Парфюмер в книге, в фильме, в жизни
Режиссер: Т. Тыквер, Германия, Испания, США, 2006 г.
Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы – СПб.: «Азбука», 2000.
Едва рожденный, Жан-Батист Гренуй — герой романа П. Зюскинда и кинофильма режиссера Т. Тыквера — был брошен матерью в куче отбросов в самом зловонном месте Парижа. Люди не были рады его появлению на свет и не раз пытались избавиться от него. Он отвечал им тем же — ненавистью и злобой, и запомнился тем, что был включен в число самых гениальных и отвратительных фигур той эпохи.
Гренуй выжил, но никогда не искал «материнской любви» (как это часто бывает), пусть в суррогатной форме, пусть хотя бы отдаленно напоминающей внимание и заботу — эту потребность он подавил в себе сразу и навсегда. Он не любил людей, он их ненавидел! Мало того, он воплотил свою злобу в поступки — освоил практику убийства и «иезуитскую» технику манипуляции людьми с помощью запахов и ароматов. Внушая безграничную любовь к себе, и, лишая людей способности понимать свои истинные чувства, он пробуждал в них «дикарей». Упиваясь своим всемогуществом и ужасаясь тому, насколько человек себе неподвластен, Гренуй отвергал этот «душный» мир, демонстрируя слабость культуры и архаичную суть «культурного» человека.
Детство без заботы и любви, и неизбежное последствие этого —неспособность к близким отношениям. Все те, кто обрек Гренуя на выживание или использовал его — мать, кожевник Грималь, парфюмеры Бальдини и Дрюо — поплатились за это жизнью: будто злой рок наказывал их за несправедливость, которая сопровождала его детство. Однажды обоняние привело его к девушке, благоухание которой наполнило Гренуя пониманием того, «кто он есть на самом деле», пониманием своего предназначения и смысла своей жизни — быть Творцом запахов, величайшим Парфюмером, а ее аромат стал для него эталоном.
В современном мире чистоплотность, которая включает требование отсутствия телесных запахов, становится нормой для цивилизованного человека. Идея П. Зюскинда «не вписывается» в эту норму — у Гренуя отсутствует запах, что превращает его в «пустое место»: другие его не «чуют», поэтому он вынужден создать свой запах, чтобы обрести свое место среди людей. Его другое открытие — способность влиять на людей и контролировать их с помощью запахов, Например, присвоив запах «хорошего» человека, он чувствовал себя «своим» в любом окружении — с мужчинами, женщинами, детьми. Однако эти победы были призрачны — запах улетучивался и Гренуй вновь становился изгоем — человеком, которого не замечали.
Вершиной искусства Гренуя стал эликсир любви, который дал ему власть над человеком и толпой. Любовь и ненависть всегда идут рядом, и, чувствуя бесконечную любовь к себе, Гренуй одновременно испытывает отвращение к толпе, и она платит ему тем же — охваченная любовью и своими животными инстинктами толпа воров, бандитов и проституток разрывает Гренуя на части и съедает его.
Власть внушать людям любовь и быть Творцом ароматов не принесла Греную счастья: он понял, что не способен быть один, но и рядом с людьми он быть не может. Подобное признание тождественно осознанию бессмысленности жизни, что порождает единственный выход для Гренуя — смерть в зловонном месте своего рождения на кладбище в Париже.
По мнению З. Фрейда, для появления человеческой культуры было необходимо «органическое вытеснение», которое обесценило сферу обоняния и запахов в сексуальной жизни человека, и вытеснение «анальной эротики», без которой мы стали поклоняться не фекалиям, а «эстетике» унитаза и ароматам чистоты и свежести. Спросите любого человека, готов ли он избавиться от своих запахов — запаха изо рта, запаха тела, выделений: наша культура, подавив «анальную эротику», сделала человеческие запахи «вне закона». Мы их преследуем и уничтожаем с помощью косметики, дезодорантов, благовоний и т.д. Поэтому, появись такой парфюмер как Гренуй в наше время, любой человек отдал бы все свои запахи, ради того, чтобы пахнуть его парфюмом, а не собой.
Гренуй — разрушитель органических вытеснений, регрессор, который уводит людей из культуры к уже пройденным временам в эволюции человека. Для современной культуры «Гренуи» опасны тем, что они «вдыхают» жизнь в наши животные инстинкты, ради вытеснения которых культура и существует, опасны тем, что провоцируют нас снять маски цивилизованных людей.
ИНАКО 2021. Выпуск 8: Психоанализ литературы и кино — Новосибирск: Манускрипт, 2021, С. 87–92.
Свидетельство о публикации №223050200893