Савиры

---
     И византийцы, и иранцы, и арабы, и представители других летописных школ в описании войн их правителей друг с другом часто упоминают савир, давая им свою субъективную оценку, которая, однако, в своём сложении даёт некоторые представления о внутреннем строе, социокульте и генокульте савир.
     Савиры пришли на Северо-Западное побережье Каспийского моря из лесостепной части Западной Сибири, где они и обрели свои отличительные качества.
     Менандр, византийский историк, писавший в 6-м веке, говорит о переселении части савир в Закавказье уже в 4-м-м веке по Рождеству Христова, где-то в 60—70-е годы. Это, очевидно, были те самые сабартой аспалой, об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный.
     Есть также сведения, что какие-то савиры были в Восточной Европе в середине 1-го века по Рождеству Христову. Но это похоже на фантастические истории, поскольку сам термин «савиры» появился в трудах историков только в 6-м веке. А писатели, сообщавшие об этих савирах жили в 7-8-м века. По всей видимости, они сообщали о каких-то племенах, по своей социокультуре схожих с саварами и савирами, возможно это были савроматы.
---
     Караимы, известные собиратели всего, что касалось хазар и Хазарии, сохранили в своей лексике савиры, под которым понимали ковбоев, погонщиков скота, чабанов. Однако они действовали не в одиночку, у них была выработанная веками организованная социокультурная среда, обозначаемая термином Орда, объединявшая несколько семейно-родовых орд. Их вождь назывался титулом эльтебер, по всей видимости тюркского происхождения.
     Это была знаковая военизированная сила, мигрировавшая по склонам Северного Кавказа, которую привлекали на свою сторону Византия и Сасанидский Иран для усиления своей позиции на всём Кавказе.
---
     Авторы летописей причисляют прикаспийских савир, хазар и тюрок к гуннскому кругу этносов, однако савиры и хазары появились здесь задолго до вторжения гуннов, видимо в те же времена, когда пришли на Кавказ первые булгарские племена.
     Ранние савары, с-в-ар в письме Иосифа, сабиры, сувары, северы, сибиры, севрюки, ещё 17 в. упоминаемые у русских.
     Армяне называли савир севордик. Арабы называли савир сиявардии, на Северном Дагестане их звали кумы.
     Савиры были тюркоязычны в отличие от савар, что говорит об их более позднем появлении в истории савар.
---
     Савиры представляли собой союз кочевых племён, орду, где было несколько десятков различных этносов, которые мигрировали в Прикаспийских степях и предгорьях. Они, в свою очередь, входили в состав более крупных межплеменных объединений гуннов и хазар.
     Во 2-м веке упоминает о саварах Птолемей, поместив их в степях Западного Прикаспия. Рядом с ними были барсилы и аланы. Тогда они ещё не были тюркизированы, а некоторые из их семейно-родовых орд даже поклонялись Иисусу.
     Савары, предшественники савир, согласно Птолемеевской исторической легенде располагались вместе с хорсами и пагиритами. А мигрировали они между Венедским заливом, теперь это Балтийское море, и Рипейскими горами, сейчас это Урал. Согласно поздним сведениям, савары перемещались в сторону запада и юга со стороны Южного Урала и Западной Сибири.
---
     В 4-м веке по Рождеству Христову Стефан Византийский упоминает савар, называя их сапирамн, располагая их в Понтийской Скифии, то есть в Причерноморских степях.
     Так или иначе, но в большинстве своём савиры обитали по соседству с аорсами, занимавшими степи по Каспийскому побережью как к востоку, так и к западу от Волги. Это подсказывает, что савиры могли жить далее на северо-восток в Западной Сибири. Имеет смысл вспомнить по этому поводу предание тобольских татар о том, что до них территорию по Среднему и Нижнему Иртышу занимал народ сывыр или сибыр.
     По всей видимости, на формирование этнической и культурной самостоятельности савир влияли располагавшиеся в 5-7 века рядом с ними финно-угорские племена юга Сибири и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним.
