Сальвадор Дали - попытка разобраться

Сальвадор Дали… Какие образы возникают у Вас, когда слышите это имя? Перетекающие блины-часы, слоны на тонюсеньких ножках, женский образ, возникающий из шаров-атомов… Попытка изобразить то, что никогда не имело материального воплощения – время, идеи, свои ощущения и видения…

Сальвадор Дали (1904-1989 гг.) – сложный художник с непростой судьбой. Вначале я воспринимала его, как человека с больным, воображением, транслирующим в своих картинах, мучающие его образы. Но при всём этом в его работах присутствует какая-то правда, иначе, они не производили бы такого воздействия, и это как раз пугало больше всего. Я и сейчас так думаю и не советовала бы людям с неустойчивой психикой подолгу разглядывать такие работы, но в них есть нечто, что ставит Дали в ряд художников, оставивших яркий след в истории живописи. Моё небольшое эссе – попытка разобраться в своем отношении к такому явлению в мировой культуре – к Сальвадору Дали.

Понимание (если это слово вообще применимо к творчеству Дали) зародилось после посещения его театра-музея в городе Фигерас, где родился и умер Дали. Все мы родом из детства. У Дали был брат, которого тоже звали Сальвадор и который умер, не дожив до двух лет, за девять месяцев до рождения Дали. Родители не нашли ничего лучшего, как приходить к могиле первенца вместе с малышом, говоря ему, что там под плитой лежит Сальвадор, что Дали – суть его возрождение и т.д…. Что при этом должно было происходить с психикой только вступающего в этот мир человека?! Вина? Сознание, что он живёт не свою жизнь? Мысли о смерти и потустороннем мире? Сальвадор Дали – гений с искалеченной с детства душой. Он с младенчества существовал в двух мирах, не в силах отделить, провести грань между собой и рано умершим братом. Строгость, недостаток тепла и доверия в отношениях с родителями оставили травмы в душе на всю жизнь.

Ранние работы в классическом стиле говорят о безусловном таланте в общепринятом смысле. Но дальше он пошёл своим уникальным путём, материализуя образы, возникающие в его больной душе. Добавьте к этому внешние условия – Первая Мировая война, изменение Мировых гегемонов, наступление фашизма, Вторая Мировая война… И Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова – знакомство состоялось в 1929 г.) – на всю жизнь ставшая его музой, вдохновительницей, его точкой опоры в тех призрачных мирах, в которых он пытался существовать.

Яркий индивидуализм, стремление к эпатажу, но при этом вдумчивое, внимательное изучение классических образцов живописи, к которому он пришёл в зрелом возрасте (примерно с 1936-37 гг.) – отсюда аллюзии на работы Леонардо, Босха, Рафаэля и других мастеров, преимущественно эпохи Возрождения, постоянное обращение к Библейским сюжетам. Эта насыщенность мировой культурой, связь с ней – одна из характерных черт творчества Дали. Рассматривая картины, узнавая новые факты его жизни, понимаешь, что душа Дали, его творчество – это арена непрекращающейся борьбы Христа и Антихриста (кстати, имя Сальвадор от Salvador, «спаситель», переносное название Мессии на каталанском, испанском и португальском языках). В той или иной мере такая внутренняя борьба знакома каждому человеку.

На недавней выставке в Главном Проспекте  (март-апрель 2023 г., Екатеринбург) была представленная серия работ Сальвадора Дали 1957 года - «Дон Кихот» продолжает эту борьбу. На одной из картин мы видим Дон Кихота, сражающимся с ветряной мельницей, причем форма её крыльев имеет сходство с огромной фашистской свастикой. Слева внизу виден поверженный рыцарь, которого добивает рушащаяся свастика. Символизм данной работы легко прочитывается.

Завершающая картина серии очень нехарактерна для творчества Дали - нежная, наполнена светом. Победивший Дон Кихот сидит на вершине горы, а внизу – селения, танцующие люди… Жизнь продолжается. Дон Кихот рассматривает какую-то маленькую вещицу (может, жёлудь?). Из него вырастет что-то новое. Что? Неизвестно… Но общий тон картины, её настроение вселяет надежду.

В этой работе, на мой взгляд, прослеживается влияние графики Леонардо да Винчи, но в то же время в них и неповторимый почерк Дали. Интересно, что для запуска воображения художник в данной серии прибег к приёму кляксографии (как он сам писал это позже в своей автобиографии). Но, видимо, изучение работ великого Леонардо и современное восприятие действительности чудесным образом соединились и сказались на образах, замеченных в расплывшихся пятнах.

После выставки я нашла серию фотографий, сделанных мной в 2014 году во время ночной экскурсии в театр-музей Дали в испанском городе Фигерас. Звёздный купол, венчающий здание музея (где так же находится и крипта Дали) оставляет незабываемое впечатление и может быть по достоинству оценён только в тёмное время суток, что в туристический сезон возможно не ранее августа. Кстати, весь музей, организация его подсветки ориентированы именно на ночное восприятие. Кажется, Дали было важно оставить после себя нечто существенно-материальное, соответствующее его внутренней сути, чтобы продолжить своё существование в двух мирах.

На фото - картина Дали "Дон Кихот"
Эссе с иллюстрациями опубликовано здесь vk.com/@olzay-salvador-dali-popytka-razobratsya


Рецензии