Как различить пояснительный и разделительный союзы

Вопрос этот важен для практики, так как запятая ставится перед пояснительным союзом ИЛИ, но не ставится перед разделительным союзом. Но не всегда просто их различить.

1. В правилах Розенталя имеется информация на эту тему, но там есть не совсем ясные для пользователй моменты.
§ 23. Пояснительные конструкции (пункт 2) http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=119#pp119
Примечания: 1. Следует различать пояснительный союз ИЛИ (в значении ‘то есть’, перед ним ставится запятая) и разделительный союз ИЛИ (перед ним запятая не ставится, если союз не повторяется).

Сравнить примеры из правил Розенталя:
(1) Флексия, или окончание, имеется только у слов, относящихся к изменяемым частям речи. Повторить союз нельзя, его можно заменить союзом то есть;
(2) Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием. Разделительный союз может быть повторен (…называется или флексией, или окончанием).

Еще примеры:
Буквы алфавита, или азбуки, располагаются в принятом порядке (ИЛИ имеет пояснительное значение «то есть».
Все буквы, расположенные в принятом порядке, называются алфавитом или азбукой (ИЛИ имеет разделительное значение: «называются или алфавитом, или азбукой»).

2. Давайте сами сравним примеры у Розенталя:
(1) Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием.
ДАЕТСЯ определение (два разных названия для одного предмета). Здесь союз ИЛИ разделительный.

(2) Флексия, или окончание, имеется только у слов, относящихся к изменяемым частям речи.
Два разных названия ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в тексте, причем второе название является дополнительной или пояснительной информацией. Здесь союз ИЛИ пояснительный:
Разница в этих случаях настолько понятная, что трудно ошибиться.

КОРОТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА:
Если даем определение, то ИЛИ разделительный (здесь указывается на возможные варианты названий: ИЛИ одно, ИЛИ другое).
Если используем два названия в тексте, то ИЛИ пояснительный (значение "то есть, другими словами"; указывается на то, что этот же предмет может называться по-другому).

3. Пример более СЛОЖНОЙ задачи
Но в сложных темах нужно понимать содержание сказанного, а также желателен контекст. Рассмотрим текст о развитии мышления у детей 5-6 лет.
Синаптическая пластичность
Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация, ИЛИ синаптическая трансмиссия, между участвующими в процессе нейронами усиливается.

Здесь обособляется двумя запятыми пояснительный член предложения (ИЛИ — пояснительный союз). Имеется в виду, что коммуникация может называться другим словом — "синаптическая трансмиссия".

Для справок: Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача. Трансмиссия — (от лат. transmissio — пересылка, передача). В популярном тексте более понятным термином является «коммуникация», а второе (более научное) название в этом предложении  используется как пояснительная информация.

4. О ЗНАЧЕНИИ СОЮЗОВ
В приведенном примере большинство отвечающих определили союз ИЛИ как разделительный, но почему? Чтобы выбрать и объяснить правильное решение, надо вспомнить О ЗНАЧЕНИИ союзов.

(1) У союза ИЛИ два значения: ВЫБОР только одной ситуации и ВОЗМОЖНОСТЬ обеих. Когда мы даем два названия одному предмету, то это как раз ДОПУЩЕНИЕ обеих ситуаций. Разделительный союз ИЛИ там уместен и применяется точно по правилу.

(2) А что происходит, если разделительный ИЛИ мы используем в этом тексте: Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается.

Что же здесь делает разделительный ИЛИ и какое он имеет значение? Короткий вариант предложения читается так: Коммуникация или синаптическая трансмиссия усиливается.
Что-нибудь одно усиливается или и то и другое может усиливаться? Оба варианта неверны – здесь нет двух предметов вообще.

А что есть? А есть один предмет, два его названия и незаконный разделительный союз ИЛИ, заменивший правильный пояснительный ИЛИ, что приводит к неверному пониманию содержания текста.


Рецензии