---
     Савары сохраняли ещё свою этническую и социокультурную идентичность, оставаясь в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племён.
     Причиной перехода савар из Великой Степи в 4 веке по Рождеству Христову стало её увлажнение. Основная часть их ушла на места, где им пришлось менять свои социокульты под уже сложившиеся там. Даже если они побеждали, они не могли воспользоваться плодами своих побед, потому что нужно было ещё искать себе пропитание, а оно было совсем другим.
---
     Иранские савиры стали персами, византийские савиры были все истреблены в войнах с врагами Византии, северные савиры ославянились по языку. Они долго боролись с россами, антами, русью. Однако на Руси их судьба оказалась куда боле удачной. Их ещё в 17-м веке упоминают историки как севрюки, когда они воевали неизвестно за что в войсках Болотникова. Какая-то часть савир сохранилась в Чувашии, передав этому государству даже своё этническое название, правда, сильно изменённое.
     Вместе с савирами Великую степь стали покидать также булгары, акациры, часть угров под именем мадьяры. Из-за чего их часто путали в исторических анналах. 
     Лев Гумилёв относил савар к этносам самодийской группы, которые жили по краям таёжных лесов, где были лесостепные пастбища.
---
     Союз Саварских орд, в 5-м веке ещё Тенгрианской веры, а где-то и Христианской веры, стал распадаться в результате борьбы с Тюркскими каганатами. Итогом этой борьбы стала тюркизация савар, после чего они стали появляться в исторической прессе под именем савиры, причём, намного чаще, чем в предыдущие века. Это можно объяснить тем, что крушение Савирского союза было заметным событием в истории Восточной Европы той поры.
     В последующее время савары уже под названием савир появляются в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария. Когда это произошло, трудно сказать.
     Слово сипир среди сибирских языковедов считается синонимом имени манси-вогул. В древности савирами или сабирами называлось угорское население Западной Сибири, само название которой финно-угорские учёные возводят к их имени, что довольно сомнительно.
---
     В 463-м году Прииск Панийский сообщает, что савиры потеснили сарагур, урогов и оногур, однако и сами были выдавлены аварами, пришедшими с берегов какого-то Окиян-Моря. Это было время, по мнению Л.Гумилёва, когда в Сибири изменялся климат на более влажный, из-за чего степные земли стали заболачиваться и туда приходили более приспособленные к этому климату финно-угорские племена.
    В 5-м веке, во второй его половине, в степях Каспийско-Азовского междуморья больше всего сведений сохранилось о савирах. И не мудрено, савиры представляли из себя крупное объединение воинственных кочевников. На них не могли не обратить своё внимание правители Византии и Шахин-шахского Ирана, которые видели в савирах сильного союзника в бесконечных войнах, которые велись между этими государствами.
     В 504 г., как сообщает Прокопий Кесарийский, Кавад, шах персидский, частично прекратил свой поход против Византии для того, чтобы противостоять савирам, которые вторглись в северные области Закавказья.
     Византия, как более опытный дипломатический игрок в истории Малой Азии, смогла привлечь на свою сторону Савирский Союз с его ордами для борьбы с Ираном за влияние в Малой Азии. Контролируя Дербентский проход, укрепления и ворота Чора, савиры постоянно угрожали Ирану с тыла.
---
      В конце 5-го века следом за сарагурами в Прикаспийских прибрежных степях появляются савары, тогда ещё тенгрианской веры. Сарагуры у тому времени окончательно рассорились с оногурами и акацирами, отчего их недолгий союз распался, и савары без труда их подчинили себе. Римские источники отмечают, что с этого момента Сарагурский межплеменной союз исчезает из поля зрения историков, вместо них в летописях появляются савары.
