные таёжными трудами лапы и жизнь срослась со мной. Ему плохо среди бетона бездушных потусторонних городов. Кожа его лап не привыкла к асфальту дорог и перронов; ноги тоскуют о тверди лесных троп, рвутся к мягкому мху болот.

Ночь за ночью мучительно ищу Серого во снах. Давно не надеюсь вернуть друга, понимая, что пса нет в нашем мире и всё же, взываю к чуду. Теперь хочу лишь помочь найти ему дорогу в родные небеса – в собачий рай, про который мы говорим, чтоб уменьшить собственную боль от безвозвратной потери. Постоянно ощущаю вину за бессилие помочь собачьей душе обрести покой. Понимаю: там - за чертой смерти, он ищет меня и дорогу в знакомый – в наш лес. И не понимает, почему остался один, куда исчезла хозяйка, почему вокруг всё чужое – незнакомое, отталкивающее, а объяснить, успокоить, погладить по холодным ушам, - некому.

Порой думаю, надеясь: «Может, Бог помогает не только людским душам обрести покой после смерти, но и собачьим?..». - Так хочется поверить, что Всевышний не бросает души наших верных друзей – наших псов, кошек?!.. Сложно убедить себя простить людей за всех тех, кого не смогла уберечь от их зла, алчности, зависти, несмотря на порванные жилы, исхлёстанную болью душу. «Почему человек не имеет сил, способностей, чтоб изменить рок, стать сильнее себя самого и их – «обычных» людей - соседей, односельчан?!..». Знаю, что не всё в моей власти, но от понимания легче никогда не становится.

Сменялись зимы и вёсны. С годами сны ушли за грань прошлого. Брезентовый поводок Серки висел на сосне в тайге возле нашего балагана, пока не исчез, рассыпавшись в пыль. Пыль ветрами рассеялась по лесу. Крохотные лоскутки ткани полёвки растащили на гнёзда. За годы у меня не хватило сил снять или куда-то убрать Серкин поводок. - Всё, где-то надеялась, что душа Серого, вернувшись, поймёт, что его помнят, не забывают и ждут. Местные жители тайги, в прошлом, традиционно не выбрасывали, не сжигали вещи ушедших в иной мир, а уносили дальше в лес, развешивая по деревьям, полагая, что души ими пользуются в иных реалиях. Так поступила и я.

В тайгу ходила с другими лайками. Однажды, среди ночи внезапно проснулась, почувствовав, как резко распахнулась брезентовая дверь балагана. В лесное жильё, из ночного тёмного леса, ворвалась собака. Она с ходу прыгнула ко мне на постель – на меня. - Это был Серый! Пёс стал крутиться кругами у меня на груди, на ногах, как делают все лайки, привычно укладываясь спать в лесу. Страха не почувствовала. Поняла, - рядом со мной сейчас воплощённая душа моего давно пропавшего пса. Очевидно, Серка привычно забежал переночевать в палатку и поэтому, не раздумывая, прыгнул на спальник, так-как давно тут жил, отыскав путь домой – в родной – в наш лес, в наше таёжное жильё. Прежде, в реальной жизни, он часто сбегал с села и жил тут один, охотясь, по нескольку суток.

Пёс (Дух!) не казался слабым. Только, как поняла, - в его новой воплощённой иной жизни, сейчас, в палатке, меня не существовало. Серый не видел меня! Поэтому и прыгнул на меня – на спальник, в котором спала, а теперь, проснувшись, лежала не дыша, наблюдая, радовалась, молча. В его мире оставались привычные вещи. - Так же лежала поверх нар кошма и спальник хозяйки; стоял самодельный стол, ржавела печь. Серка жил в ином мире – он жил в собачьем раю, а я нынешняя осталась в реальности нашего восприятия – в этом мире. Возможно, - другая я жила и там, - в той иной реальности одновременно. Или… - позже, приду туда, когда придёт предначертанный день и встречусь опять. Только думаю, - как со всеми встречусь?.. – ведь ушедших моих хвостатых наберётся уже на хорошую собачью упряжку…

Помню, - не шевелилась, боясь спугнуть. Явственно чувствовала его реальную тяжесть. Пёс не виделся бесплотным фантомом. Он – весил, имел лапы и шерсть, уши, голову. Я одновременно видела пса в деталях, в цвете и не видела его. Не знаю, как объяснить словами непривычное вИдение другого ирреального бытия, где есть всё и нет ничего одновременно, где не говоря, говоришь; где не слыша, слушаешь и слышишь. Точно знаю одно: ко мне явился не лесной призрак или леший – хозяин тайги, - в палатку забежал пропавший настоящий – мой Серый.

