Таёжные думы

4 СЕНТЯБРЯ 2007 года. ВЕЧЕР.

Почему так неожиданно подступила тоска? - словно из ниоткуда. И сердце сжимается. - Странное ощущение: тревожное и одновременно какое-то возвышенное. Только что пришла в далёкое таёжное жилище с села. У нас принято именовать такие строения просто - балаганом. И неважно из чего смастерено. Оно с печкой, крышей, стенами, спальником и уютом настоящего дома. Здесь есть всё необходимое для сна и жизни.

Прилегла на секунду отдохнуть. И вдруг, резко, без видимых причин, сердце сжалось в тревоге, словно в этот миг кто-то думает обо мне и чьи-то мысли долетели издалека. - Долетела чья-то грусть, чья-то печаль, - не моя. Беру телефон, а там… - пропущенный звонок. - Как порой хочется услышать голос родного человека! - просто голос. Иногда двух простых слов достаточно, чтоб изменить мир вокруг и настроение. ТемнАет! -Дело к ночи.

Фонарик подвесила на проволоку к потолку палатки. Включила. На свет летит мошка. Её много, - очень много! Крепко досаждает. Сильно кусается. Забивается под одежду и кусает там. Зажгла антикомарийную спираль – зеленую, поставила - в металлическую чашку. - Дым чадит и мешает, но только не мошке, а мне. Совсем стемнело. Тайга уснула.

НОЧЬ.

Плейер - на батарейках. В ушах - наушники. Играет музыка. Здесь, ночью, - в глуши леса звук мелодии необыкновенно чистый - особенный. Днем – помехи, всякие шумы и подшумки, искажения. Ощущение: фантастика! Звук здесь - чистейший! – Это особое свойство воздуха холодной осенней ночи. Село далеко, оттого нет помех. Аналогичное свойство у геологической рации из далёких советских времён. Она хорошо работала холодными ночами, и плохо – с трескотнёй - днём. В селении помехи идут от дизелей, электростанции, холодильников, телевизоров и от людей. Звук мелодии песен в ночной тайге сравнимо с лекарством. Он проникает до глубин души, излечивая, рождая особую эйфорию, подобен адреналину. – Петь, летать, танцевать хочется!

Красный огонёк тлеющей антикомарийной спиральки отражается стенками старой эмали совсем древней чашки. Чашка - ещё с далёких советских времён живёт в палатке и исправно служит мне. – Так просто и так красиво! Жаль, - печь притухла! Вставать с тепла постели, подкидывать дрова не хочется. - Накрываюсь лишь плотнее одеялом, подтыкаю с боков.

И опять, где-то в глубинах меня, зашевелилась печаль. Стараюсь не подпускать тоску, не вспоминать, забыть плохое. Только в ночные часы после дневных забот, в тишине таёжного леса, вспоминается часто именно плохое. И оно бесконечно: то одно, то другое. А днями, за заботами, всё забывается. - Музыкой и лесом здесь, вдали от человечества, боль души через воспоминания врачуется. Время - оно бесконечно и одновременно конечно для каждого в отдельности из нас. Только память способна все жизненные события, встречи, потери, соединить в один миг воедино тут. Лишь она может собрать фрагменты, куски прошлого в настоящее в целое. А за брезентовыми стенами - ветер и ночь.

Стены… - всего-то в миллиметры толщиной! А за ними, внутри, - тепло, светло, играет музыка, - уютно и спокойно. Только достает мошка и от дыма спирали режет глаза. Запах неприятен, но приходится терпеть. Мошка не столь кусает, сколько досаждает: летает, пытается садиться на лицо, веки, нос, губы. Дым её немного отпугивает.

Рука устала и болит. Приходится правую руку разгибать левой рукой - разгибать пальцы. Их стягивает от перенапряжения дневного труда. Укушенный вчера мошкой глаз болит, - столь силён яд крохотного кровопивца! Ношу в лес с собой на всякий случай антигистаминные препараты. Укусы мокреца особо аллергичны и болючи. Опухоль, отёк, долго не проходит. Позже появляются язвы, словно от оспы. Они не заживают месяцами, оставляют шрамы. Мокрец - тот еще хуже! Он мельче. Почти невидим. А от укуса боль сильная! Опухают лицо, руки, веко совсем может закрыться, а губу от яда - раздуть на несколько суток. В момент самого укуса боль не чувствуется; обнаруживаешь укус лишь спустя минуты, когда опухоль уплотняется, растёт, появляется боль, жжение и дикий зуд.