    В Новом списке Географии Моисея Хоренского савиры указаны к востоку от царства гуннов, занимавших приморскую часть Дагестана между Дербентом и Буйнакском, до реки Талта, так он называл Атель-Волгу. Здесь в Северном Дагестане, савиры основали к концу 5-го века Царство гуннов. Царь их, говорится в Новом списке Географии, называется каган, а жена кагана зовётся хатун. М.Артамонов отмечает, что понятия каган и хатун можно относить только к хазарскому социокульту, полагая, что Моисей Хоренский спутал савир с хазарами, забывая о том, что в 5-м веке Хазарии ещё не было, а если хазары и были были, то у них не было государства.
     В 5-м веке по Рождеству Христову к западу от Алтая появляются уйгуры. К этому времени здесь присутствовали уже и гунны, и савиры, и сарагуры, и уроги, и оногуры.
      Под 513-м годом, это был 13-й год царствования императора Анастасия, Захарий Ритор, сообщает, что гунны прошли через «ворота», охраняемые персами.
---
     В 515 г. гунны-савиры впервые появляются под этим именем в сообщениях византийских писателей Малалы и Феофана Исповедника о нападениях гуннов на Закавказье. Комес Марцеллин под этим годом также сообщает о нападении гуннов-савир на Армению и Малую Азию. Это было уже нападение не на Иран, а на владения Византии. По-видимому, Ирану всё же удалось перетянуть савир на свою сторону.
     В 521 г. Царь гуннов Зилигд, по сообщению Феофана, выступил против Византии. Он поначалу выступил на стороне Императора Юстина, но был перекуплен Кавадом и со своим 20-тысячным войском выступил против Византии. Лазутчики Юстина смогли убедить Кавада не доверять Зилигду, которого можно легко перекупить. Тогда Кавад уничтожил Зилигда и его войско.
     В 527-м году по сообщению того же Феофана гуннами-савирами правила вдова князя Болаха, по имени Боарикс. Она смогла заключить союз с Византией. Однако Кавад, как и 6 лет назад склонил двух вождей Глома и Тираниса перейти на его сторону. Но Боарикс одного казнила, а другого в кандалах посадила в яму на пожизненное забвение.
     Несмотря на договор о военной взаимопомощи, среди савар не было единства. Кроме Глома и Тираниса во эпоху владычества Боарикс и позже, отдельные саваро-гуннские вожди, в основном с северных окраин Савиро-Гуннского царства, продолжали самостоятельные нападения на пределы Византии.
---
     В начале 6-го века Прокопий сообщает о нескольких эпизодах противостояния между Персией и Византией, в которых гунно-савары играли очень важную роль. События, изложенные в этих рассказах, происходили после смерти Маштоца в 440 г., поскольку в них участвовали его ученики.
     В 531 году, по словам Прокопия, в иранском войске состоял на службе 3-тысячный отряд гуннов-савир. Он называет их народами самыми могущественными из всех, что в то время находились под влиянием Византии.
---
     С 550-го по 556-й год разразилась война между Византией и Персией за Лазику. Прокопий рассказывает, что царь лазов Губад просил помощи у Византии, чтобы противостоять намерениям Хосроя заселить Колхиду персидскими колонистами. Он заключил союз с уцелевшими в центральной части Северного Кавказа аланами и саварами.
     За триста фунтов золота они согласились не только защищать вместе с лазами Колхиду, но и опустошить Иверию, находившуюся во власти Ирана и служившую персам базой для вторжения в Лазику. Но с выплатой денег за работу вышла задержка, вследствие чего аланы перешли на сторону персов, а за ними последовали и 2 тысячи союзных с аланами в то время савир.
     Через некоторое время савиры оказываются на стороне Византии, переманенные Юстинианом. К византийцам перешли три вождя савир со своими небольшими, хорошо организованными, ордами. Савиры смогли построить несколько лёгких стенобиток, и с их помощью ворвались в город Петра.
     Однако в составе персидской армии оставалась значительная часть савирских орд. Командующий персидской армией Мерверой имел в своём распоряжении около 4-х тыс. хорошо вооружённых савир. С ними он осадил Археополь и использовал лёгкие савирские стенобитки, однако персы и здесь не смогли противостоять византийским грекам.
