Воздушные змеи - предшественники и современники са

ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ - ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И СОВРЕМЕННИКИ САМОЛЕТОВ krylatv 17 июля, 2014 Москва Санкт-Петербург ТРЕТЬИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ И.И. СИКОРСКОГО И ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ ВЫДАЮЩИХСЯ РОССИЙСКИХ АВИАТОРОВ 2001 г. Секция “ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И АВИАЦИОННЫЕ МУЗЕИ”
ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ - ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И СОВРЕМЕННИКИ САМОЛЕТОВ, ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ КОНСТРУКЦИИ С.А. УЛЬЯНИНА В МОСКВЕ(РОССИЯ) И КОНОТОПЕ (УКРАИНА) (ФЕСТИВАЛИ ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ - ФОРМА БЫТОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗМЕЕНАВТИКИ)
А.В. ЕФИМОВ

см. также    http://proza.ru/2017/05/18/292

Первоначально предполагалось сделать сообщение на тему ”Воздушные змеи - предшественники самолетов”. Посмотрели публикации начала века, познакомились с обычными и электронными материалами посвященными воздушным змеям сейчас, и невольно сделали вывод - Воздушные змеи прежде всего полноправные жители неба, наряду с тепловыми шарами и самолетами, а уж потом “предшественники”. Конечно и предшественники самолетов, конечно в начале прошлого века использовались в целях разведки и наблюдения, что было позднее монополизировано авиацией, однако не исчезли и не могут исчезнуть по-видимому никогда. Наиболее распространенная и продуктивная форма бытования воздушных змеев, в настоящее время, (так и хочется сказать - жизни) на Фестивалях Воздушных Змеев, география которых - Весь Мир! Россия и Москва здесь не исключение. В начале нового века невольно хочется оглянуться и посмотреть назад – в прошлое, в то время, когда казалось, что человек может… ну почти все. Сбывались самые фантастические мечты. На рубеже 19 – 20 веков и появились в России змеенавтические части в сухопутных войсках, а также в морском флоте для наблюдения и разведки. Существовали подобные воинские подразделения не только в России, но и в армиях других стран. Однако широкого применения змеенавтика не получила и со временем была вытеснена наблюдателями на шарах и самолетах. В чем же причина? Она из причин состояла в том, что конструкция “привязная система – воздушные змеи” была неустойчива. Наблюдателя буквально мотало в корзине из стороны в сторону. Именно проблему устойчивости змейковой подъемной системы и попытался решить капитан Ульянин, сконструировав особый змей с изменяемой геометрией крыла. Система стала значительно устойчивей. На фотографии, представленной в докладе Данилевского К.Н., можно увидеть наблюдателя (возможно самого Ульянина С.А) спокойно стоящего в корзине привязной змейковой системы находящейся на довольно большой высоте над землей. Тем не менее время было упущено и более совершенные технические средства вытеснили воздушные змеи из воздухоплавательной практики, но как оказалось не навсегда. Да и не могли они исчезнуть навсегда, ведь за ними даже не столетняя, а тысячелетняя история и бытование у всех народов, по всему миру. Воздушные змеи делают и запускают в небо дети и взрослые почти всех стран и народов. Хочется сказать - “Вот только над Антарктидой не летают”. Не знаю как над Антарктидой, а над Гренландией летают. Достаточно просто посмотреть перечень Фестивалей Воздушных Змеев. Их география - Весь Мир. Как нам кажется – именно Фестивали Воздушных Змеев наиболее приемлемая форма бытования современной змеенавтики, в отличии от экстремального змеенавтического спорта, доступного единицам. Мы живем в России и у нас, в Москве, также проходит свой Фестиваль Воздушных Змеев главной задачей которого является знакомство с культурой разных народов и с собственной историей. Обычно описание истории воздушных змеев начинается с описания китайских трактатов датированных 2-3 тысячелетием до нашей эры. Забывая о том, что воздушные змеи упоминаются в летописях посвященных дохристианской Руси. Русь-Россия вошла в историю с оригинальной конструкцией воздушного змея, не только трудами подвижников подобных капитану Ульянину. У нас не вызывает сомнения утверждение, что на русской земле воздушные змеи имеют многовековую историю, недаром же один из воздушных змеев так и называется - “Русский плоский змей”. Кроме этого позволим привести описание опытов К.Э.