Чеченские женщины

В чеченской культуре женщина — исток всех нравственных начал. Существует популярное выражение у чеченцев "Ненан мотт" (материнский язык). Оно охватывает весь комплекс этики, принципы нравственного поведения и представления о человечности и добре, которые должны переселиться от матери в детскую душу.
"Однажды у знаменитого человека спросили, какими такими свойствами он обладает, что столь прославился. Этот мужчина ответил, что ничего особого за собой не замечал. Вот только уважает его жена. А потому и вся семья. Уважение в семье вызвало такое же отношение односельчан. Уважение с их стороны определило уважение всей страны".
Приведенное предание — не просто мо-рализированный фольклор. Это исконный институт чеченского общества — приоритет женского начала. "Поэтому во вновь построенный дом первой положено входить хозяйке, которая затем приглашает войти супруга.
В богатом женскими персонажами чеченском фольклоре почти не встречается образ злой колдуньи или безобразной старухи, зато много места отдано женщине-матери и сестре.
У чеченцев есть сентенция: "Нет мужчины, который исправил бы женщину. Но многие женщины из недостойных мужчин делают достойных".
В чеченском институте кровной мести посягательство на жизнь и честь женщины оценивается "двойной кровью".
В старину считалось, что потеря семейной или родовой чести начинается с женщины, а древнее брачное правило гласило: "Ищи сыну семя (т.е. породу) ". Иначе говоря, в будущей матери должны быть те качества, которые перейдут к детям. Эта же мысль сосредоточена в упомянутом выражении " Ненан мотт".
В чем же состоит логика ментальности чеченцев, и какая роль в ней отводится женщине?
По мнению специалиста вайнахской этнографии Я. Чеснова, чеченское общество исторически всегда было поляризовано на мужскую и женскую части. Женский полюс означал природу, а мужской — культуру. "Разведение женского и мужского полюсов по оппозиции природа-культура — доказывается житейскими наблюдениями. Почему у чеченцев оппозиция природа-культура не только созерцаемое явление, а фактор социальности, причем выводимый скорее из полюса природы, чем культуры? Ответ может быть очень сложным и в то же время простым: этика жизни здесь является предпосылкой социальных норм, и эта этика жизни порождена женщиной".
Корни чеченской нравственности восходят от женщины, и это делает ее особо ответственной за свой внешний вид и поведение.
Первейшее требование в идеале женской красоты чеченки — это умение ходить ("Лела хаар"). Как в прямом (походка), так и в переносном смысле (умение вести себя). Сам термин "Лела хаар" в своем исходном моменте относится к женскому качеству.
Внешний облик человека, стать, жесты, выражения, физические пропорции — все это оценивается термином "Куц", который обычно употребляется со словом "Кеп" (форма, вместилище чего-либо).
Этика жизни чеченцев обращена в первую очередь к человеку. Это сказывается на его облике, и сам внешний вид человека становится не только этикетен, но и этичен, т. е. происходит как бы соматизация этики. Причем такая тенденция особенно ярко выражена в женском восприятии. Именно женщины склонны толковать "Г1иллакх" как внешний, этикет, «Оьзда» — как чистоплотность в ее физическом и нравственном смысле.
Отталкиваясь от этих строгих норм, можно сделать вывод, что в системе чеченского менталитета моделирование этикетного облика мужчины выступает концептуально вторичным по отношению к женскому полюсу, где более всего выражена этикетных и этических требовании.
Идея человеческого облика как формы, наполненной соответствующим содержанием, идея хранилища, сосуда тоже связана с представлением о женщине. "Мой глаз наполнился тобой", — это формула объяснения чеченцев в любви тоже полна генеративного смысла".
Логика чеченского менталитета, представив женское начало как природу, а мужское как культуру, пошла дальше. Так, в языке не сохранилось единственного числа, однокоренного слову девушка. Во множественном числе это слово передается термином "Мехкарий", буквальный смысл которого "девушки страны". Страна, территория — важнейшая сторона среды обитания людей, природы. Для чеченского менталитета она осмыслена в женской символике.
С первых своих лет, еще в младенческом возрасте, женщина несла благословение семье и миру.
Самая жестокая схватка прекращалась, как только среди сражавшихся появлялась женщина. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как он оказывался под ее защитой.
Величайшим позором считается непочитание матери и ее родственников. «Для зятя почитание родственников жены без божественного суда открывало врата Рая».
У чеченцев женщины по степени почитания подразделяются на три категории. Первая — это "Ц1ен нана" (хозяйка огня) — мать. Самым страшным проклятием считается пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь. (Здесь ощущаются и отголоски почитания подвига Прометея.)
Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход.
Вторая категория — это разведенная женщина или вдова.
И, наконец, третья категория — "Мехкарий" находится на особом положении, так как считается, что такие женщины наделены сакральной силой, обеспечивающей благополучие поколения. Сейчас термин "Мехкарий" применяется по отношению ко всем девушкам, а раньше таковыми считались только рожденные первыми. По описанию С.-М. Хасиева, "внешне принадлежность женщин к этой категории подчеркивалась стрижкой волос на затылке ("Ке55"), что позволяло им надевать мужской головной убор и одежду (это запрещалось остальным категориям женщин), а также завязыванием на груди особой повязки ("Silga"), что давало возможность носить оружие. Для приобретения права общения с мужчиной и семейной жизни она должна была совершить три поступка и убить трех врагов. Специальный анализ показывает, что в Древнюю Грецию это понятие попало в несколько измененном виде, но суть была сохранена — "Мага" — безгрудая и безмужняя. Видимо, современники и соперники амазонок — горгоны (гаргары) и атлантиды — мифологически осмысленная реальность. Мифологические, горгоны, страбоновские гаргареи, гаргареи средневековой Кавказской Албании и чеченские "Gergara" (дословно: близкие) — родственны. Их предшественников следует искать в Хуррито-урарто-нахской языковой ветви, где, возможно, найдутся и сами Атлантиды".
О девушках, входивших в категорию "Мехкарий", в памяти народа сохранились предания.
В древности, во время битвы, среди воинов присутствовала девушка "Малх-Азди" (голос солнца) в белом одеянии. Под ней был конь белой масти. "Ее платье и головной убор становились священным знаменем отряда". Она первой пускала во врагов стрелу. По ее же сигналу (обнажением головы) битва и завершалась. Как обратил внимание на это предание Ян Чеснов, из древнего ритуала до сегодняшних дней "сохранился только последний обычай — первостепенная роль женщины в прекращении ожесточения и насилия"
Одна из особенностей чеченского культа женщины — необыкновенная любовь и уважение к сестре. Хотя по мусульманским обычаям женщине отводится второстепенная роль, однако у чеченцев брат связан с сестрой особыми узами: он всячески подчеркивает свою любовь к ней, не может отказать сестре в ее просьбах, какие бы затруднения не влекло за собой их исполнение.
Может ли быть для чеченца что-нибудь выше этой любви? Оказывается может. Об этом повествует легенда.
"Две девушки пошли купаться и начали тонуть. Неподалеку оказался брат одной из тонувших. Он вытащил не сестру, а ее подругу. На похоронах мать, улучив момент, сказала сыну: "Сегодня я узнала, что у меня вырос "К1ант" (сын)". То есть она похвалила его за то, что он не поддался голосу крови и не бросился в первую очередь спасать сестру, а, переступив через свою любовь к ней, спас чужую. В противном случае все чувствовали бы себя опозоренными, лишенными чести".
В старинных героических песнопениях "Илли" образ матери подан как исток лучших качеств героя. Как отмечают исследователи, функция матери в "Илли" состоит в напутствии героическому сыну. И сегодня образ матери остается центральным в чеченском менталитете. Следовательно, этика и этикет, скромность и мужество, доброта и благородство будут постоянно возрождаться.
Славные имена женщин вписаны не только в историю чеченского народа: сорок шесть дочерей из Дади-Юрта, Гихой Таймасха, Дади Айбика, Халипат, Аминат, Абадат Асобаева, Фатимат Арсанова, Серижат Доболаева, Майма Сулейманова, Бацаг Цамаева, Тоарха Саидова… медсестры, матери и сестры, и многие другие в годы гражданской войны…
Наша чеченская женщина станет всем: и воином, и трактористом, и спортсменом, и врачом, и садоводом, и машинистом, и швеей, и учителем, и профессором, и ученым, и журналистом, и, даже, летчицей, она будет стоять у стахановской печи, и у станка ковать железо …но, при всем этом будет верна заветам отцов и матерей, не уронит ни чести, ни достоинства, не уйдет от менталитета и обычая, это и есть ее кредо на всю жизнь.
Ляля Насуханова – первая летчица-чеченка, Фатима Арсанова – участница «стодневных боев» в г. Грозном в гражданскую войну, Асет Тутаева - начальник санитарного поезда в ВОВ, и этот список выдающихся женщин-чеченок бесконечен.


