Преподобный Серафим Саровский посещал город Орёл

Павел Меркулов
доктор исторических наук, директор филиала
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
(Орловский филиал)

Виктор Ливцов
доктор исторических наук, профессор,
заместитель директора ФГБОУ ВО  «Российская академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Орловский филиал)


Появление на  площади перед Богоявленским собором города Орла памятника преподобному Серафиму Саровскому, который в  ходе своего Первосвятительского визита в  Орловскую митрополию освятил Святейший Патриарх Московский и  всея Руси Кирилл, не  случайно. По  данным исследователей, имеются свидетельства посещения Серафимом Орла и  Богоявленского собора.

Серафим Саровский (в  миру Прохор Исидорович Мошнин, в  некоторых источниках  — Машнин)  — иеромонах Свято-Успенской Саровской пустыни  — один из  наиболее почитаемых православных святых, основатель и  покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в  1903 году в  лике преподобных по  инициативе царя Николая Второго. Родился  19 (30) июля 1754  г. (по  другим данным  — в  1759  г.) в  Курске. Скончался  2 (14) января 1833  г. в  Саровском монастыре.

Данные о  пребывании преподобного Серафима Саровского в  Орле содержатся в  книге «Дивный старец. Жизнеописание преподобного и  богоносного отца нашего Серафима Саровского и  всея Руси чудотворца», автором-составителем которой является монах Русской Православной Церкви, поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель, член Союза писателей СССР Лазарь (Афанасьев, 1932-2015).

О  посещении  г. Орла Серафимом Саровским автор пишет во  2  главе своей книги, повествуя о  том периоде жизни Серафима, когда он  был известен под именем Прохор, и  являлся послушником Саровского монастыря, что подтверждается и  другими исследователями. Именно в  период послушничества в  этом монастыре Прохору (Серафиму) явилась Пресвятая Богородица (со  святыми апостолами Петром и  Иоанном), исцелившая его от  «водяной» болезни.

В  1784 году в  Саровской обители настоятелем был иеромонахом Пахомий (Назарович). Им  были инициированы масштабные строительные работы, в  рамках которых планировалось возведение нового храма. Но  средств не  хватало, и  старец Иосиф (один из  монахов Саровской обители и  духовник Серафима) предложил своему духовному сыну Прохору (Серафиму) новое послушание  — сборщика денег на  построение храма.
Из  этого следует, что летом 1784 года Прохор (Серафим), будучи послушником Саровского монастыря, посетил Орёл, собирая средства на  строительство нового храма в  своей обители.

Основными местами сбора средств на  церковные нужды в  России всегда были храмы. В  1784 году действующими храмами (из  дошедших до  нашего времени) в  Орле были: Богоявленский собор (древнейший из  сохранившихся орловских храмов, каменное здание которого было возведено в  первом десятилетии XVIII  века); Троице-Васильевский храм (заложен в  1743  г.; строительство окончено в  1751  г.); Ахтырский кафедральный собор (возведен в  1773  г.); Свято-Иоанно-Крестительский храм (заложен в  1774  г.; освящен в  1777  г.); Николо-Песковский храм (заложен в  1775  г.; в  1776  г. был построен и  освящен южный придел святителя Николая Чудотворца, а  главная церковь с  Ильинским алтарем окончена постройкой в  1790  г.) Из  всех перечисленных храмов в  то  время только Богоявленский собор и  Троице-Васильевский храм располагались в  городской черте. Остальные находились либо на  дальних окраинах, либо за  городом. По  сути, в  центре был только один значительный храм, игравший роль городского собора  — Богоявленский. Именно он  был средоточием духовной жизни орловцев, являясь главным храмом Орла (более древняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы к  рассматриваемому времени сильно обветшала и  богослужения в  ней не  проводились; она была разобрана в  1786  году).

Таким образом, с  большой долей уверенности можно предполагать, что в  1784 году преподобный Серафим Саровский в  возрасте 25  лет (или 30  лет) во  время своей послушнической миссии посещал Орёл, и, вероятнее всего, принимал пожертвования от  прихожан Богоявленского собора, в  1784 году самого значимого из  всех храмов города.

* * *

Имя Серафима Саровского и  Орёл также связывает литературная деятельность Сергея Александровича Нилуса, который все свое детство провел в  имении Золотарёва Мценского уезда Орловской губернии. С.А. Нилус (1862-1929), много писавший о  Серафиме Саровском  — религиозный писатель и  общественный деятель, православный автор книг, посвящённых выдающимся личностям Дивеевского монастыря и  Оптиной пустыни.

Еще одна известная личность, связывающая имя Серафима Саровского с  Орлом  — митрополит Серафим (Чичаго;в, 1856-1937)  — епископ Русской Православной Церкви, который с  1906 по  1908 годы управлял Орловско-Севской епархией. При нём здесь были учреждены церковно-приходские советы, широко развивалась благотворительность. За  организацию приходской жизни в  Орловско-Севской епархии митрополит Серафим был награждён орденом святой Анны I  степени. В  1907  г. он  стал присутствующим членом Святейшего Синода, занимался церковно-приходскими вопросами. И  именно ему в  1902 году по  повелению императора и  определению Святейшего Синода были поручены подготовительные работы по  канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в  1903  году. Он  написал житие преподобного, выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и  был одним из  организаторов церемонии прославления.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии