Семья в голове

-Доктор, скажите мне честно, у меня есть шанс вылечиться?
Сидя в кабинете у доктора, мужчина был доведен до крайности. Его жизнь разваливалась на части из за диагноза. Он сменил уже третьего лечащего врача. Потому что с ними, у него не было никакого прогресса.
-Шанс есть всегда. Но вы должны понимать, что с вашим расстройством потребуется много усилий. А вы, уж извините, выглядите так, словно ваши силы уже иссякли.
-Я просто уже устал с этим бороться! Моя жизнь превратилась в кошмар! Просто чудовищный кошмар! И он все никак не закончится! Я просто хочу спокойно жить, без всего этого!...
Мужчина схватился руками за голову и несколько раз глубоко вдохнул.
-Простите. Простите, что сорвался. Простите…
-Ничего страшного. Я понимаю, что вам приходится трудно. Понимаю, как вам сложно. Значит, ваше состояние только ухудшилось?
-Да.
-Какие препараты вы принимаете сейчас?
-Оланзапин, арипипразол.
-Стандартные. Знаете, я берусь вас лечить.
-Правда?
-Конечно. Тем более, что вы не первый человек с диссоциативным расстройством в моей практике.

Они продолжили беседу. Врачу необходимо было узнать еще несколько важных вещей, прежде чем предпринимать что- либо. Василий Григорьевич был психотерапевтом с солидным стажем и многое видел за свою практику.
И после трех сеансов он все больше понимал, что пока Александр будет так настроен по отношению к самому себе и своим личностям, то он вряд ли сможет ощутимо помочь.
К тому же мужчина жил один. У него не было семьи. Не было друзей. Те не могли ( а может быть и не хотели) общаться с ним из за его диагноза. В общем, у него не было никакой поддержки, что очень плохо. С этим трудно справляться в одиночку.
Василий Григорьевич и Александр Михайлович проделывали огромную работу. Мало по малу восстанавливали картины прошлого. Новый лечащий врач действительно был лучше предыдущих, но процесс все равно был не быстрый.
В один момент мужчина спросил:
-А как много ваших пациентов с моим расстройством излечились полностью?
-Полное выздоровление-это не те слова, которые можно употребить в данной ситуации. Всегда существует шанс, что личность снова распадется. Но большая часть из моих пациентов были близки именно к полному выздоровлению.
-А оставшаяся часть?
-О-о-о, эту часть составляет один очень интересный человек.
-Да?
-Да.
-А чем же он так интересен?
-Она. Она всю свою жизнь воспринимала свои личности, как нечто хорошее.
-В смысле?
-У нее не было никого из родных, поэтому она искала поддержку  как раз у своих личностей. Они стали для нее всем: родными, друзьями, защитниками. Стали поддержкой.
-Разве такое возможно?!
-А почему нет? Сумев договориться, она стала  жить очень даже неплохой жизнью.
-Стоп. Стоп. Не захотела избавиться от них!? Почему!?
-Она сказала, что для нее это будет равносильно тому, чтобы собственноручно убить собственную семью.
-Семью?
-Да.
-Семью… Как ее зовут?

Ее звали Любовь. Красивое.Но в ее можно было называть и еще несколькими именами. Она могла быть и невозможно милой, жизнерадостной пятнадцатилетней девушкой по имени Настя. И маленькой глухо-немой  девочкой Зиной. Могла стать молодым человеком Юрием и начать вести себя, как мужчина. Или Катей, своей агрессивной, злобной и очень вспыльчивой ровесницей.
Ее жизнь действительно наладилась с недавних пор. Все ее личности действовали заодно с ней, потому что не хотели умирать, а хотели жить. Любовь была писательницей. Ее книги пользовались популярностью. Женщина писала не фантастику или детективы. Она писала о своей жизни. Писала правду. И эта правда была лучше любой выдумки.
С Василием Григорьевичем Люба была знакома давно. И хотя, он все же был против того, что она не хочет лечиться, с ним у нее были теплые отношения. Он был намного старше ее, и поэтому она воспринимала, как отца, которого у нее никогда не было.
Ее не слишком удивила просьба одного из его пациентов поговорить. Любовь прекрасно понимала его. Поначалу ей самой было трудно жить с этим. И она не отказала ему. Это же не трудно для нее.