Легендарная Дадин Айбики, жившая в 19 веке и ставшая примером мужества и героизма во время защиты с.Дади-Юрт от врагов.
День чеченской женщины, учрежден в феврале 2009 года Указом Главы ЧР Рамзана Кадырова «в целях усиления роли чеченской женщины в жизни общества». Эта дата празднуется 16 сентября. 
Идее увековечить этот день послужил подвиг женщин аула Дади-Юрт, история которого даже спустя 200 лет поражает любого слушателя. На рассвете 15 сентября 1819г. по приказу генерала А.Ермолова царские войска напали на мирное селение Дади-Юрт, расположенное на правом берегу Терека.
Аул Дады Юрт был окружен царскими войсками, состоявшими из шести рот и семи сотен казаков. С минарета мечети раздался призыв, жители выбегали на улицу, хватая оружие. Матери наставляли сыновей на подвиг, обещая проклясть их, если они проявят трусость в бою в этот несчастный для аула день. Артиллерия начала обстреливать аул, царские войска пошли в атаку. Чеченцы защищались с ожесточением. ...
Бесстрашная девушка Дади Айбика с другими девушками аула, собравшимися на площади перед мечетью, игрой на медной чаре и песнями вдохновляли защитников селения. ...
Женщины и девушки отрезали косы, которыми восхищались многие джигиты, и забивали волосы в дула ружей вместо пыжей.
Очень скоро у защитников кончились ружейные заряды. Чеченцы бросались с кинжалами на штыки, но не сдавались. «Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами», — вспоминал генерал Ермолов.
Дадин Айбика является легендарной исторической героиней, которая служит примером для подрастающего поколения. К числу таких героинь относятся и 46 чеченских девушек, которые, защищая свою честь, ценой собственных жизней сохранили свое достоинство». Аул был уничтожен до основания.
С кинжалами в руках погибли, поднятые на штыки, неустрашимые девушки Дади Айбика и Айди Жансига. В плен было взято лишь 14 тяжело раненных мужчин; находившихся в беспомощном состоянии и несколько десятиков девушек и женщин .
Во время переправы пленных через Терек, не желая переносить надругательства в плену, погибли, хватая с собой конвоиров в бурную реку, 46 захваченных в Дади-юрте чеченских девушек.
Впоследствии, проходя мимо брода, где погибли девушки, терские казаки, снимая шапки и делая крестное знамение, говорили: "Здесь погибли сaмые геройские чеченские девушки, царствие им небесное".
Чеченские женщины всегда были, есть и будут олицетворением таких понятий, как честь, скромность, учтивость, трудолюбие и приверженность семейным ценностям. Веками передававшиеся из поколения в поколение, эти незыблемые этические ориентиры и сегодня отличают чеченок, являясь залогом не только сохранения, но и дальнейшего процветания нашей нации.

