В память о настоящем человеке. Хакко Эзерханов

Мое  взросление,  как и многих моих  сверстников,  прошло в кругу самых «именитых» в пору нашего детства  спортсменов Ачхой-Мартана. Доморощенные футболисты которые в большинстве случаев играли забитым тряпками  мячом, борцы вольники которые занимались прямо на земляном покрове, а в лучшем случае на самодельном борцовском ковре собранного из старых изношенных спальных матрацов и штангистов с «лучшими штангами в мире»  собранными из железных колес  гусеничных  тракторов, которые иной раз мы «крали» из совхозных тракторных дворов.
Нашими кумирами были в футболе  Ахмед, Зайнди и Алавди  Музаевы, Ширвани Хакимов, Зайнди Бицоев; по тяжелой атлетике Айнди Арсанов, Имран Раисов, Арби Сапарбиев, Мовла Пасаев и многие, многие  другие сельские спортсмены которые стали для нас примером для подражания, а старшее поколение до них и тем более их наставники были для нас вроде «марсиан» о которых мы после праздничных дней говорили, мол я стоял рядом с этим, а я  рядом с тем. Конечно многие жители района помнят их Это Сайд-Али Аслаханов, Исмаил Масаев, Зайнди Ганукаев и др. 
Сегодня я хочу рассказать об одном из нас, об одном из тех самых мальчишек  70-х годов что выросли босыми на футбольных площадках, что бегали в спортивных залах в штопанных спортивных трико,  для которых слово Родина и Советский Союз были символами величия и преклонения, расскажу я вам про сельского паренька который в последствии стал хорошим и профессиональным наставником, Хакко Эзерханове.
За свою жизнь Хакко никогда не здоровался за руку с Президентами, не пил чай или кофе с выдающимися личностями планеты, быть может, как говорится  и «звезд  он с небо не хватал», но главной чертой этого неординарного человека была его добрый и неповторимый Человеческий характер.
Хакко был хорошим человеком, человеком  с большой буквы, который так же как и наши кумиры  из мальчишеских лет  рос занимаясь на самодельных снарядах,  который легкоатлетические забеги как и все его сверстники бегал босиком, так как у наших родителей  не было возможностей, которые имеем мы свами, современные родители.
Был ли он героем? Знаете скажу, что да! Да он был героем своего времени, вернее был одним из героев того времени, так как  все мы через личный энтузиазм смогли там в далеком прошлом зажечь искорку для развития физической культуры и массового спорта в Ачхой-Мартановском районе.
Он был моим другом, товарищем, коллегой по работе и самое главное моим единомышленником, который    в трудные годы становления спорта в нашем районе стоял в авангарде  многих позитивных изменений в данном направлении.
В этом 2020 году ему исполнилось бы ровно 60 лет.
 Я часто мысленно оказываюсь  в том нашем «далеком» когда  мы  с Хакко переоборудовали его домашний сарай  под зал тяжелой атлетике куда  в каждый день собирались мальчишки со всего округа, шум и гам во дворе стоял невыносимый, но при этом ни разу я не увидел чтобы домашние Хакко позволяли себе не поддерживать стремление своего сына, брата.
Помню когда Хакко купил новый участок в сторону Эйсет Кешнаш, первым его строением во дворе нового участка стала площадка (помост)  под тяжелую атлетику.
Отсутствие  в детстве профессионального тренера или же специалиста владеющего технико-тактическими знаниями  тяжелой атлетики способствовало получению Хакко тяжелой травмы, с которой он прошел через всю жизнь. Он редко говорил об этой травме, но каждый раз когда на праздничных показательных выступлениях  Хакко с каким то изяществом и легкостью  поднимал тяжелую штангу приводя в изумление зрителей, а на второй день ходил прихватывая пах, наверное уставший от постоянных моих расспросов рассказал мне как он еще будучи учеником в школе по неосторожной случайности получил тяжелейшую травму.
Хакко рассказал мне следующую историю: «Моя любовь к  тяжелой атлетике зародилась еще в школе в классе 6-7. Был у нас учитель физической культуры  который  творил невероятные чудеса с гирями и со штангой. Каждый раз я подходил к нему с просьбой научить меня тягать штангу и он потихоньку, начиная от поднимания грифа приучил меня технике тяги, жима, рывка и многим другим элементам тяжелой атлетики. И вот однажды на центральной площади Ачхой-Мартана когда взрослые и старшеклассники  на показательных выступлениях поднимали штангу  попросил чтобы и мне позволили  поднять тяжесть, меня спросили сколько весу тебе на штанге приготовить, нужно ли снять со штанги блины, в этот момент я увидел дядю, брата моей матери Магомеда Эльмурзаева наблюдавшего за всем происходящим из далека.  В голове у меня проскользнула мысль, чтобы не случилось, но Бада ( так Магомеда звали  родные и близко знакомые) я не подведу, хотя дядя и не думал что я могу себе позволить поднять такую тяжесть. Я сказал что не надо ничего снимать, подошел и поднял штангу. Вес штанги я не помню, то помню лишь то что в моих глазах все помутнело, в коленном суставе послушался  скрип разорванной резине. Не знаю почему, но к врачам я не обратился и лишь повзрослев, в период моего поступления в СКИФ г.Краснодар я обследовался и оказалось тогда, еще мальчишкой я порвал мембранные связки, что и стало причиной того что я не мог до конца приседать при рывке и толчке штанги»
 В период работы тренером по тяжелой атлетике он постоянно старался личным примером вдохновлять нас тренеров ДЮСШ, при этом никогда  не показывая свое внутренне состояние.