Была пятница. Александр сидел за столиком и ждал ее. Он был напряжен и взволнован. Мужчина боялся, что что-то может пойти не так. Его опасения были и напрасны и не напрасны одновременно.
Хлопнула дверь. Он поднял голову и увидел ее. Любовь Игнатьевна не была красавицей. Ее внешность можно было назвать обычной, но не заурядной. Высокая, с неплохой талией. Ее ноги были немного кривыми, но этот недостаток скрывали широкие штаны.  Русые волосы, заплетенные в косу, немного вились. На мужчину смотрели карие глаза.
«На фотографии она выглядела хуже.»
-Здравствуйте.
-Здравствуйте, приятно познакомиться с вами, Александр.
-Мне тоже.
Они немного поговорили об обычном. Кому сколько лет, кто кем работает и так далее.
Но  женщине было понятно, зачем  он пришел сюда. Понимала, как никто другой. Их объединяло это расстройство.
-Скажите, а  зачем вы хотели со мной поговорить?
-Честно, мне было интересно… Нет, я просто искренне не понимал, почему вы не хотите лечиться, если можете? Почему называете свои личности- семьей? Я не понимаю этого.
-Предсказуемо. Но я могу понять ваше замешательство. Скажите, а на сколько благополучна была ваша семья?
-Что?
-Знаю, вопрос немного не уместный, но как к вам относились родители?
-Моя мать умерла, когда мне было шесть, а отец… отец был со мной невероятно холоден. Для него я был лишь обузой, которую не бросишь. Мне было очень плохо. А когда выяснилось, что у меня раздвоение личности, то стало еще хуже. Он просто возненавидел меня за это.
-Но, при этом вам не приходилось жить на улице или голодать, страдать от побоев?
-Нет… Зачем вы это спрашиваете?
Женщина на секунду опустила глаза.
-Хотя нас объединяет общий диагноз, но все таки мы отличаем. И сильно. Мы не можем понять друг друга, потому что жили по разному. Только узнав чужую историю в целом, можно понять человека. Вы ведь никуда не спешите?
-Нет.
-Тогда, вы готовы слушать? По-другому, вы ничего не поймете.
-Конечно.
Александр замолчал, смотря на нее. Любовь клацнула зубами и собравшись с духом, начала говорить:
-Я родилась в далеко не благополучной семье. У меня не было отца. Умер он или бросил мою мать, я не знаю. Та никогда не говорила о нем. Но при этом, на меня ей было практически плевать. Она уходила в запои, приводила домой незнакомых мужчин. В общем, была не самой лучшей матерью.
Обо мне заботился мой старший брат. Он стал для меня всем: братом, другом и почти отцом. Я не могу представить, как это было трудно для него. Он ведь тоже был ребенком. Ребенком, который слишком рано повзрослел. Ему было семь, когда я родилась.
Он никогда не бросал меня одну. Просто потому, что в таком случае, я бы просто умерла. Умереть могла много от чего: неудачно упасть, умереть с голоду или, что наиболее вероятно, меня могла прибить собственная мать. Я ведь была маленькой и кричала, а ее это жутко раздражало…