                ТАЙМАСХА ГЕХИНСКАЯ
Существует легенда, что в древние времена, когда противник нападал на чеченскую землю, и мужчины готовились к ее защите, перед началом боя впереди войска выходила на белом коне самая достойная, самая красивая девушка в белом наряде. И бой начинался только после того, как она пускала в сторону врага первую стрелу.
В истории чеченского народа немало примеров мужества и доблести воинов, боровшихся против завоевателей. О них сложены песни и написаны баллады. До сих пор помнятся их имена, и певцы воспевают величие их подвигов. Мало кто знает, что среди этих героических людей были и женщины-чеченки, сражавшиеся за свободу и независимость своего народа, против произвола и бесчинств.
Определенную известность в годы Кавказкой войны получило и имя молодой девушки Таймасхи Гихинской или как ее называют Майлин Таймасха или Таймасха Молова из чеченского селения Гехи. В течение 10 лет она воевала против царских войск. Являлась командиром чеченского отряда мюридов. Таймасха хорошо знала военное дело, и воины ее славились храбростью. Царские генералы не раз пытались разгромить отряд Таймасхи, но все было напрасно. В течение десяти лет, наравне с мужчинами, сражалась против царских войск.
Таймасха была из селения Гехи.  Она прославилась не только в Чечне, но и по всей России. Её известность сразу стала популярной, так как она сражалась за свободу. В военном деле она была ловка и ее воины храбро сражались. Именно  воины избрали ее предводителем отряда, убедившись в ее бесстрашии. Вместе с ними Таймасха понесла победы и потери.
Царские войска не раз пытались разгромить отряд Таймасхи, но все было напрасно. Только через десять лет им удалось взять ее в плен.
В своем  последнем бою под селением Яндырка, Таймасха Гехинская (почти в бессознательном состоянии) стояла перед врагом, готовая сразиться в смертельном поединке. Солдаты боялись к ней подойти и просто стояли онемев перед обессилевшей девушкой. Истощенная от потери крови Таймасха упала без сознания на окровавленную землю и только убедившись в ее беспомощности, противники посмели подойти к ней и забрать ее в плен.
Израненную, ее, привезли из Владикавказа в Ставрополь, а от туда в Петербург. По прибытии в Петербург, государь и его жена хорошо встретили Таймасху.
Императрица подарила ей золотую цепь, осыпанную жемчугом. Из казны  выделили сто рублей. Когда император спросил ее: «Если я тебя отпущу на свободу, то прекратишь войну?». Таймасха глядя прямо в его глаза, ответила: – Войну ведешь ты. Ты ее и начал. Если прекратишь войну, то и я прекращу сопротивление. Рассказывают, что Николай был ошеломлен умом и красотой девушки - полководца.
В октябре Таймасху привезли в Ставрополь. К родным ее не пускали.
Вскоре начальник левого фланга Фрейгат направляет в Тифлис прошение Таймасхи. В прошении говорится о том, что она бедный человек, и данную женой царя цепь ей не хотелось бы продавать кому попало, поэтому она желала бы вернуть ее, и получить стоимость из казны.
Среди Кавказских начальников поднялся большой переполох. Нейдгардт написал царю, что Таймасха обратилась к нему с такой просьбой. Император приказал: "Подаренную царицей золотую цепь оставить у Таймасхи. Выдать ей из казны 200 рублей. Пусть она говорит о нашей милости и привлекает к нам людей".
Спустя некоторое время, Таймасхе разрешили вернуться к отцу  в Гехи .
24 апреля 1845 года из штаба Кавказской линии в крепость пришел запрос о дальнейшей судьбе женщины. Ответ был таков: "Таймасха Молова живет вместе с отцом в селе Гехи. Иногда приезжает в крепость".