     Известно, что в 555-м году двухтысячный отряд тяжеловооруженных савир воевал на стороне Византии. Им командовали Баимах, Куталзис и Илагер.
     Так, в течение нескольких десятков лет савиры выступают то на стороне Ирана, то Византии, тогда как аланы всегда держат сторону Византии. Это говорит о том, что савиры в 6-м веке не имели своего государства, собственной дипломатии, собственной страны, которую нужно было защищать. Они в то время продолжали свой скитальческий образ жизни, согласно которому, их страной считалась то место, которое дало им ночлег.
---
     В 6-м веке появляются авары, создав мощный Аварский каганат, тюркского социокульта. Этих авар называют Истинными аварами, которые частично вытеснили савир из Северного Предкавказья, частично их ассмилировав, мирным путём. Это говорит о том, что савары и аварцы были роднородственными племенами.
     Продвижение с востока тюркских племён, сформированных в семейно-родовые орды, оттесняло савир на запад и в Прикаспийские степи. Часть савирских этнических групп покидали роднородческую территорию. Так савиры вместе с гуннами, под нажимом каких-то врагов, пока неизвестных истории, перешли в Восточную Европу.
     Здесь савиры оказались на Северном Кавказе, где вступили в контакты с разноэтническим местным населением, входя в различные межплеменные объединения и порой их возглавляя.
---
     Начиная с 6-го века начался процесс их тюркизации, когда в трудах Егише, Феофана, Менандра они стали появляться под именем савир. Процесс тюркизации основной массы савар был в основном завершён к 9-му веку. После чего их стали чаще называть савирами.
---
     Прокопий отмечал среди особенностей савир их технические и тактические навыки в ведении осады городов и крепостей. Они в дальнейшем использовались как персами, так и греками-ромейцами.
     О тактике савир свидетельствует эпизод с неудачным ночным нападением на их лагерь во время войны в Лазике, когда савиры организовали временный лагерь в лесу, состоявший из шалашей, но он оказался окруженным крепким частоколом, который конница врагов не смогла преодолеть с наскоку. В другом случае савиры разместились на холме, вокруг которого быстро соорудили низкую стену, которую не могли преодолеть всадники.
     Прокопий отмечал, что савиры были многочисленны и разделены самостоятельные семейно-родовые колена, возглавляемые самостоятельными вождями, которые вели дружбу, кто с Римом, кто с Византией, кто с персами, кто с хазарами.
     Агафий повторяет вслед за Прокопием, что савиры, будучи народом великим и многочисленным, были весьма жадными до войны, любящими искать счастья вне дома на чужой земле. При этом за время военных походов их орды могли уходить от места разлуки на многие сотни километров, так что своей земли у савир не было.
     Савиры только иногда выступали как единое племя, но такое объединение было, временным и непрочным, ибо за всю свою историю они не смогли создать общего государства с собственной землёй, армией, чинами, дипломатией. Это характерная черта всех степных народов. Они в своём социокультурном развитии останавливались на уровне цивилизации.
     Как этнос савиры почти не отличались от гуннов, остатки которых очень быстро поглотили за счёт лучшей семейно-родовой организации.
     Их объединения мало отличались от гуннских по своему быту и языку, они были неустойчивы и кратковременны за пределами семьи и рода, возникновение этих объединений вызывались временными причинами, когда нужно было выступить против другого племени.
---
     В 6-м веке по Рождеству Христову Савирский Союз представлял из себя самое значительное объединение в степях Предкавказья, в составе которого было несколько племён как с собственной, так и с общей историей. Находились среди этих племён и хазары, истинные держатели и хранители тенгрианской религиозной культуры. Однако в течение всего 6-го века хазары ничем себя не проявили. Авторы исторических пассажей это объединение называли то гуннским, то савирским.
