Бобров Владимир Иванович

Родился  11  июля  1915  года  в  городе  Луганск  (Украина)  в  семье  рабочего.  Русский.  Окончил  10  классов  в  1930  году.
С  января  1931  года  по  декабрь  1932  года  учился  в  ФЗУ  при  заводе  №  60.  Затем,  до  августа  1934  года  работал  литейщиком  и  слесарем-бригадиром  на  Луганском  паровозостроительном  заводе. 
В  РККА  с  19  августа  1934  года,  был  призван  Ворошиловградским  городским  военкоматом. 
С  августа  1934  года  по  ноябрь  1936  года  учился  в  11-й  Ворошиловградской  военной  школе  летчиков  имени  Пролетариата  Донбасса. 
В  ноябре  1936  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант». 
Служил  младшим  летчиком  в  57-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  13  августа  1938  года  в  качестве  командира  звена  истребителей  И-16. 
Имел  псевдоним  «Вольдемар  Борисовский».
Однажды  был  ранен  при  аварии  самолета,  когда  во  время  взлета  с  аэродрома  отказал  мотор  и  самолет  врезался  в  автомашину - стартер.
Всего  в  Испании  произвел  78  боевых  вылетов,  участвовал  в  8  воздушных  боях,  сбил  17  самолетов  (4  лично  и  13  в  составе  группы).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
С  августа  по  сентябрь  1939  года  был  командиром  звена  4-го  истребительного  авиационного  полка   Западного  военного  округа,  затем  по  октябрь  командовал  звеном  в  10-м  истребительном  авиационном  полку  того  же  округа.  В  этом  же  полку,  с  октября  1939  года  по  декабрь  1940  года,  он  служил  помощником  командира  эскадрильи. 
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  1939-1940  годов,  совершил  48  боевых  вылетов.
С  декабря  1940  года  по  июнь  1941  года  был  слушателем  Липецких  высших  авиационных  курсов  командиров. 
После  окончания  курсов  был  назначен  командиром  эскадрильи  238-го  истребительного  авиационного  полка  Прибалтийского  военного  округа.               
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
23  июня  1941  года  получил  легкое  осколочное  ранение  в  воздушном  бою.
С  июля  1941  года  по  февраль  1942  года  командовал  эскадрильей  в  237-м  истребительном  авиационном  полку.
С  февраля  по  апрель  1942  года  был  командиром  эскадрильи  521-го  истребительного  авиационного  полка.  Воевал  на  Калининском  фронте,  участвовал  в  боях  под  Москвой. 
19  мая  1942  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  апреля  по  октябрь  1942  года  командовал  521-м  истребительным  авиационным  полком,  воевал  на  Калининском  фронте.    
К  апрелю  1942  года  совершил  189  боевых  вылетов,  в  том  числе  30  -  на  штурмовку.  В  документах  того  времени  отмечено,  что  он  сбил  лично  6  и  в  составе  группы  19  самолетов.  Воевал  также  на  Северо-Западном  фронте,  где  командовал  21-м  истребительным  авиационным  полком  (20  октября  -  17  ноября  1942  года)  и  161-м  истребительным  авиационным  полком  (с  ноября  1942  года  по  февраль  1943  года). 
Во  время  воздушного  боя  23  января  1943  года  был  сбит  и  получил  легкое  осколочное  ранение  в  грудь. 
С  19  марта  1943  года  был  командиром  27-го  истребительного  авиационного  полка  (в  октябре  1943  был  преобразован  в  129-й  гвардейский  истребительный  авиационный  полк).  Воевал  на  Воронежском  фронте,  участвовал  в  Курской  битве. 
14  августа  1943  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
Участвовал  в  боях  за  освобождение  Украины,  воевал  на  2-м  Украинском  фронте.  По  февраль  1944  года  командовал  своим  полком,  но  затем  был  отстранен  от  занимаемой  должности  и  назначен  инспектором-летчиком  по  технике  пилотирования  190-й  истребительной  авиационной  дивизии.  С  апреля  по  май  1944  года  находился  в  резерве  отдела  кадров  5-й  воздушной  армии.  С  мая  по  сентябрь  1944  года  командовал  эскадрильей  в  104-м  гвардейском  истребительном  авиационном  полку,  затем  до  конца  войны  был  командиром  этого  полка.  Воевал  в  Крыму  и  Молдавии,  участвовал  в  Ясско-Кишиневской  и  Сандомирской  операции,  освобождал  Польшу.  Участвовал  в  боях  над  Германией  и  Чехословакией.

     «…Когда  Первый  Украинский  фронт  повернул  на  Прагу,  гвардейский  Краковский  орденоносный  полк  Боброва  получил  боевое  задание  по  «зачистке»  воздуха  от  фашистских  самолетов.  9  мая  1945  года  около  12  часов  дня  в  полк  поступил  приказ:  подняться  в  воздух  и  нести  патрульную  службу  над  Прагой  в  течение  часа.  Ведущий  ударной  группой  был  Владимир  Бобров.  Станция  наведения  передала:
     -  «Сотый»,  я  -  «Орел»,  идите  на  меня.
     -  На  подходе!  -  ответил  Бобров.
     -  Над  Прагой  корректировщик,  высота  три-четыре  тысячи  метров.
     -  Усилить  поиск!  -  приказал  Бобров  ведомым.
     И  вдруг  он  увидел  прямо  перед  собой  «фокке-вульф»,  корректирующий  огонь  немецкой  артиллерии.  Бобров  ринулся  на  врага,  увлекая  за  собой  звено…»
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «Дорогие  мои  харьковчане»)

Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  451  боевой  вылет,  участвовал  в  112  (по  другим  данным  159)  воздушных  боях,  сбил  22  самолета  (19  лично  и  3  в  группе).
По  другим,  противоречивым,  данным  ему  насчитывают  50  сбитых  самолетов  (30  лично  и  20  в  группе),  или  34  самолета  (23  лично  и  11  в  группе),  или  26  самолетов  (21  лично  и  5  в  группе).
После  окончания  войны  продолжал  служить  на  различных  руководящих  постах  в  авиации.
26  января  1948  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
С  декабря  1951  года  по  сентябрь  1952  года  учился  на  курсах  усовершенствования  командиров  и  начальников  штабов  авиационных  дивизий. 
За  нарушения  по  службе  был  понижен  в  звании  до  майора,  но  затем  10  февраля  1956  года  снова  получил  звание  подполковника,  а  19  февраля  1958  года  -  звание  полковника.
30  июля  1960  года  вышел  в  отставку  в  звании  полковника. 
Окончил  юридический  институт,  работал  заместителем  директора  Харьковского  института  «Гипрокомунстрой». 
Проживал  в  городе  Харьков  (Украина).
Умер  28  февраля  1970  года.

Список  известных  воздушных  побед  В.  И.  Боброва: 
00.04.1938       1        Фиат-32               Тэруель                лично
00.05.1938       1        Фиат-32               Мора-де-Эбро           лично
31.05.1938       1        Фиат-32               Мора-де-Эбро           лично
13.06.1938       1        Ме-109                Вильяфамес             лично
10.02.1942       1        Ме-109*               зап.  Ржев             лично
19.02.1942       1/5      Ю-52                  зап.  Звягино          в  составе  пятерки
07.03.1942       1/3      Ю-88                  Калининский  фронт               в  составе  звена
07.03.1942       1/3      Ме-110                Калининский  фронт                в  составе  звена
14.05.1943       1        Ю-87                  сев.  Озерово                лично
20.10.1943       1        Ю-87                  Зеленая                лично   
24.10.1943       1/2      Хе-111                Чечеливка              в  составе  пары
30.11.1943       1/3      ФВ-189                юж.  Морозовка         в  составе  звена
15.12.1943       2        Ю-87                  сев.  Новгородка                лично
08.01.1944       1        Ю-87                  зап.  Федоровка                лично
08.01.1944       1        Ме-109                зап.  Федоровка                лично
03.06.1944       1        ФВ-190                юж.  Стынка             лично 
13.07.1944       1        ФВ-190                Княжув                  лично
13.07.1944       1        ФВ-190                аэр.  Переспа                лично
14.07.1944       1        ФВ-190                сев.-зап.  Скобелка                лично
15.07.1944       1        Ю-87                  зап.  Ляхув             лично
17.07.1944       1        ФВ-189                Стоянув                 лично
21.07.1944       1        ФВ-190                сев.  Томашув                лично
21.07.1944       1        Ю-87                  зап.  Найдув            лично
22.07.1944       1        Хе-111                зап.  Лобачев                лично
31.01.1945       1        ФВ-190                юж.  Домбраго                лично
03.02.1945       1        Ме-109                сев.-зап.  Шпурвиц                лично
17.04.1945       1        ФВ-190                Форст                   лично

Указом  Президента  СССР  от  20  марта  1991  года**  за  «мужество  и  воинскую  доблесть,   проявленные  в  годы  Великой  Отечественной  войны»  Владимиру  Ивановичу  Боброву  посмертно  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  11645).

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (27.04.1942,  20.03.1991),  четырьмя  орденами  Красного  Знамени  (22.02.1939***,  11.08.1943,  01.05.1945,  05.11.1954),  орденом  Суворова  3-й  степени  (18.05.1945),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (29.01.1944),  орденом  Александра  Невского  (25.09.1945),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (15.11.1950,  16.10.1957),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  взятие  Берлина»,  «За  освобождение  Праги»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941-1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»,  «40  лет  Вооруженных  Сил  СССР»,  а  также  иностранным  орденом.      

Примечания:
*     Предположительно  пилотом  этого  Ме-109  был  ас  51-й  немецкой  истребительной  эскадры  «Мёльдерс»  фельдфебель  Герхард  Вилле,  на  счету  которого  было  13  сбитых  самолетов.   
**     Столь  позднее  присвоение  звания  Героя  Советского  Союза  было,  очевидно,  связано  с  тем,  что  В.  И.  Бобров  неоднократно  имел  взыскания  по  службе.  Кроме  того,  еще  в  мае  1944  года  он  был  исключен  из  членов  ВКП(б)  с  достаточно  красноречивой  формулировкой  «за  недостойное  поведение  в  быту  и  нарушение  партийной  этики».  Лишь  в  марте  1945  года,  за  большие  боевые  успехи,  его  восстановили  в  партии  с  сохранением  прежнего  стажа.
***     Орден  имел  порядковый  №  4407.


Рецензии
Он, как птица Феникс, "горел" и восстанавливался!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   03.05.2023 15:02     Заявить о нарушении
Да, на его долю выпало многое...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   03.05.2023 16:22   Заявить о нарушении