МАЙРА ЗАЙНАП. МАРТАНХОЙН ЗАЙНАП  ( ЗАЙНАП АЧХОЕВСКАЯ)
          
После изнурительных 13 лет высылки    9 января 1957 г. Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР  постановили  о восстановлении Чечено-Ингушской автономию.
        Летом 1957 г. возвращение чеченцев и ингушей на родину было временно приостановлено, но они, (Чеченцы и ингуши)  распродавшие дома и часть имущества, ушедшие с работы и сидевшие на чемоданах в конфликтной целинной зоне, представляли собой потенциально дестабилизирующий фактор на целине. Однако и на Северном Кавказе складывалась напряженная ситуация — массовое и стихийное возвращение вайнахов к родным очагам застало власти врасплох.
Чтобы остановить стихийный поток «возврашенцев», понадобилась широкомасштабная «операция». 8 апреля 1957 г. министр внутренних дел СССР Н. П. Дудоров доложил секретарю ЦК КПСС Н. И. Беляеву: «были приняты меры к немедленному прекращению этого переезда, задержанию переезжающих без разрешения Организационного комитета и возвращению их к местам бывшего поселения. В результате принятых мер дорожными отделами милиции при помощи территориальных учреждений внутренних дел к утру 8 апреля неорганизованное передвижение чеченцев и ингушей по железным дорогам было прекращено».
Вместе с тем, по сообщению министра внутренних дел Казахской ССР, в областных центрах республики к тому времени уже скопилось большое количество чеченцев и ингушей, «которые уволились с работы, продали свое имущество и настойчиво добиваются выезда к прежнему месту жительства».                В деятельности оргкомитета, который собственно и должен был ввести процесс стихийного возвращения в берега административного контроля, обнаружились серьезные злоупотребления, и факты коррупции.   
Виновные получили партийные взыскания. Но оргкомитет, злоупотребления которого были многократно преувеличены слухами, уже потерял доверие вайнахов и не мог контролировать ситуацию. Кроме того, среди чеченцев и ингушей было распространено мнение, что некоторые члены оргкомитета, бывшие руководители Чечено-Ингушской АССР, являлись соучастниками депортации. Комитету не помогли даже попытки опереться на авторитетных стариков и членов семей шейхов.
  Массовое бегство продолжалось. Его не остановили даже попытки подкрепить полицейский произвол массированной пропагандой и экономическими стимулами — право на получение довольно значительной ссуды на строительство домов, приобретение крупного рогатого скота и т. п. имели только те бывшие спецпоселенцы, которые возвращались «в организованном порядке».
С наступлением весны 1959 года  начался массовый стихийный выезд чеченцев и ингушей на родину.
 В числе возврашенцев была и семья  Ахамди Ахматова из Ачхой-Мартана.
Было очень трудно,  и казалось бы невыносимо тяжело вновь обустраиваться но новом месте, но «новое» было своим, родным,  эта была Родина с тоскою по которой умерли и остались  лежать в земле на чужбине сотни тысяч чеченцев и ингушей. И возврашенцы не замечали эти трудности, они обустраивались,  строили дома,  работали на полях, рожали и воспитывали детей, чтобы  вновь стать хозяевами своей земли.
Именно в эти трудные годы в жизни возврашенцев, спустя  неполных 10 лет в семье Ахамди Ахматова рождается девочка которую нарекли Зейнап.
Воспитываясь и закаляясь в жестких, а порою и в жестоких условиях, как и многие ее сверстники, Зайнап росла по принципу  быть полезной для соседей, сельчан, обществу и родине, при этом отводя собственные интересы на второй план.
В возрасте 5 лет Зайнап сильно заболела и долго лечилась.
Ее мама Зулпа, старшие сестры Зула, Яхита, Кульсум и Аминат ни на шаг не отходили от Зейнап, боясь хоть чем-то ее обидеть или же как то   не угодить ей…………………………………
………….. Из рассказа Зейнап своим товарищам медикам, в  период  первых военных действий в Чечне: «Я в детстве очень долго болела,  меня очень долго возили  по больницам, и в дом наш часто приезжали врачи. 
Мне тогда, со своим детским восприятием  и пониманием казалось, что в действительности жизхнь так и устроена,  что все дети ходят по больницам, и  что вся моя жизнь, вот   так,  и пройдет.
Потом, спустя определенное время, когда мои сверстники, особенно девочки,  стали посещать в школу, одетые в коричневые платья и в белые фартуки, я  практически ежедневно  начала распрашивать  свою маму, почему мои подружки ходят, а я не хожу в школу. В этот миг со слезами на глазах ко мне подбегала моя старшая сестра Зула, обнимала меня, прижимала к себе изо всех сил и многократно повторяла «Дала мукълахь хьо кест г1урам йу хьуна цига.  С помощью всевышнего, Зайнап, ты скоро  выздоровишь и пойдешь в школу».  Зула мне объснила о моей болезни, о том, что врачи делают все что в их силах чтобы я выздоровила. Я спросила Зула, а врачи могут сделать так, чтобы я со своими подружками смогла ходить в школу. Зула ответила, - Да, смогут, ведь они врачи. Я же каждый раз отвечала сестре, что когда вырасту то обязательно стану врачом.
Эти мои детские мечты о пофессии доктора  никогда не покидали меня, и каждый раз видя людей в белых халатах я ими  восхищалась.
В детстве,  напротив нашего дома, мне казалось что находилась больница, ведь я наблюдала там всегда людей в белых халатах,  и   многих их я и  сейчас поименно помню, Аза, Тома,  Петимат.
На самом деле  это оказалась санитарно-эпидемическая станция, но для меня, в своем детском понимании они были врачами, и  почему то эти люди  мне казались ангелами»
…….………….В 1976 году, наконец выздоровившись Зайнап впервые пошла в  1-й класс в среднюю школу №1 с.Ачхой-Мартан, хотя тогда практиковались нулевые (подготовительные) классы, из за  достаточной подготовки на дому, ее приняли в превый класс.
………….……Из воспоминаний сестры Зайнап,  Зула:
« Мы всей семьей готовили ее в этот день. Не могу словами передать ту атмосферу которая царила в этот день в нашем доме. Казалось бы обыкновенный осенний день, ничего необычного, ребенок впервые как и миллионны  других детей готовится в школу.  Но  дело было в том,  что Зайнап ждала этого дня два с лишним года, ото дня в день, от часа в час.   