Как спортивный тренер Хакко с открытым пренебрежением относился  к так называемой  «системы восстановителей силы» иными словами медикаментозное восстановление после тренировочной и после соревновательной  усталости организм спортсмена. Хороший и продолжительный душ в сопровождении горячим легко подслащенным чаем – это была фишкой Хакко. И действительно этот его рецепт лично мне очень хорошо помогал.
Хотя в наше время доступ к гормональным препаратам и был ограничен, но достать их можно было легко, но мы с Хакко были самыми ярыми противниками такого явления. Мы с ним не имели специальной медицинской подготовки, но с помощью всевышнего  мы сумели сберечь своих воспитанников от приверженности к такой химии. Почему я об этом вспомнил.  Однажды Хакко попросил   своих воспитанников явиться на тренировку не поевши.  Собрал детей в круг, достал из кармана обыкновенный надувной шарик, надул его и дал в руки одному из юных спортсменов, второму в руки дар маленький камень округлой формы, достал заранее заготовленную иглу и попросил третьего спортсмена нанести несколько ударов об камень. После нанесенных ударов Хакко показывает молодым штангистам камень и спрашивает видит ли кто ни-будь повреждения на камне, их, повреждений естественно не было.  Следующим шагом Хакко дает команду третьему участнику тренинга команду нанести укол в надутый до огромных размеров шарик. Шарик естественно с первого укола лопнул. 
 На этом живом примере Хакко донес до своих учеников, дал им понять, что  сила и прирост мышечной ткани и собственного веса за  счет различного рода препаратов и  химии  - не является показателем силы, это равносильно силе того шарика который лопнул от единственного прикосновения. Этот пример конечно вдохновил мальчишек.
Хакко который сам сильно страдал от неопытности своего бывшего  наставника, не понаслышке знавший значение силы ног в тяжелой атлетике всегда подчеркивал, что именно от  силы ног зависят результаты в рывке и толчке и наверное поэтому заставлял своих воспитанников на стадии специальной физической подготовки многократно прибегать к приседаниям со штангой с различной массой тяжести.
У   Хакко  была практика разноплановой подготовки своих воспитанников он часто приводил своих ребят ко мне в спортивный зал  на тренировки борцов вольников. Я всегда подшучивал над ним, зачем мол ты притащил сюда свои    «шкафы», борцы именно так подшучивали над штангистами, а те наоборот борцов называли «нырками» из за того, что на таких совместных тренировках борцы вольники используя именно такие технические действия как нырки под руку и в ноги приносили  штангистам огромные неудобства, но не дай попасться в руки штангистов моим пацанам, в безвыходные ситуации попадались уже борцы.
После каждой такой совместной тренировки Хакко проводил длительные беседы со своими учениками, рассказывая им, что именно на таких тренировка спортсмены тяжелоатлеты развивают  ловкость рук и ног, гибкость и выносливость тело и самое главное  штангисты,  как спортсмены смогут  почувствовать в каких тяжелых тренировочных условиях находятся представители спортивных единоборств.
На протяжении долгих лет нашей дружбы,  Хакко постоянно подчеркивал свою любовь к вольной борьбе и уважение к борцам вольникам, называя их   «философами спорта».
Хакко, как и многие его ровесники,  коллеги по «цеху»   один из тех людей, о которых необходимо рассказывать чаще, чтобы подрастающие поколения знали, что не всегда было так «гладко» у спортсменов, что были люди которые в прямом смысле слова жертвовали собою, своим здоровьем во благо будущих поколений.
  В заключении,  хочу напомнить, что Хакко был родным дядей нашего известного борца вольника  Асламбека Эзерханова. Хакко является наставником Заслуженного тренера Чеченской Республики Тауса Бибулатова который прославил районную ДЮСШ на весь мир, воспитав бойца с мировым именем Магомеда Бибулатова.  Именно под руководством тренеров братьев Эзерхановых Хакко и Мовлида, Таус стал  сильнейшим тяжелоатлетом ЧИАССР, стал Кандидатом Мастера спорта СССР, что сравнимо с сегодняшним МСМК.
Это значит, что дело Хакко живет и традиции его, будут продолжены уже его воспитанниками.


Рецензии