- Ветер гудит. Двое суток почти не стихает. Веко болит. - Нужно смазать тетрациклиновый мазью, чтоб не было заражения. Откидываю брезентовый полог входа в палатку. Выхожу в ночь леса. Обступившая разом со всех сторон темнота, гул ветра, черные силуэты сосен – те, что днем радовали, теперь пугают ночной неуютностью. Хочется скорее вернуться под защиту тряпичных стен лесного дома, где светит фонарик, где огонь в печи говорит; тепло, нет ветра и тьмы; где постель, спальники с ворохом одеял, подушечек и подушек. - Тёплое одеяло, сшито тут же, из старого полушубка, из овечьей шкуры... - Поражаюсь, как мало человеку надо! - Набор, столь непримечательных, и денег не стоящих вещей, создаёт ощущение надежности, защиты - иллюзию благополучия, достатка.

- Что человеку нужно?.. – защита от холода, ветра, зноя, ночи и лиха, спровоцированного человечеством, - даже не дикой природой. Аналогично, - когда идешь сутками в тайге стоит развести костер, натянуть кусок полиэтилена от дождя, притулиться спиной к стволу кедра, - сразу ощущаешь защиту настоящего жилья. - Пусть даже крышей служит ночное небо с бесчисленными искрами звезд! - Простое убежище из палок, веток… – вот и дом от ветра, снега, дождя и тьмы таёжной ночи готов! Так и зверушки на ночь готовят себе лежанку во мху, где-нибудь под сосною, вывернутым корчем, или копают норы, берлоги; птицы - строят гнёзда из трав; белки мастерят тёплое гайно – домик из веточек, в котором тепло даже в морозы сибирского севера.
- Завтра – новый день! Что только не думается в ночной тайге?!.. – пора и спать!

Фото автора.На фото: Крайний Север Югры. Север Западной Сибири. Осень в тайге. Югра. Берёзовский район. Ханты-Мансийский автономный округ. Тюменская область. Восточный склон Приполярного Урала. 15 октября 2011- ого года. Закат солнца. Кедры. Ненецкая лайка Дружок.

Очерки. Дневниковые записи в тайге Сибири.

Ключевые слова: Северная тайга, Крайний Север, Югра, ХМАО, Западная Сибирь, Зауралье, Приполярье. Лес, природа, балаган, палатка, охота, путешествие. Ночь. день в тайге, мысли, думы, сумерки, ветер, музыка, Крайний Север Югры, Север Западной Сибири, Осень в тайге, Берёзовский район. Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Восточный склон Приполярного Урала, октябрь, 2011 год.

Таёжные думы.

Анонс: в северной тайге.


Рецензии
ДА, Татьяна - во время ночёвок в тайге или на море, особенно если один, о чём только не передумаешь. У меня очень сильные мысли и ощущения остались, когда в сильный шторм при полной ЛУНЕ шли с другом на яхте. Друг Миша капитан вертолётчик дрых без задних ног, уставший, в кубрике, а я сверху на палубе у руля, с волны на волну... Моя очередь была стоять "собачью вахту"... Хорошо, ветер держался стабильный и попутный, не требовал работы с парусами... У МЕНЯ было чувство, что я один остался на планете и плыву (иду) сам не знаю - куда?

С теплом, ВВЧ.

Полковник Чечель   04.05.2023 17:24     Заявить о нарушении
Дорогой В.В.!
Волею судьбы мы с Вами шли аналогичными путями. Мыслим одинаково. Ценности одни. Только стихии несколько отличны. Вам Бог дал Небо, а мне Землю.
Вы глубинно чувствуете то, о чём пишу и о чём молчу, ибо сами через это прошли. Боялась, что не смогу вернуться в лес. По началу, осенью этой даже на реке чувствовала пустоту, лишь ветер налетал. Но по-немногу восстанавливаюсь. В апреле уходила к себе. Два дня туда, два обратно и неделя там. Планировала две недели, но подступила тоска, дольше не смола пока, а прежде месяц пролетал незаметно.
Вы превосходно описали ощущения. Аналогичное испытывается в одиночестве порой и в тайге. Многие ведь и дня одни не могут!.. А луну, волны, Вашу яхту и Вас, Ваши глаза, увидела, как реальность.
Спасибо огромное!
С теплом неугасимым!
Тулпарнемшан.

Татьяна Немшанова   04.05.2023 17:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.