Любовь вздохнула. Александр понял, что это тяжело для нее.
-Если вам больно от этого, то не нужно…
-Нет, все хорошо. Я продолжу…Мой брат был очень сообразительным и ловким. Я помню, что иногда мы выбирались через окно, когда кто-то из маминых друзей ломился к нам. Выбирались и убегали.
 И вот однажды ( мне на тот момент исполнилось шесть), когда он гулял со мной на площадке, (одна я не ходила никогда, потому что другие дети не хотели со мной играть и бросали всем, что попадется под руку), то отошел на пару минут и не вернулся. Я ждала его и ждала, но он все не приходил. На качели я просидела до темноты. И только, когда зажгли фонари, рыдая, пошла домой. Его не было дома. Прошел день. Еще и еще. Мать не особо волновалась по этому поводу, но таки заявила о пропаже. Его не нашли.
Я не могла принять тот факт, что его больше нет в моей жизни. И хорошо помню вечер, когда лежа в кровати, повторяла себе: « Это все не правда. Не правда. Пропал не мой брат. Нет. Это случилось не со мной. Мой брат со мной. Со мной…» Так я отрицала случившиеся. У меня была истерика. Тогда все смешалось. Я билась головой о стенку, кричала, рыдала. Думаю, что именно тогда, мое сознание и разлетелось на кусочки.
-А как звали вашего брата?
-Юрий. Так зовут и одну из моих личностей.
-Что?
-Да. Его зовут Юрий, он взрослый мужчина, добрый, смелый, ловкий. Такой, каким я и представляла своего брата. Он и стал моей первой личностью. Вы знаете каково это, вылетать из реальности. Он появлялся, когда мне нужна была именно его гибкость и ловкость. Это конечно я поняла намного позже, но факт остается фактом: мой брат спасал меня не раз.
Помню однажды очнулась, а мать кричала мне:
“-…Ты где напиться умудрилась, дрянь мелкая!? Ты пьяная чтоли, что говоришь, как пацан какой-то?!...”
Она не понимала, что со мной что-то не так. Я сама не понимала этого.
А через какое-то время, у меня появилось еще две личности. Второй была Зина. Так я ее называю. Без брата, моя жизнь с матерью превратилась в сущий ад. Знаете, меня трясет, когда кто-то кричит. Накатывает просто животный ужас от этого. А кричать мать любила. Ей нравилось смотреть на мой страх. А я тряслась. И внутри меня появилась малышка, которая ничего не слышит и терпит это вместо меня. Когда начинался скандал (особенного повода не нужно было для этого), я просто выпадала.
Третьей была Катя. Ее появление было неизбежно. У вас ведь тоже есть  агрессивная личность?
-Да. И агрессивная- не то слово.
-Ну вот, хотя моя, хоть немного адекватная. С ней у меня было много приключений, ух-ху-ху…
-Простите…
 -Что такое?
-Почему вы думаете, что она появилась не первая?
-Потому что всплывать в эту реальность после отсутствия с синяками, царапинами и чужими вещами, я начала не сразу. Катя такая, легко может и в челюсть дать и обматерить, кого захочет. Она взяла всех соседских детей в ежовые рукавицы. Все знали, если я иду с перекошенным лицом, то лучше бежать не оглядываясь.
Но я не могу сказать, что она стала ненавистным мне соседом.  Даже сейчас, я никогда не смогу ни на кого накричать или ударить. Такая уж я по натуре. А Катя, все это может с легкостью. Я знаю точно, что пару раз она действительно спасла мне жизнь. Мне тогда была уже пятнадцать и я шла домой. Ко мне пристали. В тот момент, когда я представила, что со мной могут сделать эти двое, меня охватил такой ужас. Животный ужас.
Я сказала им:
«-Отстаньте от меня, иначе будет хуже.
Но они просто посмеялись и начали меня лапать.
Не знаю, можно или это назвать счастьем, но меня отпихнули в сторону в тот момент. Когда я очнулась, то обнаружила, что бью одного из них. Это были еще действия другой личности, я не успела овладеть собой до конца. Второй из нападавших убежал, а этот лежал с разбитым в кровь лицом.
Второй раз Катя спасла меня дома. К тому времени, мать уже не могла так легко меня бить, но все же пыталась срывать на мне всю свою ненависть чаще. Один раз, с ножом в одной руке, она кинулась на меня…
-И что же случилось дальше?
-Дальше? Дальше была Катя. Знаете, в тот раз я будто смотрела на все  со стороны. Как наблюдатель. Другая личность выбила нож и со всего размаху ударила мать. А затем схватила за шею и начала душить. Я тогда наконец поняла, какой же могу быть сильной. Она чуть чуть приподняла ее, когда душила. Приподняла над полом. И сказала ей:
«-Если ты еще сука этакая, посмеешь замахнуться на нас, то я за себя не отвечаю. Посмеешь тронуть- будет больно.»
После этого попытки физического насилия прекратились. 
Но, не расщепление. Мдаа. Последнюю из моих личностей зовут Настей. И она жизнерадостная, веселая и ,просто не знаю, живая пятнадцатилетняя девчушка.
-От чего же она появилась она?
-Потому, что я так и не научилась радоваться жизнь. Я не научилась отрываться со своими сверстниками, я рано начала работать, налегала на учебу, чтобы не жить, как моя мать, в бедности. А Настя – это отражение моего внутреннего желание жить так, как хочется. Не о чем не волноваться, не думать о завтрашнем дне, а жить здесь и сейчас. Она именно такая: гуляет, ходит по магазинам, ярко красится, делает экзотические стрижки и флиртует.
-Вам же трудно жить со всеми ними?
-Я не скажу, что так уж трудно. Да, был шанс очнуться неизвестно где, но мне наоборот стало легче существовать. Вы не можете не отрицать, что с ними никогда не будет одиноко. Никогда, хоть убей, но они с тобой всегда. Было трудно только тогда, когда меня посещали мысли о суициде. Личности боялись этого и только в такие моменты старались задавить или отговорить меня. И только, когда я решила, что глупо лишать себя жизни, они успокоились.
Все они моя поддержка и семья. Именно семья, которая никогда тебя не бросит, которая защитит, поддержит и не воткнет нож в спину. И у меня язык не поворачивается назвать их просто защитным механизмом. Я не скажу, что мне повезло с адекватностью личностей. Нет, просто у меня особое отношение к ним. Я не воспринимаю произошедшее, как нечто плохое. Не думаю, что все они это зло. Я уважаю их, а они уважают меня.
Александр, я не жду, что вы меня поймете. Но вы задали мне вопрос, и я дала вам ответ. У меня есть лишь один совет для вас. Не воспринимайте свое положения, как болезнь. Думайте об этом, как об удивительном даре. Тогда станет легче.

Мужчина, смотрел на нее и не мог понять, что он чувствует в этот момент. Удивление, понимание и непонимание, страх, радость- все смешалось в нем. Но кое- что он все таки сделал. Он улыбнулся. Кому-то эта улыбка показалась бы немного безумной, но Любовь засмеялась и посмотрела на часы.
-Простите, мне пора идти.
-Я… давайте я вас подвезу
-Мне не далеко, пару шагов.
-Тогда, можно вас проводить.
Женщина замялась. И вдруг схватилась за голову. Александр прекрасно знал это состояние. Смена личности. Тут она тряхнула головой и огляделась.
-Где я?
-Мы в ресторане.
-Вы кто?
-Я встречался с Любовью Игнатьевной.
-Я не хочу говорить с вами. Вы закончили?
-Увы, да.


Рецензии