Поправив белые, огромные бантики  на голове, я  взяла Зайнап за руку и в желании проводить ее до школы шагнула к воротам, как вдруг Зайнап выхватывает свою руку из моего хвата и спрашивает:  «А ты куда». Я говорю, мол хочу тебя проводить в школу, на что она в категоричной форме ответила мне « Это кто в школу идет, я или ты, я не ребенок, я сама пойду». 
Я стала на вздрывь  плакать, не могла удерживать слезы, но если до сих пор мои слезы были слезами жалости к Зайнап которая  каждый день с грустьью сопровождала взгладом своих сверстниц идущих в школу,   то теперь я плакала от радости,  что Зайнап стала такой взрослой, и от гордости за нее, что она стала  такой  сомостоятельной.
Хотя наша семья была большая, девять детей, из которых семеро девочек и два мальчика, но Зайнап для нас всех была особенной, всеми любимой»…..
----1976-1986 годы.
С первых дней, Зайнап училась прилежно, любила постоянно заниматься домашними заданиями, рисовать и мастерить разные детские поделки, но параллельно всему этому она почти целый год проучилась недовольной тем, что школьницы со второго класса носят санитарные сумки и имеют медицинские нашивки на руках о которых она так мечтала.
Со второго класса Зайнап стала «медицинской сестрой» класса, раньше это практиковалось, внутри  активов класса создавались такие детские объединения, как редколегия, спортивные группы, группы медсестер, староста класса, руководители звеньев, группа всеобуча и это было великолепно, выстроенные таким образом системы внутри классов переходили в школьные ученические самоуправления и это сплачивало детей, наставляло их на путь созидания, товарищества и единства.
Так вот, все годы  что Зайнап обучалась в школе она ни разу не снимала с себя санитарную сумку.  Любовь заложенная в ее сознании  еще в  детстве, сопроводила ее до конца  ее жизни…
Первая война в Чечне 1994-1996 гг.
30 ноября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», на самом же деле был издан Указ о начале военных действий на территории Чечни.
Уже 1 декабря российская авиация нанесла удар по аэродромам Калиновская и Ханкала и вывела из строя все самолёты, находившиеся в распоряжении Чечни.
 8 декабря 1994 года Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации принял постановление № 291-I СФ «О положении в Чеченской Республике», в котором осудил действия по силовому разрешению конфликта и предложил Президенту РФ «принять конституционные меры по нормализации обстановки в Чеченской Республике и вокруг неё», в том числе «повторно обратиться к лидерам противоборствующих сторон… с предложением незамедлительно прекратить вооружённое противостояние и начать переговоры по восстановлению конституционного порядка в республике».
Однако уже на следующий день, 9 декабря президент Борис Ельцин подписал Указ № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»,
Указ так и звучал»….. на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», т.е. «порядок»  планировалось наводился не только на территории Чечни, но и на территории Ингушетии.
Вот так, с легкой руки Президента России, в Чечене началась мясорубка.
 В те дни, ни один чеченец не остался в стороне, каждый занял свою собственную позицию по защите своей родины, кто с оружием в руках, кто на митингах, кто на маршах протеста, но все были едины, все были  против войны, но обратная  сторона, федеральная, оказалась настолько   глуха и близорука к действительности, что не послушала никого, ни свои властные структуры, ни  чеченский народ.
 Была «сторона войны», сторона нажива, извечный лозунг «Кому война, а кому мать родная» сново возымел свою актуальность.
С первых дней боевых действий больницы городов и сел Чечни стали заполняться раненными, как с одной, так и с другой сторон, никто их не разделял на своих и чужих, единственное отличие было лишь в том, что палаты в которых находились раненные из числа  военных федеральных войск охранялись во избежания нападения на них со стороны жителей республики чьи сыновья погибли в ходе боестолкновений и авиаударов, хотя ни один из числа  жителей нашей республики на это и не пошел бы.
В республике не хватало медицинских работников, многие подростки, включая женщин приходили в больницы для оказания помощи больным и в числе первых таких волонтеров оказалась Зайнап.
Реальность того, что большинство медицинских работников составляли женщины, сыграла отрицательную роль при  необходимости оказания  помощи раненным ополченцам прямо в полевых условиях и здесь проявилось мужество этой  казалось хрупкой девчонки, которая вопреки всем запретам со стороны,  силком садилась в медицинскую машину  и  с медицинской группой выезжала на места боевых столкновений, откуда она лично,  собственноручно вынесла более  сотни ополченцев.
27 мая 1996 года, при очередном авиационном обстреле  отряда ополченцев, Зайнап получила смертельное ранение и погибла.
 Жизнь Зайнап, хотя и была краткосрочной, но была  насыщенной событиями. Ее мечты стать детским врачом, так и остались не сбыточными, но многие из тех  ополченцев, которых  она  ценою собственной жизни спасала, в последствии стали  называть своих детей в ее честь, Зайна, Зайнап.
Наверняка, когда нибудь из числа  профессиональных писателей или журналистов ( не такие как я любители) умеющих всесторонне доносить до читателя информацию о людях, напишут  и о Зайнап, напишут  правду об этой смелой и храброй девченке, которая во имя спасения жизней окружающих, во имя своей Родины пожертвовала собственной жизнью. 
При жизни Зайнап, в  те страшные военные годы,  в народе  ее называли  по разному, Майр Зайнап - Смелая Зайнап, Мартанхойн Зайнап - Ачхоевская Зайнап, но такие эпитеты народ дает лишь признанным своим героям, а она и была таковой.
Заложенный еще в детстве  родителями этноальтруизм она пронесла до конца своей пусть и короткой, но  жизни чести и благородства.
Память о тебе Зайнап жива и будет жить в вечные века,  и каждый раз когда матеря, отцы, дедушки и бабушки будут окликать девочек названных в  товою честь, эти оклики  будут звучать как салюты  в твою честь.
Аллах1 геч а дойла хьуна, йалсаманан хьаша а йойла хьох  бакъ йолу Нохчийн йо1 Майр Зайнап.
               

