Др. -греч. maleros жгучий, палящий и чеч. малх
Др.греч.MALEROS "сильный".Согласно словарю "по объяснению древних "палящий, жгучий, всё истребляющий".MALA "очень, весьма, совершенно, совсем".
Чеч., ингуш. МАЛХ "солнце", бацб. (кист.) МАТХ.
Анд. МИЛЪИ, МИЛЪЕ, МИЛЪ "солнце"
? Пехлеви MIHR "Mithra,Sun"
Мы увереныв том, что эта нахско-дагестанская лексема связана с индоиранским божеством Митрой.
ОБОСНОВАНИЕ СВЯЗИ ЧЕЧ. "МАЛХ" С МИТРАИЗМОМ
1. Бацб. МАТХ, анд. МИЛЪИ, МИЛЪ указывают на 4 латерал (thl'), который имеет регулярное отражение в индоевропейских языках как tr/dr. Этот латерал присутствует в ав. языке в обозначении чисел "семь" и "восемь" (микь "восемь"). В армянском языке с именем Митры связан восьмой месяц календаря,в пехлеви - седьмой.
2. Ав. МИКЬИР [MIT'LhIR] "персик". "ПЕРСИК — с одним листочком — древний символ «сердца и языка», то есть искренней, сердечной речи. В таком виде он изображался художниками Возрождения в качестве символа правдивости. Персик иногда присутствует на изображениях мадонны с младенцем вместо яблока как символ спасения" (Универсальная Энциклопедия Кирилла и Мефодия). Требование быть правдивым и честным, не нарушать данного слова и соблюдать договора, не обманывать при торговле и пр. - мораль, принадлежащая к столпам митраизма. В этой связи митраизм получил популярность среди солдат Римской империи и соперничал с христианством. Митру в Риме нередко называли "солдатским богом". Много сторонников митраизма можно было встретить также среди киликийских пиратов.
Одним из старых значений китайского слова «дао» было «персик». Цветущий персик в Китае является символом весны, вечного обновления и долголетия. В качестве подарка новобрачным он символизирует счастье.
Персик в китайской поэзии (Пэй Ди)
Как разорвать
С мирскими тенетами связь,
Прах отряхнуть,
Отречься житейских забот?
Посох возьми
И возвратно, не торопясь,
Путь предприми
К роднику, где персик цветет.
3. Общеизвестна КРЫЛАТОСТЬ МИТРЫ (лат. SOL INVICTUS "непобедимое солнце"). Изображения Митры често снабжены крыльями, ср. ав. МИЛЪИР "крыло птицы"). О том, что вайнахи и дагестанцы должны были иметь отношение к митраизму нам было ясно давно. На это указывает буквально всё. Из митраистских представлений как доминантных нахско-дагестанские народы восприняли какую-то разновидность христианства, так как фигура Христа во-многом копирует Митру. На всех религиозных представлениях народов Чечеи и Дагhестана тем не менее прослеживается печать митраизма. При любом фасаде религиозных построений, сама суть религии ими воспринимается довольно часто подобно адептам культа "Непобедимого Солнца". В аварской микротопонимике сохранилось и упоминание кокретного имени "Митра": "Митрил байдаби" (площади Митры). В мифологии обско-угорских народов Митра- "Мир Суснэ Хум". В буддизме с Митрой связан последний посланник, спаситель праведного человечества Майтрейа (по-китайски он "МИЛЭ). В древнеперсидских надписях ахеменидских царей прослеживается рефрен: "Ахурамазда ута Митра Бага мана упастам баратув" (Ахурамазда и Митра-бог мне опору принёс). К митраистам принадлежали и парфяне. Митраистскими явл. сюжеты на эфталитских монетах и некоторые имена правителей т.н. "иранских гуннов".
Статей, посвящённых влиянию митраизма на монголов в настоящее время можно встретить лишь на зарубежных сайтах. Всё русскоязычное пространаство Инета подверглось масштабному фальсификационному процессу в рамках некоего "Тенгрианство у тюрко-монголов" или "О роли митраизма в героическом эпосе тюрко-монголов". Мы не знаем никакого "тенгрианства" и никаких "тюрко-монголов" и любые попытки конструкций подобных фикций считаем антинаучными. Очевидно, что некоторые представители потомков хана Котяна задним числом переписывают собственную историю активно подворовывая чужое, в том числе то, что имело место у монголов. Тюркское традиционное мировидение вообще исключает на корню всякий митраизм. Согласно же фантазийным "хобби-историкам", митраизм якобы возник у каких-то "тюрко-монголов", а затем перекочевал в "Туран-арийскую" среду.Таким образом, шарлатаны придумывают фейковые термины, а затем подгоняют под них плоды собственных фантазий, согласно которым монголы выступают в роли кляч, которые должны вывести на спине и неких примкнувших к ним безадресных "тюрков", потому что сами тюрки попасть в число митраистов не могут, тогда как к монголам как испытавшим влияние митраизма в научном мире ни у кого претензий нет. Эпоха чингизидов явл. эпохой активизации митраистских воззрений в монгольской среде, то что Гумилёв Л.Н. считал "пассионарным скачком".
Свидетельство о публикации №223050301300