Почему мы теряем себя?

     Сегодня я хотела бы рассмотреть: как происходит механизм формирования Угодливого "Я".

Наверняка, Вы уже слышали о таких понятиях, как Реальное "Я" и Угодливое "Я".

Реальное "Я" в психологии и психотерапии имеет два значения:

- то, что я думаю о себе в этот реальный момент;

- то, какие мои черты настоящие во мне существуют, не искаженные невротическими реакциями (скажем так).

Понятное дело, что невротические реакции есть  практически у всех. Но все же кто-то - живой, наполненный, не боится выражать свое мнение, адекватно взаимодействует с окружающими, открыт, искренен, в нем не чувствуется сильный страх, в том числе отвержения. Он выглядит целостно и не старается быть хорошим, при этом , считая себя хорошим.

Реальное "Я", на самом деле , может быть вытеснено в любом возрасте, если Вы попали в токсичные отношения и не отследили их, потеряли критичность, долго в них находитесь.

Думать, что я весь проработанный, поэтому не попаду в руки нарцисса,психопата, абьюзера и т.д. самонадеянно.

Угодливое Я могут взращивать в детях родители, парни и мужья в девушках и жёнах, девушки и жены в парнях и мужьях, учителя и воспитатели в детях, типа друзья в друзьях, работодатели в своих работниках.
Чем ближе Вам человек, больше времени проводите, чем больше ему изначально доверяете или хотите быть рядом, тем более сильное воздействие он на Вас будет иметь. И конечно, Ваши психологические травмы, Ваше состояние при встрече с ним тоже  имеют большое значение.

Теперь давайте посмотрим, как складывается эта схема?

 Человек, назовем его Токсико-разрушитель, с которым Вы находитесь во взаимоотношениях, имеет свою "Ахиллесова пяту". Обычно это проблемы с самооценкой, большая уязвимость. Он принимает решение:  свои проблемы (не обязательно на осознанном уровне) решать через другого.

Находит человека рядом, который в данный момент наиболее уязвим и подходит на роль Жертвы. И начинает контролировать этого человека, управлять им, чтобы он делал ТАК, как  необходимо Токсико-разрушителю.

Влюбленность, любовь и доверие к нему тоже рассматривается как уязвимость.

Реальное Я выбранной Жертвы представляется опасным, так как тогда человек является субъектом, у которого есть право выбора, свои спонтанные чувства, желания, действия, что имеет элемент непредсказуемости и пугает Токсико-разрушителя . Ему нужен объект, предмет, с которым он мог бы осуществлять манипуляции.


Поэтому живые реакции Жертвы, его Реальное, настоящее Я  Токсико- разрушитель начинает вытеснять и формировать у него Угодливое "Я", установку "Я- хороший" (если она, конечно была, или хотя бы как-то обозначалась) он в Жертве  подменяет на "Будь всегда хорошим, чтобы заслужить к себе хорошее отношение".

Постепенно Жертва теряет свою спонтанность, свои сильные качества, в том числе волю, чувство собственного достоинства, умение принимать решение, заявлять о своем мнении, просить о помощи в равной позиции и так далее, разрешать себе право на ошибку, чувствует себя беспомощным и никому неинтересным, начинает  панически бояться быть плохой(им), так как тогда ее(его) отвергнут и никто не будет общаться.


И  Жертва станет самым ужасным человеком на свете. И никому ненужным. Ведь и сейчас  она нужна только Токсико-разрушителю.

   Постепенно токсины будут так действовать на Жертву, что могут начаться изменения во взаимоотношениях и с другими людьми, в других сферах жизни. Так как психологический портрет Жертвы меняется.

 


Рецензии