                РАИСА АХМАТОВА

                Поэтесса Ахматова Раиса Солтамурадовна

Ган меттиг хиллий техь хьуна цкъа бIаьрга,
Суьйренца дашо малх чубуза сихлуш,
Гергарчу шовдан тIе йоI хи дан йоьдуш,
Чилхьесан бухкарца, цу цIеста кIудалца?
Хиллий шу тхо долчохь, Кавказан лаьттахь,
Пушкина, Лермонтовс дийцинчу лаьттахь,
Iаламан хазалло кхелинчу махкахь,
Хьешан сий лардечу беркате хьаьттахь?

Раи;са Солтамура;довна Ахма;това (13 декабря 1928, Грозный — 29 января 1992, Грозный) — чеченская советская поэтесса, Народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР (1977), председатель Союза писателей Чечено-Ингушской АССР (1961—1983), председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР (1963—1985).
Родилась в семье рабочего 13 декабря 1928 года. В 1943 году окончила Грозненское педагогическое училище. В годы депортации, с 1946 по 1956 годы, работала учительницей в Казахстане. С 1956 году стала работать журналисткой. В 1958 году поступила на Высшие литературные курсы литературного института им. А.М. Горького.
Издавались и переиздавались десятки ее книг. Она — единственная женщина, которая была удостоена звания «Народная поэтесса Чечено-Ингушетии». Впервые в чеченской литературе её героини были показаны как личности, активно участвующие в жизни общества. В цикле «Самое дорогое» (сборник «Откровение») Ахматова пишет о Родине, мире и дружбе.
Раиса Ахматова принимала активное участие в общественной жизни. Была председателем Союза писателей Чечено-Ингушской АССР (1961—1983), председателем Верховного Совета ЧИАССР (1963—1985), делегатом XXII съезда КПСС, участницей Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир. Многие годы была членом Советского Комитета защиты мира. В последние годы своей жизни возглавляла республиканское отделение Советского фонда культуры.
Ряд исследователей предполагает, что полный архив (более 600 папок) её произведений был уничтожен во время Первой чеченской войны.

Хьоме республика. 
Нийсархошка. 
Сан седа. 
Шовданан йистехь. 
Стихаш. 
Дикалла. 
Цхьаьнакхетар. .
Суьйренан зIаьнарш. 
Хаьржинарш.

Бей мне, ветер в лицо!   
Иду к тебе. 
Трудная любовь. 
Откровение. 
Откровение. 
Лунной тропою. 
Избранная лирика. 
Будьте счастливы. 
Доброта. 
Медный листопад. 
Поющая чинара. 
Перевал. 
Ожидание. 
Вдохновение. 
Избранное. Край любви.