Несомненно, пёс находился в другом параллельном пространстве. И два реально существующих мира пересеклись во времени, в пространстве здесь и в этот самый миг. В новой жизни лайки шумел таёжный лес; лежал на нарах мой спальник. В этот миг мы жили в одном времени, в тайге, но независимо друг от друга. – Если я тоже там жила, то какая?.. Стало ясно, что мой верный пёс нашёл дорогу домой, ту, что долго искал, скитаясь на чужих перронах, чужих холодных вокзалах. Вернулся его дух именно сюда – в тайгу, где мы жили счастливо. Раньше, до гибели, он сбегал сюда и один. Лайку – потомка волка в четвёртом колене, непреодолимо манил лес, тяготила суматоха даже села.

Сомнений не оставалось: мой друг постоянно спит на моём спальнике, набегавшись вволю по тайге, как делал раньше при жизни реальной. Не хотелось вновь расставаться. Хотелось продлить этот странный миг необычной мистической и одновременно реальной встречи после многих непростых лет. Лежала и радовалась, что душа собаки нашла покой. - Пусть даже не со мной, а я без него. Но главное: - пёс был счастлив в своём новом бытие.

Тогда лежала, не дыша, боялась спугнуть, не шевелилась под тяжестью невидимого. Только внезапно душа пса почувствовала меня –человека! Ему неудобно было лежать на мне. - Может, - услышал стук сердца? Дыхания?.. Только Серый резко вскочил и стремительно спрыгнул с нар; вмиг умчался обратно в ночную тайгу. А я, успокоившись, радовалась: «В другой жизни мой друг силён и ловок. Он нашёл свой рай – свой собачий настоящий Рай».

Душа пса исчезла в ночи. А я по-прежнему оставалась  в спальнике, пропахшем хвоей, и думала, как многого не знаю. В печи потрескивали дрова. Те же сосны качали ветвями за брезентовыми стенами палатки. Они только заметно подросли за годы разлуки. Серый жив! Он – жил! Пусть даже в ином, - непонятном мне мире. Он сейчас там, где встаёт солнце, и светят ночами звёзды. Мой верный пёс счастлив, и это главное. После долгих скитаний Серка нашёл свой Рай. И Рай – это наша обычная тайга. - Не знаю, встретимся ли мы вновь наяву?

Затем появились другие лайки, которые тоже ушли. Их также  искала во снах. Но наяву не встречала. Бим пропал без вести. Вайту застрелили. Дружка умер от старости. Вайту нашла вместе с двумя убитыми собаками. Их выбросили в лес прямо напротив православного креста, призванного охранять село от зла. Тела собак лежали грудой - смороженные. Вайта лежал сверху. Глаза открыты. В боку торчал красный шприц, какими «отстреливали» массово собак в таёжном селе, якобы бездомных, а в реальности – хозяйских, ухоженных. Хотела похоронить. Пыталась оттащить, отодрать от тел других собак. Снег не стаял. Закопать не представлялось возможным. После майских метелей, когда потеплело, пришла вновь, чтоб достойно похоронить друга. Над телами убитых людьми собак стоял огромный медведь. Он только что поднялся от спячки и пришёл подкрепиться тем, что предоставили ему человеки. Увидев меня и Дружка, нехотя ушел по весеннему насту в лес.

К лету от Вайты осталась косточка. Закопала летом её под кедром.

Дружка прожил 18-ть лет. Похоронили его под ивовым кустиком, где уже лежала кошка Муська, прожившая с нами 13-ть лет. Жили до них Верный 1, Верный 2, Лайка, Каштанка, Найда, Стрелка… и всех не перечислить. Помню их по именам, а вот людей - не могу вспомнить. Могу забыть через секунду, лишь отвернусь, словно никогда не видела и не знала прежде. При этом все поражаются, как помню бесчисленные детали иной информации – сотнями тысяч терминов и прочего!..


