Против мужчин, женщин и лодок
уверен, что многие из отклонений Крейна от правил вежливой
риторики были преднамеренными экспериментами, направленными на эффект - эффект, который
он часто добивался.
Стивен Крейн «прибыл» с этой книгой. Конечно, многие
никогда не слышали о нем и по сей день, но было время, когда о нем
очень много говорили. Это было в середине девяностых, после
публикации «Красного знака мужества», хотя и раньше он
вызвал краткий ажиотаж своим странным сборником стихов под названием
«Черные всадники и другие строки». Его очень хвалили, его очень
ругали и смеялись; но он, казалось, был "сделан". С тех пор мы почти
забыли. Это способ, который у нас есть.
Лично я предпочитаю его рассказы его романам и его стихам;
те, которые, например, содержатся в «Открытой лодке», в «Ранах под дождем
» и в «Чудовище». Заглавный рассказ в этом первом сборнике,
возможно, является его лучшим произведением. И все же, что это? Правдивый отчет
о его собственном приключении в дни пиратства, предшествовавшие нашей
войне с Испанией; достоверное повествование о путешествии открытой лодки
с горсткой потерпевших кораблекрушение. Но рассказ капитана Блая о путешествии на маленькой лодке после того , как мятежники с «Баунти»
отправили его по течению , кажется ручным по сравнению с этим, хотя из двух путешествий английский моряк был более опасным. В «Открытой лодке» Крейн снова получает свои эффекты, снижая тон, в то время как другой писатель мог попытаться «хорошо написать» и потерпел неудачу. В ней, пожалуй, ярче всего проявляются поэтические ритмы его прозы: ее ритмичное, монотонное течение есть течение серой воды, плещущейся о борта лодки, вздымающейся и отступающей жестокими волнами, «подобно остроконечным камням». Это безрадостная картина, и эта повесть — один из наших величайших рассказов. В других рассказах, составляющих том, есть дикие, экзотические проблески Латинской Америки. Я сомневаюсь, что цвет и дух этого региона переданы лучше, чем в любопытных, искаженных, стаккато предложениях Стивена Крейна. «Военные истории» — лаконичный подзаголовок «Ранок под дождем». Крэйн видел в испано-американских осложнениях, в которых он участвовал в качестве военного корреспондента, не войну большого масштаба ; нет такой войны как недавний ужас. Но поводов для личного героизма было не меньше, чем всегда, а возможностей для проявления таких способностей тренированного и благодарного понимания и сочувствия, которыми обладал Крэйн, было предостаточно. По большей части эти рассказы носят эпизодический характер, сообщают об отдельных случаях — нечестиво-юмористическом опыте корреспондентов, великолепном мужестве сигнальщиков под огнем, забытом приключении переделанной яхты — но все они проникнуты красной лихорадкой войны. , и окружены удушливым дымом битвы. Никогда больше Крейн не пытался написать большой холст «Красный знак мужества». Не увидев войны, он вообразил себе ее необъятность и нарисовал ее с яростью и верностью Верещагина; когда он был знаком с ней, он выделял ее второстепенные, малиновые пассажи для более краткого, но не менее тщательного описания. В этой книге снова ярко проявляется его чувство поэзии движения . Мы видим людей, идущих в бой, махающих волнами или разбрасывающих заряды; мы слышим звон их снаряжения и их дыхание, свистящее сквозь зубы. Это вовсе не люди, идущие в бой , а люди, занимающиеся своим делом, которым в данный момент является захват траншеи. Они не герои и не трусы. Их лица не выражают никаких особых эмоций, кроме, пожалуй, желания куда-то попасть. Это шеренга мужчин, бегущих к поезду, или преследующих пожарную машину, или атакующих траншею. Это неумолимая картина, вечно меняющаяся, всегда одна и та же. Но в ней есть и поэзия, насыщенная запоминающимися пассажами. В «Чудовище и других историях» есть сказка «Голубой отель». Шведу, его центральной фигуре, ближе к концу удается убить себя. Описание Крейна столь же небрежно, как и это. История занимает дюжину страниц книги; но в этом пространстве намекается социальная несправедливость всего мира; перевёрнутость творения, правое повержено, неправильное торжествует, — безумный, сумасшедший мир. Инцидент с убитым шведом — это всего лишь часть отголоска всего этого, но это и освещающий фрагмент. Швед был убит не игроком, чей нож пронзил его толстую шкуру: он стал жертвой состояния, в котором он был виноват не больше, чем человек, который ударил его ножом. Таким образом, Стивен Крейн говорит устами одного из персонажей : «Мы все в этом замешаны! Этот бедный игрок даже не существительное. Он своего рода наречие . В убийстве этого шведа участвовали пятеро из нас . Обычно в каждом убийстве действительно замешано от дюжины до сорока женщин , но в данном случае , кажется, только пятеро мужчин: ты, я, Джонни, Старая Скалли. , и этот дурак неудачливого игрока явился просто как кульминация, вершина человеческого движения и получает все наказание». А затем эта типичная и захватывающая ирония: « Труп шведа, один в салуне, не сводил глаз с ужасной легенды, обитавшей на вершине банкомата: «Это регистрирует сумму вашей покупки». В « Чудовище» невежество, предубеждения и жестокость всего сообщества резко сфокусированы. Реализм болезненный; краснеешь за человечество. Но хотя эта история действительно относится к сборнику под названием «Истории Уиломвилля», она по праву исключена из этой серии. Истории Уиломвилля — чистая комедия, а «Чудовище» — отвратительная трагедия. Уиломвиль — это любая малоизвестная маленькая деревушка, о которой только можно подумать. Чтобы написать об этом с таким сочувствием и пониманием, Крейн, должно быть, прослушал в Бойвилле кое-что замечательное. Правда в том, конечно, что он сам был мальчиком — «замечательным мальчиком», как его кто-то назвал, — и обладал мальчишеским умом. Эти сказки смешны главным образом потому, что они правдивы — мальчишеские сказки, написанные для взрослых; ребенку, я полагаю, они показались бы скучными. Ни в одном из его рассказов его любопытное понимание человеческих настроений и эмоций не показано лучше. Один глупый критик однажды заметил, что Крейн в своих поисках поразительных эффектов «часто пренебрегал освященными веками правами на определенные слова» и что в погоне за цветом он « иногда попадает в почти смехотворные неудачи. " Самодовольный педантизм цитируемых строк является достаточным ответом на обвинения, но в подтверждение этих утверждений критик привел отдельные места и фразы. Он возражал против «обожженных» слезами щек, против «бесстрашных» статуй и «охваченных ужасом» фургонов. Сами штрихи поэтического импрессионизма, которые в значительной степени составляют величие Крейна, приводятся для доказательства его невежества. Тончайшие поэтические образы заключаются в предложениях, тонко переданных каверзными прилагательными Крейна, использование которых было для него столь же преднамеренным, как и выбор темы. Но Крейн был имажинистом до того, как стали известны наши современные имажинисты. Это нетрадиционное использование прилагательных отмечено в сказках Уиломвилля. В одном из них Крейн обращается к «торжественному запаху горящей репы». Это наиболее совершенная характеристика горящей репы, которую только можно вообразить: может ли кто-нибудь улучшить этот «торжественный запах»? Первым проектом Стивена Крейна была «Мэгги: уличная девушка». Думаю, это был первый намек на натурализм в американской литературе. Это не был бестселлер; он не предлагает решения жизни; это эпизодический отрывок из трущобной фантастики, заканчивающийся трагической развязкой греческой драмы. Это скорее скелет романа, чем роман, но это мощный очерк, написанный о жизни, которую Крейн узнал, работая репортером в Нью-Йорке. Это исключительно прекрасный образец