47. Китайская гостиная Александра I

Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/03/27/2050

Китайская гостиная Александра I, внука Екатерины II, относится к личным императорским покоям. Раньше здесь располагались комнаты Екатерины II. Интерьер  гостиной был создан по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1752-1756 годах.

Среди комнат Золотой анфилады дворца этот интерьер выделялся шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золочёные десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окнами, печи с гамбургскими изразцами и наборный паркет.

В 1820 году во Дворце случился пожар. Первоначальная отделка была, согласно распоряжению императора Александра I, воссоздана по проекту В. П. Стасова: стены затянули новым расписным шёлком, заказанным в Китае, восстановили деревянный резной золочёный декор. Художник Ф. П. Брюллов (1793–1869) написал новый плафон "Зефир и Флора".

При реставрации гостиной после Великой Отечественной войны утраченный китайский шёлк был заменён белым штофом, а на место плафона помещена современная копия с картины Ф. Буше "Венера, обезоруживающая Купидона", окружённая четырьмя композициями "Игры амуров" в лепном золочёном обрамлении в виде вьющихся побегов.

В 2007 году было принято решение о возвращении исторического облика Китайской гостиной. Расписные шёлковые обои зала были воссозданы по уцелевшему образцу. Материалом послужил шёлк китайского производства из провинции Шаньдун. Основной объём росписи шёлковой ткани выполнила художница Маргарита Чернышёва в Москве, а детали дописывались в интерьере в мае 2011 года.

Живопись и предметы убранства Китайской гостиной Александра I, сохранённые в эвакуации, заняли свои исторические места. На стены вернулись выполненные неизвестными художниками первой половины XVIII века портреты Петра I и Екатерины I, их дочерей  Анны и Елизаветы, императрицы Анны Иоанновны, портрет императора Петра II кисти И.-П. Людена, а также портрет Екатерины II (копия с работы И.-Б. Лампи Старшего) и портрет Александра I кисти Д. Доу.

На ломберных столах и комодах представлены предметы японского и китайского фарфора и изделия берлинской Королевской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в XVIII столетии. Уникальным для отечественных собраний является комод из дворцовой коллекции, инкрустированный орнаментальным декором из металла. По всей видимости, это произведение мебельного искусства изготовлено в Аугсбурге в 1740-х годах - то есть еще до завершения отделочных работ в Большом дворце, хотя попало в Царское Село, скорее всего, лишь в XIX столетии.

Иллюстрация: Китайская гостиная Александра I

Продолжение  http://proza.ru/2023/05/11/1307


Рецензии
Светлана. Китайская гостиная великолепна. Шёлковая обивка с росписью акварельными красками - это трудная работа. Краски наносить нужно очень точно. У меня внучка закончила художественную школу. Довольно хорошо рисует акварелью по шелку. Ей даже заказывают такие работы. Собирается поступать на архитектурный факультет. Хорошо, что живописные работы сохранились и портреты династии Петра I заняли свои места в Китайской гостиной Александра I. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   04.07.2023 18:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, за ваше удовольствие, которое передаётся и мне. Желаю вашей внучке успешного освоения специальных наук и развития своего таланта. Всего самого доброго!

Светлана Шаляпина   04.07.2023 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.