Уроки поражения крупнейшей армии. Часть III
Одна из ошибок, допущенных Гамеленом, заключалась в том, что он пожертвовал значительной частью французского стратегического резерва — 7-й армией, в состав которой входили одни из лучших и самых мобильных войск Франции, — что помешало французам отреагировать на неожиданное наступление Германии. Однако, он совершил ужасную ошибку, проигнорировав основной военный принцип: всегда иметь достаточно резервов, чтобы справиться с непредвиденным случаем. Такая драматическая ошибка означала, что у французов не было достаточно резервных частей, чтобы отразить неожиданный удар Германии через Арденны.
Кроме того, Гамелен, по-видимому, не смог использовать разведданные для поддержки французского плана вторжения в Бельгию. Хотя действительность такого плана, по-видимому, была подтверждена инцидентом в Мехелене в январе 1940 года, нет никаких доказательств того, что он предпринял какие-либо очевидные попытки переоценить свой план при поддержке послеянварских данных разведки. Нет никаких признаков того, что Гамелен основывал свой план на надежном анализе разведывательных данных или что он даже встречался с высшими офицерами разведки для получения совета как это делает главнокомандующий любой армией.
Более того, Гамелен демонстрировал критическую нехватку энергии. Вместо того, чтобы быстро отдавать налево и направо приказы изменить обстановку после прорыва у Седана, подбодрить своих офицеров и поднять боевой дух — иными словами, сделать то, что ожидается от главнокомандующего армией, — он действовал малоэнергично, чтобы переломить критическую ситуацию, в которой находилась Франция.
Еще одним свидетельством плохого стратегического военного руководства стал генерал Максим Вейган, сменивший Гамелена. Вейган сменил своего предшественника 19 мая, после того как последний был отправлен в отставку. Если недостатки Мориса Гамлена заключались в неосторожности и нехватке энергии, то ошибка Максима Вейгана — пораженчество. Уже 25 мая, менее чем через неделю после своего выдвижения, он продемонстрировал пессимизм, который кое-кто мог истолковать как пораженчество.
Вейган взбудоражил огромный спектр беспорядка и хаоса в стране, чтобы убедить других лиц, принимающих решения, поддержать его мнение. На заседании кабинета министров Вейган заявил, что в Париже вспыхнуло коммунистическое восстание и что следует потребовать перемирия для борьбы с гражданскими беспорядками. После этого заявления министр внутренних дел Жорж Мандель позвонил начальнику парижской полиции, который сообщил, что все в порядке. Вот это наглядный пример эффективной деятельности организации FA Германа Геринга по сбору компромата на высших чиновников Франции. Как прежде он сделал с Австрией. По другому Вейган поступить не мог. Иначе, собранный на него компромат был бы опубликован. Вейган умышленно лгал, чтобы добиться быстрой капитуляции Франции.
Французское стратегическое гражданское руководство также имело недостатки, которые подорвали способность Франции выиграть войну в 1940 году.
Французский председатель Совета (премьер) Поль Рейно был недостаточно решителен и не смог проявить себя как сильная фигура, которая могла бы дать Франции четкое направление в такие критические времена. Он хотел бы продолжать боевые действия из Бретани или Северной Африки, но ему так и не удалось успокоить противников таких идей, в первую очередь Филиппа Петена и генерала Вейгана. решение продолжать борьбу или нет. Он не был Уинстоном Черчиллем, который, вероятно, был типом волевой фигуры, наиболее необходимой Франции в то время.
В то время как Рейно страдал от недостатка воли и нерешительности, его преемник Филипп Петен, как и Вейган, был явным пораженцем, который тоже был скомпрометировал FA Германа Геринга. Впервые он был призван в правительство 18 мая Полом Рейно в качестве вице-президента Совета (вице-премьера). Однако, Петен сознательно подорвал усилия тех, кто хотел продолжать борьбу в Северной Африке. За спиной премьера Петен обсуждал возможности постоккупационного режима с другими министрами и даже начал обещать будущие посты в более позднем правительстве.
Петен стал премьер-министром 16 июня, после отставки Рейно. На следующий день по радио он открыто потребовал перемирия. Однако это было драматической ошибкой, поскольку французское правительство не знало, как отреагирует на это предложение его немецкие коллеги. Никаких серьезных переговоров инициировано не было. Кроме того, объявление было расплывчатым и не разъясняло, должны ли французские солдаты прекратить боевые действия сейчас или позже, и является ли проект перемирия решением или предложением. Так или иначе, глава французского правительства публично объявил всем французам, солдат и граждан, а косвенно Гитлеру и немецким вооруженным силам, что Франция вряд ли продержится намного дольше, даже не вступив в серьезные переговоры с немецким руководством. В результате, в то время как французские части должны были продолжать сопротивляться немецким атакам, их боевой дух, естественно, пострадал, даже среди частей, которые до сих пор оставались сплоченными, чья боеспособность «заметно снизилась». Это было очевидным предательством страны. И в этом была заслуга FA Германа Геринга.