     Венгерские учёные полагают, что болгары представляли собою особый народ, который проник в Европу в середине 5-го века в составе савиро-гуннских орд, как и хазары.
     Сириец Захарий Ритор, живший в середине 6-го века перечислял народы, которые жили в переносных палатках и существующих мясом переходящего с места на место скота, попутной рыб, охотой. Это были аунгуры, аугары, савиры, бургары, куртагары, авары, хазары, дирмары, сирнгуры, баграсики, куласы, абделы, эфталиты.
     Иордан рассказывает, что его информаторы видели два воинственных народа: альтцигир и савир, которые не жили в одном месте, поскольку произведены они были от гуннов. Агафий называл альтцигир Иордана ультизурами, незначительное племя, которое стало известным, благодаря близости к савирам.
---
     В начале 6-го века, по уверениям языковедов и переводчиков во главе с Н.Пигулевской, известный христианский проповедник Кардост, епископ Аррана, это на территории Азербайджана, проповедовал христианство у гуннов-савир.
     Арена проповедей Кардоста охватывала территорию северо-западного прибрежья Каспия и дальше, территорию прикубанских гуннов, теперь Казачества.
     Консолидация болгарских племён в начале 6-го века происходила в восточной кочевнической среде, на западе в Приазовье, также в савирской этнической среде. Она привела к появлению утигур, а в Причерноморье -- к формированию кутригурской племенной социокультуры. Эти факторы подсказывают дотошному исследователю, что савиры несли в себе сложную, изначальную, очень древнюю генокультурную и социокультурную основу, которая передавалась по роднородственным ветвям единого савирского Древа Жизни.
---
     Савирский этнос в начале 5-го века ещё кочевал в Западной Сибири между Уралом и Волгой. Однако, изменившийся климат погнал их стада за Волгу, а на их место пришли авары, заселившие их угодья.
     За Волгой савиры встретились с Северокавказскими племенами: барсельтами, уннугурами, оногурами. Здесь они смогли доказать своё превосходство в организации своего, чего не было у местных аборигенов, столетиями разделённые ущельями.
     Очень скоро савиры нашли проход для своего скота через ворота Чора, где оказались в противостоянии с византийцами, которые не смогли подчинить себе савирские орды, для чего подкупали аварских вождей, чтобы те нападали на савир. Но, судя по всему, савиры и авары были роднородственными племенами, не оправдав надежд и денег Византии. В дальнейшем авары смогли составить свою партию в истории Северного Кавказа, сохранив себя до третьего тысячелетия.
---
    К началу 6-го века в истории начинают появляться сообщения о хазарах, которые обозначали себя роднородственными уграм, аварам, гузам, барсилам, оногурам, булгарам и савирам. В истории этот феномен называли савиро-хазарским.
     В начале 6-го века начинается противостояние Ирана и савиро-хазар, которое арабские авторы относят к правлению шаха Кавада Первого. В это время сильнейшим племенем на северной границе Ирана были именно савиры. А понятие савиро-хазары появляется в историях поздних авторов, желающих продлить историю Хазарии на сто лет глубже. Византийские авторы 6-го века, много писавшие о савирах, вовсе не знают в это время хазар.
---
     Несмотря на частое использование савир в своём противостоянии с Византией, Хосрой Ануширван начал строительство укреплений Дербента, чтобы гунны, савиры и в последующем хазары, не могли преодолевать Кавказский Хребет со своим скотом, что позволяло бы кочевникам оставаться в Закавказье на зимовку.
     В первой половине 6-го века Анаширван был занят исключительно войной с Византияей, чем воспользовались савиры, захватив проход Чора и овладев северной Кавказской Албанией, о чём сообщает Моисей Каланкатуйский. При этом савиры, в зависимости от обстоятельств, выступают то на стороне Византии, то на стороне Ануширвана, что особенно проявилось в войне 550-556 годов за Лазику.