анализа или немного чрезвычайно достоверного сообщения, кому как больше нравится; но немало французских и русских писателей не сумели написать в двух томах то, что Крейну удалось написать на двухстах страницах. В той же категории находится «Мать Джорджа», триумф несущественных деталей, нагромождающихся с кумулятивным эффектом, весьма ошеломляющим. Крейн опубликовал два сборника стихов — «Черные всадники» и «Война добра». Их появление в печати было встречено насмешками; тем не менее Крейн был лишь пионером свободного стиха, который сегодня если и не принят определенно, то, по крайней мере, более чем терпим. Мне нравится следующая любовная поэма, как и любая известная мне рифмованная и условно-метрическая баллада: -- "Если бы широкий мир откатился, Оставив черный ужас, Бескрайняя ночь, Ни Бог, ни человек, ни место, чтобы стоять, Не было бы мне важно, Если бы ты и твои белые руки были там И падение на гибель долгий путь ". «Если война будет доброй, — писал остроумный рецензент, когда вышел второй том , — тогда стихи Крейна могут быть поэзией, черно-белые творения Бердслея могут быть искусством, а это можно назвать книгой»; каталогизаторы и по сей день берегут его при описании тома для коллекционеров. Бердслей не нуждается в защитниках, и вполне очевидно, что умный рецензент не читал книгу, поскольку Крейн, конечно же, не питал иллюзий относительно доброты войны. Заглавная поэма тома — удивительно красивая сатира, отвечающая всякой критике. "Не плачь, девица, ибо война добра. За то, что твой возлюбленный вскинул дикие руки к небу И испуганный конь бежал один, Не плачь. Война добра. "Хриплые, гулкие барабаны полка, Маленькие души, которые жаждут для борьбы, Эти люди были рождены, чтобы мучить и умирать. Над ними летит необъяснимая слава, Велик бог-битва, и царство его - Поле, где лежат тысячи трупов. * * * * * "Мать, чьё сердце висело смиренно, как пуговица , На светлом пышном саване сына, Не плачь. Война добра". Бедный Стивен Крейн! Как и у большинства гениев, у него были свои слабости и недостатки; как и многие, если не большинство гениев, он был болен. Он умер от туберкулеза, трагически молодым. Но каким товарищем он, должно быть, был, с его необычайной проницательностью, его острыми, язвительными комментариями, его бесстрашием и его ошибками! Проблеск последних дней Крейна дает письмо, написанное из Англии Робертом Барром, его другом — Робертом Барром, который работал с Крейном над «Нулевым Рудди», бесшабашным рассказом о старой Ирландии, или, скорее, о том, кто завершил его после смерти Крейна, чтобы удовлетворить искреннюю просьбу своего друга. Письмо датировано 8 июня 1900 года из Хиллхеда, Волдингем, графство Суррей, и выглядит следующим образом: «Дорогой мой… » Я был рад услышать от вас, и мне было очень интересно увидеть статью о Стивене Крейне. ты послал меня. Мне кажется суровое суждение неблагодарного , заурядного человека о гениальном человеке. У Стивена было много качеств, за которые можно было не понять, но в глубине души он был лучшим из людей, щедрым до изнеможения, с чем-то от старинной безрассудности, которая обычно собиралась в древних литературных тавернах Лондона. Мне всегда казалось, что Эдгар Аллан По снова посещает землю в образе Стивена Крэйна, снова пытаясь, снова добиваясь успеха, снова терпя неудачу и умирая на десять лет раньше, чем в другой раз, когда он оставался на земле. «Когда пришло твое письмо, я только что вернулся из Дувра, где провел четыре дня, проводя Крейна в Шварцвальд. Была тонкая нить надежды, что он выздоровеет, но мне он казался уже мертвым человеком. он говорил или, вернее, шептал, в его словах была вся привычная шутливость Я сказал ему, что поеду в Шварцвальд через несколько недель, когда он поправится, и что мы будем гулять там, чтобы выздороветь . Пока его жена слушала, он слабо сказал: "Я с нетерпением жду этого", но он