JG52 в небе Моздока

В августе 42 года немцы вели бои в небе Кавказа. Основных направлений было два - Туапсе и Моздок. С воздуха наступающие немецкие части прикрывала JG52.

Стоит отметить, что силы люфтваффе на этом направлении были довольно ограничены. В августе 42 года здесь располагался штаб эскадры. Командир эскадры, майор Гордон Голлоб, совмещавший отличные качества организатора с выдающимся мастерством аса, был и в одиночку способен приносить большие неприятности советским пилотам. Тут также действовали хорватский и словакский отряды и III группа. При этом III группа работала здесь не в полном составе, часть её действовала в небе Сталинграда. Но в сентябре к ним присоединилась и II группа JG52.

Бои эти были очень тяжелыми для советских ВВС. Комплектование 4-й ВА, которая отвечала за Моздокское направление, осуществлялось по остаточному принципу. Лучшие полки были задействованы в небе Ржева, Сталинграда, Ленинграда или даже Воронежа. Здесь же, большей частью, полки комплектовались пилотами, особого опыта не имеющими. Противостояли им лучшие немецкие асы. Потери на этом участке были очень велики. И всё же, как мы увидим, советские и на этом направлении одерживали победы над сильными немецкими асами, несмотря на подавляющее превосходство немцев в воздухе на этом направлении. Про эти победы мы и расскажем.

22 августа удалось сбить самого Гордона Голлоба. Правда, перед этим он успел сбить два "Бостона", но затем и сам был подбит и совершил посадку на брюхо, самолет пришлось списать. Произошло это так.

В 15.15 в районе Привольный группа "Бостонов" 244-го бап была обстреляна с земли интенсивным огнём ЗА. Тут же два "Бостона" были сбиты. Однако это были на самом деле не зенитки. Стандартной манерой охоты Голлоба было нападение снизу, в этом бою он тоже применил этот приём, поэтому и посчитали, что огонь вела зенитная артиллерия. Сопровождение осуществлял 926-й иап на ЛаГГах. Заметив пару бф-109, которые атаковали "Бостоны" снизу, советские пилоты среагировали оперативно и заявили две победы с первой же атаки.

В реальности был сбит один бф-109, который пилотировал Голлоб. Видимо, атаковали один и тот же самолет. Отличились пилоты Мягкий Федор Иванович и Сахаров Григорий Яковлевич. Любопытно, что оба пилота ещё не имели до этого дня побед на счету. Тем не менее, сработали они хорошо и смогли подловить выдающегося аса. Впрочем, у Сахарова был большой опыт, он воевал ещё в финскую.

8 сентября состоялся тяжелейший бой в районе станицы Вознесенской. 11 ЛаГГов 862-го иап сопровождали группу "Бостонов". К сожалению, у пилотов этого полка не было опыта. Немцы этим воспользовались. Группа из 7 отряда атаковала истребители, а 9 отряд занялся бомбардировщиками. После первых же атак, проведённых с вертикалей, группа 862-го иап распалась, и немцы начали охоту за одиночными самолетами, а 9 отряду никто не мешал атаковать "Бостоны". Пилоты этого полка и сбили шесть "Бостонов", причём четыре "Бостона" сбил оберфельдфебель Альфред Гриславски. Истребители тоже понесли большие потери - четыре было сбито, один истребитель получил тяжёлые повреждения. Погиб всего один пилот - Бардин, причём он был расстрелян во время спуска на парашюте. Однако, хотя в целом это был, как честно признало командование, полный разгром, всё же одного пилота сбить удалось, который к тому же оказался асом. Он попал в плен. Это был унтерофицер Георг Коппе из 7 отряда, имевший 18 побед. Сбил его батальонный комиссар Шаповалов Алексей Александрович. В дальнейшем бою Шаповалов и сам был сбит и тяжело ранен.

На следующий день был сбит ещё один ас JG52, ещё более результативный - лейтенант Отто Ляйхер из 4 отряда, имевший 26 побед на счету. Обстоятельства его гибели следующие.

В 14:35 на задание ушла восьмерка ЛаГГов 790-го иап. В районе Терской была замечена большая группа бф-109. Немецкие истребители шли двумя шестёрками, а обе шестёрки строем "этажерка" - две пары снизу и одна сверху. В советской группе особенно опытных пилотов не было, тем не менее, наши лётчики смело вступили в бой. Расчёт был на первую атаку, но для немцев она неожиданностью не стала, поэтому и успеха не имела. Позже бой разбился на отдельные схватки, в которых немцы нанесли полку большие потери: три самолёта были сбиты, пилоты Федоренко, Скубицкий и Назаренко, а самолёт Супрунова получил существенные повреждения и сел на вынужденную.

Однако на помощь полку пришла группа из 12 ЛаГГов 131-го иап. В этой группе уже были не только новички, но и опытные пилоты, ведущим группы был Сигов Дмитрий Иванович, сбивавший самолеты ещё в небе Халхин-Гола. В свою очередь, и к немцам пришла подмога. Лётчики 131-го иап вели бой иначе - очень слаженно и агрессивно, и в итоге закончили его неплохо - заявили победы, потеряв со своей стороны два ЛаГГа. В отличие от 790-го иап, пилоты полка не дали разбить свой строй. В этом бою и был сбит Отто Ляйхер. Последнюю победу он одержал в том бою. Заявки на победы оформили сам Сигов, Макарьев и Кравченко. Судя по месту, Ляйхер сбит Макарьевым или Сиговым. Конечно же, наиболее реальным претендентом на успех является Сигов, штурман 131-го иап.

17 сентября в небе Моздока был подбит лейтенант Вальтер Крупински из 4 отряда. Он имел на тот момент 35 побед. При вынужденной посадке его самолёт был окончательно сломан.

Это был бой против пары 131-го иап. Так уж получилось, что всего пара полка в составе пилотов Макарьера и Новикова отправилась сопровождать "Бостоны". Вообще изначально планировалось, что сопровождение будет осуществляться двумя звеньями. В районе цели пара бф-109 попыталась атаковать "Бостоны", однако советская пара их связала боем. Начался бой "пара на пару". В ходе боя был самолёт Новикова получил повреждения, сам пилот был легко ранен, но из боя не вышел. Заметив, как один из бф-109 пытается зайти в хвост Макарьеву, он обстрелял его, и тот ушёл в пике. Новиков заявил его сбитым, хотя сам падения не видел, и в итоге ему эту победу не засчитали. Новиков Константин Афанасьевич стал впоследствии знаменитым асом. Однако, как отмечено, бф-109 после этого из боя вышли. Таким образом, реально Новиков добился победы. Сам он тоже вынужден был вернуться, а Макарьев уже в одиночку завершал сопровождение. К счастью, немцы больше не появлялись.

29 сентября была понесена самая тяжёлая потеря за время боев в небе Моздока - сбит был оберфельдфебель Курт Ратцлафф из 7 отряда, имевший 45 побед на счету. Он спасся с парашютом, но попал в плен. Это был бой против того же 131-го иап. К тому времени полк получил новые самолёты - Ла-5. Во время патрулирования четверка полка была атакована парой бф-109. Атака оказалась неудачной, но немцы, переоценив свои возможности, рискнули провести бой на виражах, им пришлось пожалеть об этом. Ратцлафф был сбит в этом бою. Советские пилоты заявили две победы - Назаренко Дмитрий Павлович и уже упомянутый нами Сигов Дмитрий Иванович. Возможно, Ратцлафф был сбит совместными усилиями двух советских пилотов.

25 октября 131-й иап снова дал достойный бой немцам. В тот день был нанесён удар по аэродрому Солдатское, прикрытие осуществлял 131-й иап. В районе аэродрома группа была атакована бф-109, произошёл ожесточённый бой. Он закончился потерей двух истребителей с каждой стороны. К сожалению, оба советских пилота погибли, а немецкие спаслись. Погиб опытный ас полка, Евдокимов Иван Михайлович, имевший 10 побед на счету. У немцев сбит был всё тот же Вальтер Крупински, имевший уже 56 побед на счету. Он, правда, избежал ранений, но самолет его был разбит. Победы одержали Новиков и Сигов, уже нами упомянутые. С немецкой стороны две победы одержал Герхард Баркхорн. Сигов Дмитрий Иванович, как мы видим, приложил руку к победам над тремя сильными немецкими асами. Это был очень талантливый лётчик, большой мастер боев на виражах, грамотный командир. Он в небе Моздока одержал немало и других побед. К сожалению, на следующий день Сигов погиб - совершая перелет с одного аэродрома на другой в составе пары, он был атакован всё тем же Баркхорном и сбит. Погиб и его ведомый, Брагин. 4-я ВА потеряла своего лучшего аса.

14 декабря в ходе воздушного боя с и-153 погиб в столкновении унтерофицер Фридрих Хеег из 7 отряда, имевший 25 побед на счету. Столкнулся он с самолетом лётчика Макутина Виктора Николаевича из 84 иап в лобовой атаке. Безусловно, это не был обдуманный таран: просто Макутин предпринял наиболее рациональный маневр на и-153, который был в лобовой достаточно опасен, а Хеег не успел отвернуть.

В целом, это были бои, для немцев очень успешные. Тем ценнее каждая победа, одержанная над немецким асом советскими лётчиками в небе Моздока.


Рецензии