               
                ЛЯЛЯ НАСУХАНОВА

                Ляля Андарбековна  Насуханова
   Ляля  Насуханова первая чеченская лётчица и парашютистка, лётчик-инструктор, Заслуженный мастер спорта СССР по авиационному спорту, бронзовый призёр первых соревнований по самолётному спорту СССР среди женщин в Москве (1963 год), член сборной команды СССР по высшему пилотажу, общественный деятель.
Родилась Ляля  в 1939 году в селе Старые Атаги Чечено-Ингушской АССР. В 1944 году была депортирована. В годы депортации записалась в парашютную секцию Алма-Атинского аэроклуба, совершила первые 86 прыжков. Окончила Центральную летно-техническую школу в Саранске.
В 1957 году после возвращения из депортации Ляля поступила в Махачкалинский аэроклуб лётчиком-инструктором. В составе сборной команды Дагестана в Ростове на первенстве по высшему пилотажу по южной зоне России стала чемпионом.
В 1962 году  Куйбышеве на чемпионате страны среди мужчин Ляля заняла 18-е место среди 54 спортсменов. В 1963 году стала бронзовым призёром первых соревнований по самолётному спорту СССР среди женщин в Москве. По итогам соревнований вошла в сборную команду СССР по высшему пилотажу. Не смогла принять участие в чемпионате мира, так как готовилась стать матерью.
В 1964 году её назначают командиром авиационного звена. До неё ни одна женщина в Советском Союзе не удостаивалась такой должности на реактивных самолётах-истребителях. Четырежды пыталась поступить в отряд космонавтов, но не смогла этого сделать, потому что была представителем репрессированного народа.
Работала в Грозненском учебно-авиационном центре: была лётчиком-инструктором, командиром звена реактивных истребителей «МиГ-17». На разных типах самолётов Насуханова налетала 2 560 часов, воспитала более 200 лётчиков. Дважды Герой Советского Союза Григорий Береговой вручил ей диплом федерации авиационного спорта за заслуги в подготовке спортсменов ДОСААФ.
Окончила исторический факультет Чечено-Ингушского педагогического института.
Она посвятила авиации 23 года жизни. После ухода из авиации перешла на общественную работу. Была секретарем Грозненского сельского райкома КПСС, затем депутатом Грозненского горсовета. Через несколько лет перешла в Областной совет профсоюзов: работники культуры республики избрали Л. Насуханову председателем своего обкома профсоюзов. Она проработала на этой должности до ухода на пенсию.
После первой чеченской войны уехала на родину мужа, лётчика-инструктора Аслана Хаматкановича Битарова. Умерла беженкой в январе 2000 года в селе недалеко от Владикавказа.

                ШУМИСАТ МАМАЕВА (ХАЖМУХАМБЕТОВА)