     В этой войне впервые как самостоятельная военная организованная сила появляются хазары, о чём упоминается в Истории Агван. Об участии хазар, как вспомогательной силы в составе савирской орды, сообщает также Табари. Хазары при этом могли играть только второстепенную роль, как часть савирского ополчения.
     Название этих савир хазарами у Табари и у Моисея Каланкатуйского было вызвано тем, что во времена написания их трудов хазары были лучше известны, а имя савиры стало забываться. К тому же хазары присутствовали в Савирской Орде, хоть и небольшим числом.
     Масуди называет хазар тюркскими савирами, Балазури город Кабалу именует как Хазар, хотя в то время Кабала был центром савирских поселений в Агвании, ныне в Азербайджане.
---
     Савиры и хазары исторически и социокультурно переплетались между собой, составляли общие военно-политические орды, во главе которых в то время всегда стояли савиры.
     Савиры и хазары принадлежали в 6-м веке к общей этнической ветви, куда относились и булгары. Не зря позже савиры появились в булгарских пределах, где наконец остепенились, осели, став нынешними чувашами.
     В 6-м веке хазарские семейно-родовые союзы входили в Савирский межплеменной союз. После прихода авар, сила савир ослабла, часть их ушла в Закавказье, а оставшаяся часть савир потеряла свою значимость среди соседей. Тогда в лидеры вышли хазары. 
     В начале 6-го века по сообщению византийского автора Феофана савиры в составе гуннских орд смогли пройти через Каспийские врата, провести свои стада, войти на территорию Древней Армении, подчинив себе племена Каппадокии, Галатии, Понта и остановившись у Евхаиты. Затем они, по утверждению Феофана, присоединилась к Римлянам. Управляла же этой ордой численностью до 100 тыс. после смерти её мужа Валаха некая вдова Боарикс, Воарикс.
---
     После ряда неудачных попыток проявить себя как самостоятельный Савирский союз, к концу 6-го века савиры утратили свой контроль над рядом межплеменных союзов в Причерноморье и в северо-западном Прикаспии, в том числе над хазарами, которые, однако недолго пользовались этой свободой, поскольку попали под власть Тюркютских каганатов. При этом часть савир, организованные в семейно-родовые орды, оставались в Каганате, но на вторых ролях. Их преимущество как наиболее многочисленная группа сохранялась и в тюркютские времена.
     Примерно с конца 6-го века, савиры начали отюркюиваться, получив среди историков имя савиры.
     Тюркюты, создав некое подобие государства Каганатского типа, способствовали консолидации хазар, вокруг которых стали постепенно формироваться и другие племена схожей этнической социокультуры, куда входили остатки савир-сувар, барсил-берсула, беленджер, а также более мелких групп болгар, вроде семендерцев, все вместе у историков получившие название хазар.
---
     К концу 6-го века более организованные авары подчиняют себе савирские роднородственные орды. Историки не отмечают кровопролитные бои между аварами и савирами, что может означать их изначальную социокультурную однотипность.
     Однако савиры сохранили свою общность, их орды историки отмечают с середины 7-го века в низовьях реки Кумы в Северном Дагестане. Савиры явились важным компонентом в формировании кумыков и некоторых других народностей Дагестана.
     В середине 6-го века Савиры контролировали Закавказские степи и брали дань за проход через Прикаспийский проход, называемый историками Чора.
---
     В 571 году Византийская армия, придя в Кавказскую Албанию, снова встретили там савир, сумев склонить их на свою сторону, обеспечив себе тыл против Ирана. Но, как только византийцы ушли из Албании, савиры ушли под крыло Ирана.
     В 575-м году византийцы, войдя в Албанию вынудили находившихся там савир уйти за реку Куру в пределы территории, находившейся под контролем империи.
     В 576-и году савиры присылают посольство в Византию для заключения военного договора. Такое же посольство чуть раньше было у Ирана. Византия обещала платить савирам за союз вдвое больше, чем давали персы, предложив стоять на пограничье с Ираном.