улыбнулся мне и медленно подмигнул, как бы говоря: бродит по этому миру. Затем, как будто ход мыслей подсказал то, что раньше рассматривалось как кризис его болезни, он пробормотал: "Роберт, когда вы подходите к изгороди - которую мы все должны перебраться - это неплохо. Вы хочется спать - и - тебе все равно. Просто легкое мечтательное любопытство - в каком мире ты на самом деле находишься - вот и все. «Завтра, в субботу, 9-го, я снова еду в Дувр, чтобы встретиться с его телом. Он отдохнет немного в Англии, стране, которая всегда была к нему добра, потом в Америку, и его путешествие будет окончено. «У меня здесь, рядом со мной, незаконченная рукопись его последнего романа, бесшабашная ирландская сказка, отличающаяся от всего, что он когда-либо писал раньше. Стивен думал, что я единственный, кто может закончить ее, и он был слишком болен, чтобы я могла отказаться. Я не знаю , что с этим делать, потому что я никогда не мог придумать идеи другого человека Даже ваше живое воображение вряд ли могло бы представить что-либо более ужасное, чем умирающий человек, лежащий у открытого окна с видом на Ла-Манш, рассказывающий в могильный шепот комических ситуаций его юмористического героя , чтобы я мог продолжить нить его рассказа. "Из окна, возле которого я пишу это, я вижу внизу в долине дом Рэйвенсбрук, где раньше жил Крейн и где Гарольд Фредерик , мы с ним провели много веселых ночей вместе. Когда римляне оккупировали Британию, некоторые из их легионов, измученные жаждой, бродили по этим сухим холмам, надеясь найти воду или погибнуть. Они наблюдали за воронами и подошли к ручью, который берет начало под моим домом и течет мимо бывшего дома Стефана ; отсюда и название Равенсбрук. «Кажется странным совпадением, что величайший современный писатель о войне сел там, где, вероятно, останавливался, чтобы утолить жажду, величайший воин древности Цезарь». Фредерик девятнадцать месяцев назад. В полночь в доме Крейна, построенном в четырнадцатом веке в Сассексе, мы вдвоем попытались заманить призрака Фредерика обратно в этот дом призраков и в нашу компанию, думая, что, если возможно снова появиться, такой энергичный человек, как Гарольд, каким-то образом взвалил бы на себя его мимо охранников, но не подал вида. Интересно, не предложит ли менее настойчивый Стивен какой-нибудь оригинальный метод, с помощью которого они вдвоем смогут преодолеть барьер. Я могу представить, как Гарольд ругается на другой стороне и приветствует более тонкую помощь своего тонкого друга. «Я чувствую себя последним из Трех мушкетеров, двое других погибли в поединке со Смертью. Мне интересно, получу ли я вызов в ближайшие два года. Если да, то я отправлюсь на поле для соревнований. тем веселее, что два таких хороших парня ждут исхода на другой стороне. "Вечный друг, "РОБЕРТ БАРР". Последний из трех мушкетеров ушел, хотя и пережил своих друзей на несколько лет. Роберт Барр умер в 1912 году. Возможно, они до сих пор обсуждают совместное возвращение. Возможно, для статьи о Стивене Крейне не могло быть лучшего завершения, чем прилагаемый абзац из письма, написанного им редактору из Рочестера: «Единственное, что меня глубоко радует, это то, что здравомыслящие люди неизменно верят мне быть искренним, я знаю, что моя работа не сводится к верёвке сушеных бобов — я всегда спокойно это признаю, — но я также знаю, что делаю лучшее, что есть во мне, не обращая внимания ни на похвалу, ни на порицание- знак для каждого юмориста в стране, я пошел вперед; и теперь, когда я являюсь знаком только для пятидесяти процентов юмористов страны, я иду вперед, ибо я понимаю, что человек рождается на свет со своим собственным у него есть пара глаз, и он вовсе не отвечает за свое зрение — он просто отвечает за качество своей личной честности. Стремиться к этой личной честности — моё высшее стремление».
Свидетельство о публикации №223050300364