Нам, чеченцам, привычнее, когда женщина – учительница, врач, научный сотрудник, социальный работник, проводник поезда и даже стюардесса, но чеченка-спортсменка, мастер спорта, тренер, да еще по таким видам спорта, как самбо и дзюдо… Согласитесь, это редкостное явление среди вайнахских девушек и женщин. Но тем не менее, Шумисат Хажмухамбетова – мастер спорта СССР по самбо и дзюдо, тренер по дзюдо Детско-юношеской спортивной школы Ачхой-Мартановского района. Это вызывает не только удивление, но и огромное восхищение, и гордость за нашу горянку! А еще больше я поразилась, увидев ее – обаятельная, красивая, доброжелательная в разговоре, скромная, целеустремленная, заботливая мать троих детей – она достойна уважения и преклонения перед ней. На мой первый вопрос – довольна ли она своим жизненным выбором, Шумисат, не задумываясь, ответила: «Да, я стала тем, кем хотела стать с детства, сбылась моя мечта». Но вернемся в детские годы нашей героини, где жила и воспитывалась девочка, ибо среда играет немаловажную роль в становлении личности человека, в выборе профессии. Родилась Шумисат в 1968 году и детские годы провела в селе Самашки, где не очень-то были созданы условия в те годы для развития творческих способностей детей. В школе училась неплохо, но из всех учебных занятий любила уроки физкультуры. Занималась спортом с раннего возраста. Сначала это были игры, участие в школьных соревнованиях. А где-то уже в 9-м классе, встав повзрослее и задумавшись, к чему себя готовить, Шумисат выбирает спорт. В секцию по дзюдо ее привела случайность – в те годы в Самашках других не было. Тайком, переодевшись в одежду мальчика (ибо девочек не брали), Шумисат записалась в секцию. Тренер Магомед Алиев, не подозревая, что перед ним стоит девочка, зачислил ее. А потом, узнав, не стал отстранять. Еще, наверное, помогло то, что Шумисат занималась не хуже мальчиков, была старательной и активной. Позже, узнав об увлечении дочери мужским видом спорта, родители, сами бывшие спортсмены: отец Жалауди – велогонщик, мать Нина – мастер спорта по художественной гимнастике, не стали ей препятствовать. Шумисат после окончания школы пытается поступить в пединститут на спортфак, но не проходит по конкурсу. Чтобы не терять год, по рекомендации отца, поступает в техническое училище №1 в городе Грозном. Оканчивает его с «красным» дипломом и идет работать на химзавод. В этот период Шумисат не занималась спортом – не хватало времени, но надеялась возобновить занятия. Ей снова помог случай. Однажды, возвращаясь с работы, Шумисат в автобусе услышала разговор двух девушек. Говорили они о дзюдо. Знакомство с этими девушками привело ее в ДК имени Крупской, где она у тренера В.В. Шаталова продолжила прерванные на время занятия по полюбившемуся виду спорта. Потом была учеба в техникуме, пединституте, но спортом занималась регулярно. Освоила дзюдо, потом самбо. Участвовала в соревнованиях. Были выигрыши, но иногда и проигрывала, что заставляло ее еще усиленнее работать над собой. И это постепенно дало свой результат – в республике не было ей равных. Стала выезжать на соревнования (однодневные) в города Северного Кавказа. Но и здесь не обошлось без сложностей. Шумисат рассказывает: — Мне предстояло впервые выехать в двухдневную поездку за пределы республики. Страшно боялась, что родители не отпустят. Поговорила с мамой, она отправила меня к отцу отпрашиваться. Я не была уверена, но сумка в дорогу уже была готова. Я надела все свои медали, а их уже было несколько, и пришла к отцу. Поговорили о разном, и я предложила отцу сыграть в шахматы (чтобы подготовить его к разговору). Стали играть с условием: если я выиграю, отец исполняет мое желание. Я выиграла, или он позволил мне выиграть, не знаю. Ему пришлось мне уступить, но он при этом сказал: «Если проиграешь, больше никогда не поедешь». Это был 1988 год, город Салават. Я вернулась с «золотом». Отец был доволен. После этого проблем с поездками не возникало. Звание мастера спорта по самбо Шумисат присвоили после всесоюзного турнира в городе Кривой Рог. Здесь ей был вручен и необычный приз «Мисс самбо – 1991 год». Потом был чемпионат СССР в Киеве, где она стала серебряным призером. В городе Загорске в чемпионате СССР завоевала 1 место по дзюдо, в Минске в спортакиаде народов – 2-е место. И вот уже два года, как Шумисат работает тренером по дзюдо при Ачхой-Мартановкой Детско-юношеской спортивной школе. Среди тренеров района по итогам года стала лучшей. На данный момент у нее занимаются более 30 девочек разных возрастов. Самой младшей из них семь лет, а самой старшей – 26. Три раза в неделю в райцентр на тренировки к Шумисат везут родители своих девочек: из с.с. Катыр-Юрт, Самашки, Валерик, даже из Грозного. В секции каждая пятница недели называется днем борьбы, т.е. это день, когда приобретенные навыки демонстрируются перед родителями, подругами по секции. А показом достижений за два года тренировок, стали районные соревнования по дзюдо среди девочек, которые состоялись 15 мая текущего года. В спортивном зале Ачхой-Мартановской средней школы №5, как говорится, яблоку негде было упасть. Посмотреть на необычное для спортивной жизни района (впервые проводимое) состязание собрались учащиеся школ, преподаватели, тренеры, спортсмены. Девочки-дзюдоистки продемонстрировали неплохие результаты, высокой оценкой была отмечена работа тренера Ш. Хажмухамбетовой. Победителями в своих весовых категориях в этот день стали: И. Хажмухамбетова (дочь тренера), — А. Гайтукаева, Х. Гайтукаева, Д. Цинаева, Ф. Джамбулатова, Л. Цинаева. Вторыми были признаны Л. Хазбулатова, М. Гакаева, М. Батукаева, А. Мамаева, И. Акуева, Л. Акуева. Третьи места достались М. Куркаевой, А. Бураевой, А. Мамакаевой, Л. Джамурзаевой, З. Даудовой. Тренер уверена, что эти девочки готовы принимать участие в соревнованиях по дзюдо по своим весовым категориям на любом уровне. «Нас пока не знали, да и показать было нечего, а теперь мы готовы. С октября месяца у нас начнутся выезды», — заверила Шумисат.
Тепло отозвался о тренере И. Музаев, директор спортивной школы, где работает Шумисат: — Уже одно то, что тренером по такому виду спорта, как дзюдо, работает женщина – чеченка, вызывает огромное уважение к ней. В районе, да и в республике она первая тренер по дзюдо. Многие спортивные школы предлагали ей лучшие условия, чем у нас. Но Шумисат решительно всем сказала «нет» и вернулась в свой район. Как тренер, она грамотна, настойчива и упорна. Среди тренируемого ею состава есть преуспевающие девочки, готовые показать хорошие результаты. В коллективе спортшколы Шумисат является образцом подражания, пользуется уважением. Родители довольны ею, с удовольствием ведут на занятия своих девочек. Она пример того, что богата чеченская земля не только талантливыми спортсменами, но и тренерами-преподавателями. Они делают все от них зависящее, чтобы физкультура и спорт заняли достойное место в жизни каждого жителя республики. Кроме того, что Шумисат тренер по дзюдо, мастер спорта, она добрая и заботливая мать, прекрасная и гостеприимная хозяйка в доме (хотя своего дома у них пока нет – живут на частной квартире). Ей повезло с мужем, он не против ее работы, терпимо относится к поездкам, поддерживает и понимает ее неженское увлечение, помогает в воспитании детей. Мальчики – Асламбек и Шамиль также занимаются спортом. Шамиль — чемпион России и Евразии по рукопашному бою. Кадры решали и решают глобальные вопросы в любой сфере. Сложилась у Шумисат и трудовая биография - она проработала тренером ДЮСШ А-Мартановского р-на и преподавателем кафедры физвоспитания Чеченского госпединститута (ЧГПИ)
Пусть успех и удача сопутствуют тренеру, мастеру спорта СССР Шумисат Хажмухамбетовой в достижении новых высот на спортивных аренах республики, России и за ее пределами.


Рецензии