     Возможно, именно эту Савирскую орду армянские авторы называли Севордик, а арабы Сиявардии.
     Позже, в середине 8-го века, согласно сообщению Балазури, эта Савирская орда под именем Севордик разрушила старый цветущий город Шамхор, когда там правил персидский наместник Армении Язид Бен Усайда ас-Суламп. Сиявардиев арабские авторы отождествляли с саварти-асфалами, которых К.Багрянородный причислял к финно-угорским мадьярам, переселившихся в Персию после поражения от печенегов, когда основная часть мадьяр ушла в Леведею, что западнее Великой степи.
     В 576 г. в эти места, называемые Древней Албанией, вошли византийские войска, которые оттеснили савир за реку Куру.
     В 585 г. савиры участвуют в византийском воинстве в качестве вспомогательных отрядов византийского войска.
---
     В 622 г. Савирская Орда участвует на стороне Византии против Ирана.
     Начало 7-го века сопровождается уменьшением роли Савирской Орды, как самостоятельной политической единицы, хотя они почти каждый год участвуют в международных баталиях.
     В 652-м году савиры, остававшиеся после войны 550-556 годов в Древней Албании, были вытеснены Хосроем Ануширваном за Дербент, где он начал строить Дербентскую систему укреплений.
     В 7-м веке гунно-савиры Дагестана, а в 10-и веке также и волжские болгаро-савиры в отношениях с хазарами были пассивной стороной, чёрной межплеменной массой, чем-то вроде чёрных хазар. Они оставались в составе Хазарии, но сохраняли свою самостоятельность, что их соседям виделось как независимость.
---
     Многие историки, описывая ситуацию на Кавказе 7-8 веков, отмечают, что савиры постепенно подпадают под влияние булгарского социокульта и, частично их же генокульта.
     В 7-8 века булгары перебираются на Среднюю Волгу, обулгаренные савиры последовали за ними. Там же оказались барсилы, что говорит также о сильном влиянии на них генокульта и социокульта булгар.
---
     В Закавказье в 7-8 века проживали племена, которых арабские и армянские авторы называли севордик и савардиями, частенько отождествляя их с саварти-асфалами К.Багрянородного. Они в середине 8-го века выступили против засилья арабов и разрушили город Шамхор. Севордиками поначалу называли и организованную часть хазар, которая появилась там в тоже время.
     С начала 8-го века, времени становления Хазарии, савиры смогли организовать из своей орды другую форму самоуправления – Савирское Княжество, в котором власть передавалась не по заслугам, а по наследству. Княжество располагалось к северу от Дербента на побережье Каспийского моря. Армянские авторы называли его Царством гуннов, арабские авторы называли его Джидан.
     С начала 8-го века савиры начинают втягиваться в новый межплеменной союз, который возглавили хазары, однако в Северном Дагестане этот союз называют не хазарским, а савирским, о чём сообщает арабский историк Масуди, писавший в 10-м веке по Рождеству Христову. Он вообще не различал хазар и савир, отмечая, что история хазар и савир в Дагестане несколько веков была взаимосвязанной. При этом Масуди отмечал, что савиры с 6-го века в этих местах были народом многочисленным и могущественным, отчего их трудно было ассимилоровать, они во всех объединениях с другими народами и государствами, сохраняли свою социокультурную идентичность.
---
     В 8-м веке в состав волжско-камских болгар вливаются савиры, сувары, ныне чуваши. К тому времени они попали под полное влияние хазар в Хазарском каганате, однако часть савир попыталась выйти из-под непривычного для них государственного пресса Хазарии. Часть савир, оставшаяся в Дагестане, осталась связанной с хазарами в общее единство хазарским диктатом, и постепенно слилась с хазарами, утратив в большей части свою идентичность.
     Ибн Хордадбех в своих работах упоминает царство С-у-р, в расшифровке М.Артамонова царство Савир или Сувар. Это было одно из булгарских подразделений, ранее известное под именем савир.