Циолкловского с воздушными змеями, проводимыми в конце 19 века (В Боровске летом 1886г.). “Судьба улыбнулась мне, послав искусственного ястреба. Было мне тогда под тридцать. Как-то увидел у зажиточных соседей японскую игрушку. Японцы большие выдумщики и умельцы. Наподобие нашего воздушного змея делали они ястребов из камышинок и рисовой папиросной бумаги. Я подобрал такого ястреба поломанным, обескрыленным и нелетающим, но нехитрую конструкцию разгадал без особого труда и быстро смастерил своего ястреба, только несколько больших размеров. Моей искусственной птицы размах крыльев был на вершок поменьше аршина, а летные качества - лучше желать не надо. Парил он превосходно и даже поднимал в воздух небольшие грузы. И выгодно отличался от японского: Дернешь за ниточку, получается полная иллюзия, что ястреб взмахивает крыльями. Свою птицу я разрисовал чернилами, словно дал ей оперение. Мальчуганы от радо¬сти просто прыгали. Да что мальчуганы! Когда ястреб полетел над городом, соседи подняли головы в небо и загалдели: Не иначе он колдун, этот Циолковский! Смотри, какую птицу в небеса запустил! Смотреть на ястреба приходили люди с другого конца города. Однажды толпа обступила городового: Видишь, ястреб летит, а на него цапли сейчас набросятся. И правда: я своими глазами видел, как большие птицы, вроде цапель, приблизились к летящему бумажному ястребу, видимо приняв его за пернатого, а потом, разочаровавшись, круто повернули и улетели. А ночами я запускал ястреба с фонариком. Как-то ястреб с фонариком пролетел над городским садом , где проводилось гуляние. Все головы поднялись кверху... Не только трудно, но просто невозможно было объяснить, что ястреб для меня не простая затея, а опыт, нужный для постижения аэродинамических законов. А с мальчуганами я и не пытался объясниться: пусть думают, что я забавляюсь в их веселой компании. Одного "Ястреба" я сжег во время его полета, умышленно слабо укрепив свечку. Упала свечка, сгорел "Ястреб", но нужного эффекта не получилось. ...” /Боровск, 1879-1892/ Так, что для России воздушный змей не диковинка, а неотъемлемая часть народного быта, народной культуры. Жители района г. Москвы “Крылатское” вот уже в течении трех лет ,прогуливаясь по Крылатскими Холмам наблюдают как мальчишки и зимой и летом, в любую погоду, запускают воздушные змеи. А, дважды в год, начиная с 1993 г. в небо поднимаются разнообразные самодельные змеи. Иногда более десятка змеев парят в небе одновременно - это проходит Фестиваль Воздушных Змеев. Самый первый наш фестиваль состоялся 10 сентября 1993 г. В фестивале приняло участие 8 школьников и двое взрослых со своими воздушными змеями и более 50 зрителей. Воздушные змеи были самые разнообразные и у каждого было свое имя: Серебристый, Птеродактиль, Арбалет и др. Были воздушные змеи размером с обеденный стол, а были и размером с ладонь. Вот это разнообразие и привлекало и участников и зрителей. Можно и свое умение показать, проявить свою ничем не ограниченную фантазию, можно посмотреть что придумали другие, а самое главное - небо всегда в вашем распоряжении и если вам понравилась конструкция змея, то сделайте такой же, приходите на поле и попробуете, как ваш змей чувствует себя в воздухе. Нам так понравился наш первый фестиваль, в 1994 г. мы провели два весенний и осенний фестивали воздушных змеев. Весенний фестиваль собрал уже 18 участников и более сотни зрителей. По решению оргкомитета семь авторов самых красивых воздушных змеев были награждены призами. Осенний фестиваль был скромнее, но и он собрал около десятка участников и более 70 зрителей. В фестивале 1995 г. приняли участие не только жители Крылатского, но и гости из Украины и студенты из США и Германии. Сам же Фестиваль Воздушных Змеев стал традиционным и проводится два раза в год - в середине мая и середине сентября. Начиная с 1993 г. состоялось 16 фестивалей, на которых проводилось награждение “змеенавтов”: Дата Число участников награжденных за самодельный летающий воздушный змей (без учета зрителей) 1. 10 сентября 1993 г. 10 2. 17 мая 1994 г. 7 3. 10 сентября 1994 г. 8 4. 14 мая 1995 г. 15 5. 17 сентября 1995 г. 8 6. 19 мая 1996 г. 10 7. 14 сентября 1996 г. 12 8. 1 мая 1997 г. 15 9. 17 сентября 1997 г. 5 10. 16 мая 1998 г. 18 11. 13 сентября 1998 г. 3 12. 15 мая 1999 г. 14 13. 19 сентября 1999 г. 10 14. 14 мая 2000 г. 7 15. 16 сентября 2000 г. 4 16. 19 мая 2001 г. 13 У наших соседей, на Украине, аналогичные фестивали с 1987 г. проходят в г. Херсоне и с 1996 г. в г. Конотопе. В 2000 и 2001 гг. в Москве и Конотопе стараниями Данилевского Константина Николаевича и школьников района г. Москвы “Крылатское” поднялись в небо змеи конструкции капитана Ульянина. Век прошлый (даже прошлое тысячелетие) протянул(о) руку веку нынешнему. Воздушный змей - народная забава и не только забава, имеющая многовековую историю, и встречающаяся у разных народов, позволяет обращаться к древнейшей истории человечества, что выгодно отличает работу со школьниками, по изготовлению и запуску воздушных змеев, от других видов детского технического творчества. Воздушные змеи, как всякая народная забава, весьма разнообразны по сложности своего изготовления и запуска, что дает большие возможности для совместного и индивидуального творчества детей разных возрастов. Воздушные змеи изготавливаются не для созерцания, а для активного