Эти основные факторы являются наиболее важными при определении того, почему Франция проиграла. Они имеют решающее значение, потому что если бы один из этих факторов изменился и все связанные с ним проблемы были бы исправлены, шансы Франции хотя бы дольше сопротивляться могли резко возрасти.
С другой стороны, другие факторы, такие как плохая подготовка некоторых подразделений, вряд ли оказали бы существенное влияние на кампанию, если бы их исправили. Например, лучшая подготовка резервистов, вероятно, повысила бы шансы некоторых подразделений удержать свои позиции или нанести больше потерь. Но во время войны даже лучшие французские войска не смогли в долгосрочной перспективе решительно одолеть немцев. Учитывая общую обстановку, лучшее, что они могли сделать, это временно отбивать атакующих и изредка проводить локальные контрнаступления. Следовательно, как большая, так и лучшая подготовка, скорее всего, не влияют на ход войны. Точно так же французская авиация является второстепенным фактором, потому что даже с лучшими самолетами, более подготовленными пилотами и лучшей авиационной доктриной маловероятно, что она компенсирует влияние трех основных факторов (провал разведки, оперативное и тактическое отставание и плохое стратегическое превосходство).
Изучение того, почему такая мощная армия Франции так быстро потеряла свои позиции, особенно против врага, который имел меньшую по численности армию и вооружение должно дать как гражданским, так и военным ответственным лицам, принимающим стратегические решения о ведении войны. Военная мощь страны не измеряется количеством солдат, танков, ракет и самолетов, ни просто огневой мощью. Если бы только эти элементы имели значение, Франция могла бы победить в 1940 году.
P.S. Французская армия в результате войны потеряла около 300 000 человек убитыми и ранеными. Один миллион и восемьсот тысяч было взято в плен. ВВС и танковые силы были частично уничтожены, частично встали на вооружение вермахта. Французская эскадра в порту Мерс-эль-Кебир была обстреляна и потоплена англичанами 3—6 июля 1940 года.
Германия
Общие потери немцев убитыми и ранеными — 177 тыс., из них 27 тыс. — убитыми.
Печальный итог разгрома самой сильной армии в Европе.
Разгром советских войск вначале войны 1941 года тоже был вызван такими же причинами. Неправильно выбранная Военная Доктрина ведения войны с Германией. И от этого нарушение управление войсками с первых дней начала войны. Связь РККА на уровне Гражданской войны. Как сказал И. Сталин в мае 1941 года связь в РККА это «Ахиллесова пята ». Практически, отсутствие шифрованной автоматизированной шифрованной связи в РККА.
Советская радиоразведка молчала и не давала сведений о передвижении немецких частей. Итог первых месяцев начала войны в 1941 году очень напоминает ситуацию Франции в мае 1940 года. И в первую очередь потеря эффективного управления войсками из-за отсутствия закрытой системы связи.
В результате около 3.300.000 советских военнослужащих попали в плен к фашистам в 1941 году. К февралю 1942 года около 2.000.000 советских военнослужащих скончались в немецко-фашистских концлагерях.
Личный состав Красной Армии на начало войны составлял 3.262.000 человек. Орудия и минометы 59.877. Танки - 15.687. Самолёты - 10.473
Германия. Личный состав немецких войск - 4.329.000. Орудия и минометы - 42.600. Танки - 4.364. Самолеты - 4.795.
Война в Ираке 2003 года. Численность войск США - 180. 000 солдат, 45 000 британских солдат, 2 000 австралийских солдат и 194 польских солдата.
Потери США составили 4.700 военнослужащих.
Армия Ирака. 375 000 солдат, объединенных в пять корпусов. Всего было 11 пехотных дивизий, 3 механизированные дивизии и 3 танковые дивизии. Республиканская гвардия насчитывала до 80 000 человек.
Силы коалиции в ходе операции «Иракская свобода» (OIF) смогли свергнуть режим Саддама Хусейна менее чем за три недели со сравнительно небольшими потерями. Скорость и относительная легкость этой победы поднимают два важных вопроса: почему большинство иракских сил не оказало значительного сопротивления? Почему иракские лидеры не приняли оборонительных мер, которые сделали бы вторжение коалиции более трудным и дорогостоящим?
Ответ на этот вопрос можно найти в вышеприведенных анализах разгрома Франции и советских войск в начале ВОВ. США с помощью АНБ нарушили систему скрытного управления иракскими войсками. В результате возник в иракской армии хаос и потеря управления войсками.
Свидетельство о публикации №223050300384
Николай Нефёдов 07.05.2023 14:01 Заявить о нарушении
Анатолий
Анатолий Клепов 09.05.2023 17:07 Заявить о нарушении