---
     В Истории агван упоминается Великий князь гуннов Алп-Илитвера, где он предстаёт в качестве вассала хазарского кагана, называемого Царём севера, а также Царём туркестанским. По другим источникам Алп-Илитвер известен также и как Князь савир, и как хазарский Хакан.
     Страна Хамзин, называемая у Ибн Русте Хайзаном, у Гардези называется по-старому, как Джендан, Джидан Гуннов, у Ибл Хордадбеха и Ибн ал-Факиха она называется царством Сувар по имени его фигурантов гуннов-савир.
---
     До начала 8-го века, когда разразилась арабско-хазарская война, по сообщению Масуди, Царство Сувар было наиболее могущественным государством в этих краях. Столицею его был город Варачан.
     После поражения Хазарии от арабов царство Сувар разделилось на чистых савир и барсил-берсула.
     Савирская часть, южная, стала называться Хамзин, или Хасин, по названию главного города здесь. Под таким именованием Хасин часто упоминается в историях об арабо-хазарской войне.
---
     Когда-то 50 км. от Хамзина, в городе Ранхаз, как сообщает Гардези, рос огромный дуб, необычайной величины. Местные жители, в основном савиры, собирались вокруг него в середине недели, вешали на него фрукты, затем водили хороводы, читали заговоры, одним словом поклонялись ему, как Богу, возможно Тенгриану, принося жервы.
     Этот культ дерева широко распространялся среди савир и хазар того времени. С этим кульом в 7-м веке столкнулся и живо описал его епископ Исраель, когда проповедовал среди гуннов-савир.
     Это был древний обычай, помогавший кочевникам сохранять своё внутреннее социокультурное единство. Каганы же проповедовали этот культ среди своих племён, утверждая, что эта традиция была передана им по семейно-родовой линии от самого Ашины.
---
     Византийские и армянские источники чаще всего называли савир гуннами, а их единство получило у них название Царство Гуннов, под которым современные исследователи савирской истории подразумевают Царство Савир, как оно называлось у Ибн Хордадбеха.
     Начиная с 9-го века Царство гуннов стало называться Царством булгар, куда входили и савиры. Так что появление савир в составе камских булгар было для какой-то части савир предпочтительней, чем оставаться под жёстким подчинением у хазар в их государственной машине – Хазарии.
---
     У Константина Багрянородного имеется загадочное указание о том, что мадьяры в Леведии назывались саварти-асфалами, то есть крепкими савартами. Он отмечал, что печенеги, вытесненные со своих пастбищ хазарами, в свою очередь потеснили мадьяр, которые двинулись на запад в Ателькузу. От этих мадьяр откололась тогда значительная часть соплеменников, ушедшая в Персию, которую К.Багрянородный и называл саварти-асфалами. Они и до наших дней поддерживают роднородственные связи с венграми. Нужно отметить, что и мадьяры и савиры долгое время находились в общей природной зоне, соседствовали, обменивались социокультурными навыками, выработали и общую историю. Неудивительно, что историки частенько путали их.
     К.Багрянородный причислял первых савар к уграм. Он не делал особого различия между мадьярами и савирами.
---
     В источниках 9-10 вв. эти савиры-сувары считаются тюрками, родственные булгарам. К этому времени савиры, булгары и хазары были тюркизированы, как и прочее местное дотюркское, угро-финское население.
     В 854-м году из Хазарии в Шамхор перебрались 300 семей хазар-мусульман, не согласных с религиозной реформой в Хазарии, где государственной религией было признано иудейство, в то время, как основная масса людей поклонялась Тенгрихану. Эти хазарские мусульмане были помещены в области, куда традиционно отселялись выходцы с северной стороны Кавказа.
=================


Рецензии
Хорошее эссе, благ и мира нам всем. Летописец, потомок Хазарских царей.

Валентин Стронин   02.05.2023 13:29     Заявить о нарушении