действия с ними. Это позволяет школьнику гармонично развиваться, чередуя умственные и физические нагрузки на разных этапах своего развития. (Среди школьников ходит такая шутка - для того, чтобы сделать хороший, и красивый воздушный змей нужно быстро бегать и хорошо лазать по деревьям.) Конструкция и материал змея могут быть подсказаны школьнику его дедушкой или бабушкой или другими, старшими по возрасту товарищами. Совместная работа школьников и взрослых по изготовлению и запуску змеев помогает в общении, позволяет предавать элементы народной культуры, так как это происходило всегда, от одного поколения к другому. Воздушный змей неинтересно и практически невозможно запускать в одиночку. Изготовление змеев также дает возможность для общения школьников разных возрастов, способствуя таким образом развитию чувства товарищества и навыков общения. Следует подчеркнуть эстетическое воздействие этого увлечения. Каждый змей может быть украшен в зависимости от желания и вкуса автора. При запуске каждый испытывает эстетическое наслаждение от ощущения полета, чувство сродства с силой ветра. Зрелищность запусков воздушных змеев делает их незабываемыми во время проведения детских праздников, создает приподнятое настроение у зрителей. Каждый воздушный змей, особенно оригинальной, да и традиционной конструкции, требует обязательного опробования, подгонки, ремонта, а иногда и изменения конструкции. Все это воспитывает у их авторов: терпение, аккуратность и тщательность в работе. Терпения и смекалки требуют также и обязательные испытания авторской модели. Запуск змеев представляет простор для совершенствования мастерства управления ими. Разнообразная творческая деятельность школьников по изготовлению и запуску воздушных змеев дает возможности как для эмоционально-волевого развития детей (радость, эстетическое наслаждение, терпение и воля), так и стимулирует познавательные процессы (познание законов природы, навыков конструирования и изготовления.) Итоги последних проведенных на Украине и России Фестивалей Воздушных змеев позволяют утверждать, что, как и в начале прошлого века, возможно и их практическое использование. Воздушные змеи конструкции капитана Ульянина возвращаются в небо России. В приложении представлены некоторые впечатления школьников от Фетивалей Воздушных змеев и фотографии (не только с Московского фестиваля). (Подпись) Ефимов Александр Владимирович 121609 г. Москва Осенний бульвар д 5 к 1 кв 19, Т - 413-11-43. Почему мне нравится Воздушный Змей? (Впечатление о Фестивале Воздушных Змеев) Грушников Максим - на Фестиваля 1998 г. больше всего запомнился полет Воздушного Шара (Монгольфьера) очень далеко. В самом начале, когда пришел на Фестиваль - увидел кучу всяких змеев. Трофимов Владимир - больше всего запомнилось как улетел воздушный шар и как мы за ним бегали. Было здорово! Летало почти все! 14.03.93 Ефимова Е.А. Запуск начался как обычно. Хотя он был не обычный, а зимний, третий в 1993 г. Ветер был очень сильный, но это никого не смущало, а даже радовало. Ну запускали мы, значит, змеев, и тут приходит некий бугай с канистрой, лет 25 и начинает приставать к В. П. - дай, мол запустить змея, я, говорит, в своей молодости (тоже - старик нашелся) запускал, и поэтому я лучше тебя знаю. В. П. дал (в чем потом сильно раскаялся). Бугай, разумеется змея посадил, и окончив свое кровавое дело, перешел к А. В. Четыре раза А. В. змея поднимал и четыре раза сажал его бугай. Потом бугай пошел искать канистру, а А. В. остался у разбитого змея. В. П. пошел искать змея, но не нашел, а увидел мальчика, который старательно уносил родимый хвост. Мальчишку догнали, хвост отобрали, мальчика отпустили. Ефимова Люба. 3 мая 1994 г. Наконец-то полетел или "Ух наконец-то"! Этот день знаменит тем, что полетел - "Чингачгук - Большой Змей". Ой как высоко летает! А как гудит! Ой как рвет! - восклицали мальчишки. Но вот змей начал падать и чуть не врезался в столб, но вдруг свечкой взлетел вверх. Когда он летел вниз, он чуть не сшиб прохожих, но они отбежали в сторону. На холмах был сильный ветер и "Приведение", или "Летучая мышь", или "Мой страшненький", не полетел. В этот день летали еще: "Незабвенный закат" и прямоугольники всех сортов. Закончив запускать воздушные змеи, мы вернулись домой и стали чинить их, потому, что были некоторые поломки. Ефимова Наташа Мы запускали змеев вместе с Звериком Алексеем Павловичем. В Парке культуры "Японка" летала хорошо. Новый "Повар" летал сначала плохо, а потом начал летать хорошо, потому что мама перевязала уздечку. У Зверика хорошо летала "Кошачья морда". "Птичка", которую сделали вчера, летала, но сломалась. У Зверика были: поезд из семи змеев, "летучая мышь", серебряный крутящийся змей, "Мир" - из пятиугольников на уздечке. К нам подходили и спрашивали - продается ли? Сколько стоит? Можно ли запустить? Мне больше всего понравилась ”Летучая мышь”


Рецензии