Сменяются годы. А над кромкою уснувшей тайги по-прежнему восходит красновато-оранжевая звезда. Говорят, - это планета Марс!.. Разве можно поверить, что невзрачная точка – целый незнакомый нам мир?!.. - Только почему явственно помнится всё?!.. - Стоит прикрыть глаза, как слышится шум леса, и вновь лицо касается ночная прохлада, рука крепко сжимает ружьё, а на краю живописного лога, не слыша моих шагов, всё так же сидит серый пёс. Он слышит то, что неведомо мне. Но вот в чём беда! - я-то не слышу этого!..

***

Четверг, 3 ноября 2022 г.. Опять работаю над текстом, меняю, добавляю, исходя из событий в семье, в селе, в стране, в мире. А за окном падает, падает снег. Его долго ждала сибирская земля. Снег укрывает тайгу, всходы, сохраняет растения лесные и наши-огородные, защищает природу от грядущих холодов земных и людских. По телевизору сводки с фронта, все бряцают оружием – ракетами, ядерным; кругом проводят масштабные военные учения. Интернет глючит, исчезают файлы-простые, текстовые...




Ключевые слова.
Уральский регион, Западная Сибирь, животный мир северной тайги, тайга, Крайний Север, Югра, Берёзовский район, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Сибирь, Урал. Лес, природа, охота, лайки, западносибирские лайки, собаки, избушка, зимовье, легенды, охотничьи были, таёжные рассказы, хищник, зверь, кедр, природа, охота, путешествия, мистика, птицы, утро, красота, пёс, собака, осень, охотничьи собаки, потеря, гибель, прощание, вечность, ночь, охотник, ночевка в тайге, Марс, звёзды, Рай, Дух, душа, друг, верность, смерть, гибель, потеря, боль.

Анонс.
Северная тайга. Не забывается годами трагическая гибель верного друга - охотничьего пса. И встреча с душой пропавшей лайки в таёжном урмане меняет взгляды на мироустройство. Невыдуманная таёжная быль.

Фото автора рассказа.На фото: Серый в тайге. Западная Сибирь, Крайний Север, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, Тюменская область, Берёзовский район, тайга, северная тайга, природа, лайка.

Рассказы, очерки о природе, жизни Крайнего Севера Западной Сибири, Югры.
Таежный  женский дневник.

Собачий рай


Рецензии
Сильный рассказ, Таня - явственно представил твоего Серку и своих псов вспомнил: у нас их было всего два. Рагдай, которого я спас от отстрела бродячих собак в городе Изяславе на Украине, и Пижон на Дальнем Востоке, который с отцом ходил на охоту... Увы, это всё, что мы себе смогли позволить из-за частых переездов по гарнизонам...

с Теплом, ВВЧ.

Полковник Чечель   21.11.2023 17:10     Заявить о нарушении
Добрый вечер, В.В.Ч.!
Мне порой сложно читать без слёз свои же рассказы. Та история переживалась тяжело многие годы. Лишь сейчас осталась в прошлом, а потери регулярны и не восполнимы. Гибель собак, кошек - членов семьи, воспринимается крайне болезненно. Лишь долгие годы блокируют боль и память. О том Вам известно тоже, оттого и понимаете меня, мои слова, о чём и о ком, зачем пишу. Я с детства всегда мечтала о собаке. И лишь приехали на Север, первым делом взяли двух щенков, после чего лайки со мной неизменно. И никогда о том не жалела. Лишь больно терять и оттого постоянен за них страх, что убьют, украдут, случайно, не случайно погибнут.
Сейчас вышла в Интернет, пришли с реки, наелись. Спят по своим коврикам, набегавшись. Утром поднимают вместо будильника. - заскакивают на постель, выкапывают из- под одеяла, весят больше, чем я!..
Спасибо огромное! И дай вам, Бог, сил!

Татьяна Немшанова   21.11.2023 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.